Источник: Знамя юности
Знамя юности

Школьница из Новолукомля Ксения Казинец – о том, почему увлеклась бактериями, кто помогает побеждать в конкурсах и как она планирует свой день

А что там, в чашке Петри?

Спортивная фигура, приятная улыбка, веселый характер. Когда впервые видишь эту жизнерадостную девушку, ни за что не поверишь, что она может часами просиживать в лаборатории, отложив на потом общение с друзьями, шопинг, посещение дискотек. Что привело одиннадцатиклассницу средней школы № 1 Новолукомля Ксению Казинец в мир науки?

Как все

Сейчас Ксения, как и все, готовится к выпускному балу. И к учебе в медицинском университете. Это вопрос уже решенный. Девушка родилась в Новолукомле, успела попробовать себя в различных сферах:

– Пыталась петь – не сложилось. В танцах тоже не повезло. Потом два года занималась лепкой из глины. Пошла в художественную школу, увлекалась живописью. Сейчас пишу иногда для души или в школьных конкурсах участвую. Параллельно посещаю баскетбольную и волейбольную секции. Но это скорее для разрядки и поддержания физической формы. Беру пример с папы – он у нас спасатель, служит в МЧС.

Школьница, конечно, скромничает, умалчивая о том, что практически в совершенстве владеет английским языком. За это спасибо маме – преподавателю иностранного. Кто знал, что именно английский в итоге поможет достичь громкой победы на мировом поприще? Да-да, в прошлом году Ксения стала победителем Всемирного конкурса изобретений, проходившего в Малайзии. Щедр на победы и год нынешний – на днях представительница Новолукомля получила диплом I степени на XXXII Республиканском конкурсе научных биолого-экологических проектов.

Решающий день

Итак, ориентиры на ближайшие годы Ксения уже расставила. Средний балл ее аттестата – 9,8:

– Надеюсь окончить школу с оценкой 10,0. Учиться в медуниверситете буду на лечебном факультете, потом определюсь со специализацией. Наукой, конечно, продолжу заниматься, по-другому быть не может. Я пришла в нее, можно сказать, за один решающий день, но уверена, что навсегда.

Исследовательской работой Ксения занялась еще в девятом классе. Школа тогда только создала ресурсный центр «Энергосбережение – начни с себя» и наладила сотрудничество с экотехнопарком «Волма», инфоцентром по атомной энергии и Республиканским центром экологии и краеведения. Этот центр и стал первой научной базой для увлеченной школьницы:

– Нас привезли на экскурсию в его лабораторию, и я была настолько впечатлена, что сразу поняла: хочу заниматься наукой. Да, я увлекалась и биологией, и химией, а тут решила: все это можно сочетать для будущих открытий. Тем более руководитель лаборатории интеллектуального развития детей и молодежи Иван Русских пригласил всех желающих здесь заниматься.

Ксюша признается, что она захотела изучать мир бактерий. Уж слишком понравились загадочные чашки Петри с колониями разноцветных организмов. Возникли вопросы, что, как и почему. Ответы стала искать вместе с научным руководителем Иваном Русских и своей учительницей биологии Лидией Кравцовой, которая каждую неделю сопровождала ученицу в республиканский центр. Педагоги подсказали и первую тему для исследований.

С головой в науку

Ксения увлеченно расска­зывает:

– Я занялась изучением молочнокислых бактерий, которые живут в полости рта. Мне предстояло в подробностях исследовать, какое влияние они оказывают на организм человека. Подыскала в школе два десятка добровольцев. Взяла образцы слюны. В минской лаборатории высеяла их в те же чашки Петри и стала ждать результат. Не думала, что все будет так быстро. Но уже через день Иван Русских прислал фото колоний. Ребята стали бегать за мной и просить: покажи мои бактерии! Шутки шутками, но это было только начало работы. Следующий этап – обследование всех моих «подопечных» у стоматолога, официальные заключения, опросы по образу питания. И вывод: у того, кто часто употребляет молочнокислые продукты, зубы значительно здоровее.

Тогда проект Ксении представили на республиканском уровне, а на областном она стала победителем конкурса «Эврика»:

– Познакомившись с работами других ребят, я поняла: нахожусь лишь в начале большого пути. Поэтому следующей темой стало изучение микроорганизмов, способных через растворение силикатов влиять на плодородие почвы. Пришлось даже с местным заводом керамзитового гравия посотрудничать: они нам образцы глины с разных глубин доставали. В итоге удалось доказать, что бактерии, которые способствуют лучшему усвоению растениями полезных веществ, повышают урожайность сельхозкультур.

Работа Ксении была презентована на республиканском конкурсе, где вошла в тройку лучших в англоязычной секции. Это дало право участвовать во всемирном состязании.

Победа в Малайзии

Ксения понимала, что шансы на победу небольшие – в малайзийском конкурсе участвовали более 120 ребят из разных стран:

– Тем не менее, все лето трудилась над презентацией. Самое сложное – перевести на английский и запомнить многочисленные термины. Как из биологии, так и по экономике.

Презентация по видеоконференции прошла удачно. Жюри задало три вопроса. Первый касался методов исследований – зарубежные ученые хотели убедиться, что белоруска проводила их самостоятельно. Второй и третий сливались воедино – судей интересовало, каковы перспективы использования полученных бактерий и в чем выразится экономическая выгода от их применения.

– Ученых удовлетворили мои ответы, – теперь уже не сомневается Ксюша. – Я объяснила, что на основе полученных мною штаммов можно создать универсальный препарат, который будет служить одновременно и как средство защиты растений, и как источник питания, и как стимулятор роста. А средой для выращивания этой культуры могут стать отходы свекловичного производства.

Получив золотую медаль и диплом, который из Малайзии в связи с коронавирусом доставили самолетом, Ксения продолжила исследования в данном направлении:

– Я решила проверить, как повлияет ультрафиолет на те самые полезные микроорганизмы. Оказывается, под воздействием лучей можно добиться мутации полезных бактерий – они начинают быстрее размножаться, значительно улучшают свои свойства, становятся более сильными и повышают эффективность использования в растениеводстве.

Эта разработка Ксении Казинец недавно была признана лучшей на республиканском конкурсе.

Эпилог

Школа, наука, спорт, подготовка к экзаменам… Как можно все успеть?

– Я придерживаюсь того мнения, что нехватка времени не аргумент. Бывают лишь неправильное планирование дня и неверная расстановка приоритетов, – говорит Ксения.

Как оказалось, девушка уже четыре года по минутам расписывает в своем ежедневнике все задачи на день. Признается: свободным оставляет только воскресенье, чтобы провести полный апгрейд и с новыми силами окунуться в завтра.

begunova@sb.by

Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА и из личного архива Ксении Казинец.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter