В Национальном центре современных искусств открылись сразу три необычные фотовыставки

А детство укрыто такими большими снегами

В Национальном центре современных искусств (площадка на ул. Некрасова, 3) открылись сразу три необычные фотовыставки, объединенные темой новогодних праздников.

Украшение экспозиции – старинные новогодние открытки.

Хранители  воспоминаний

Первая — «Когда елки были большими». В экспозиции — искренние и бесхитростные снимки из семейных альбомов и архивов белорусских фотографов, художников и просто любителей искусства. 

Куратор проекта Владимир Парфенок
рассказывает:

— Идея выставки возникла два года назад. Тогда мы просто организовали встречу, на которую попросили участников принести свои новогодние фотографии из семейных альбомов. Получились такой happening и инсталляция одновременно: на большом столе расставили снимки в рамочках, рассматривали, вспоминали, обменивались впечатлениями. Не было никакого сценария, все происходило само собой, и эта событийная импровизация увлекла всех, расходиться не хотелось. Тогда и стало очевидно: материал любопытный, публика зажглась, поэтому решили воплотить идею уже в выставочном формате.

Клич бросили два месяца назад. В ответ копии фотографий прислали почти полсотни человек, для выставки выбрали 36 снимков. Рассчитывали на большее количество, но многие старые фотографии в семейных альбомах приклеены намертво, а задача была показать не сканированные, а оригинальные изображения, те, которые 20—30—50 лет назад фотографы-любители делали для себя, без особых претензий попасть на территорию искусства. И, тем не менее, по мнению Владимира, а ему можно доверять, ведь он известный профессионал-фотохудожник, есть в экспозиции настоящие шедевры. 

…За стеклом в рамочках — снимки черно-белые, есть совсем маленькие, у некоторых пожелтевшие от времени края. Довоенная встреча Нового года где-то в Западной Беларуси. Новый год 1970-х, настроение — джаз. Грустные глаза у солдата на фоне елки — снимок сделан в Афганистане. Веселое новогоднее застолье и увековеченный портрет самой наряженной лесной красавицы — в одиночестве, без людей. Елка на табуретке и во дворе. Праздник дома и в детском саду. Привычные девочки-снежинки, мальчики-зайчики, клоуны и даже мальчик-самовар. Придет ли теперь кому в голову нарядить ребенка в такой костюм?

Эти простенькие любительские снимки как нельзя лучше передают дух того времени, когда фотографирование детей и взрослых у праздничной елки было едва ли не самым любимым и самым главным семейным и коллективным ритуалом. 

Теплые воспоминания об ушедшем времени хранят фотографии из семейных альбомов.

Открытые  письма 

Вторая выставка «PRO ЕЛКИ» объединяет творческие работы известных белорусских фотографов на ту же новогоднюю тему. PRO означает профессионалы. Здесь соединились строгая документальность и креативные поиски красоты ускользающего момента. А определенная меланхоличность и отстраненность взглядов фотографов на новогоднюю суету соседствуют с доброй иронией и безграничной позитивностью ожидания прихода очередного календарного года с новыми надеждами.

Например, известный фотохудожник Вадим Качан специально поехал на дачу, чтобы сделать снимки для этого проекта. Назвал серию «История семьи в предметах». Вот — коробка от искусственной елки. Рядом — мешки со старыми елочными игрушками, когда-то их мастерили сами из бумаги. И, конечно, Дед Мороз, который весь год лежит в шкафу, ожидая праздничного выхода. У каждого из этих старых предметов своя история. Наверное, такие есть в каждой семье. Чаще всего ими уже давно не пользуются, но бережно хранят в квартире, на даче или на чердаке.

Третья выставка собрала уникальные рождественские открытки из коллекции Дмитрия Серебренникова. Представлено больше 70 так называемых открытых писем. Между прочим, традиции поздравлять родных и близких с помощью почтовых открыток больше ста лет. Впервые термин «открытое письмо» появился в Австро-Венгрии в 1869 году. 

На выставке демонстрируются редкие образцы открыток — печатных и фотографических, выпущенных в период с 1898 по 1942 год в России и Европе, есть даже экземпляр из США.

Милые детишки и зверушки, рождественские елки со свечами и колокольчиками, нарядные дамы и кавалеры, яркие коробочки с подарками, заснеженные избушки, ангелочки… И совершенно необычный любопытный сюжет на открытке времен Первой мировой войны — солдаты танцуют у елочки.

К слову, к теме почтовых открыток организаторы выставки собираются вернуться. Планируют представить открытки советского времени, в том числе изданные в БССР. В следующем году продолжится и проект «Когда елки были большими», ведь в старых семейных альбомах еще так много любительских новогодних фотографий, хранящих теплые воспоминания об ушедшем времени. 

svirko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter