А была ли подлодка?

Подлинная история гибели эсминца "Москва" Странное дело.
Подлинная история гибели эсминца "Москва"

Странное дело. Чем дальше удаляются от нас события

Великой Отечественной войны, тем больше домыслов и ничем не подтвержденных догадок предлагается на суд общественности. Реальные факты при этом авторов "сенсаций" заботят меньше всего. Так, например, в газете "Деловой вторник" от 23 июля 2002 года была опубликована статья Сергея Ильченко под заголовком "Возвращение из бездны".

В ней без каких-либо ссылок на документальные источники автор утверждает, что лидер эсминцев "Москва" погиб во время обстрела румынского порта Констанца в результате атаки советской подлодки "Щ-206". В свою очередь эту субмарину потопил корабль "Харьков", принимавший участие в том же обстреле. И все эти годы экипаж уцелевшего миноносца якобы хранил гробовое молчание.

Прочитав эту статью, некоторое время я находился в шоке. А потом решил ответить автору.

Я сам участвовал в первой боевой операции Черноморского флота во время Великой Отечественной войны, находясь на эсминце "Сообразительный" в качестве командира БЧ-2 и управляющего артиллерийским огнем орудий главного калибра корабля. Более того, у меня сохранилась магнитофонная запись воспоминаний капитана 1-го ранга в отставке Хулги - ранее командира БЧ-2 "Харькова", управлявшего артиллерийским огнем этого корабля при обстреле порта Констанца.

Подлинная история гибели "Москвы" такова.

К началу Великой Отечественной войны румынский порт Констанца был превращен немецко-фашистскими захватчиками в опорную базу для обеспечения боевых действий немецких и румынских войск в прибрежной полосе Черного моря. И поэтому в первые же дни войны нашим командованием было принято решение нанести удар по Констанце силами Черноморского флота. Для этого был выделен ударный отряд в составе двух лидеров эсминцев "Москва" и "Харьков" под командованием командира 3-го дивизиона эсминцев капитана 2-го ранга Романова, который вышел в море для выполнения задания 25 июня в 20 часов. А вслед за ним отправился отряд корабельной поддержки: крейсер "Ворошилов" и эсминцы "Смышленый" и "Сообразительный" под командованием контр-адмирала Новикова. Переход кораблей из Северной бухты в Севастополе в район боевых действий прошел без помех. Но с рассветом "Сообразительный" получил приказание с крейсера "Ворошилов" оказать помощь "Харькову"... Что же там случилось?

"Ударный отряд, как и планировалось, прибыл в район порта в назначенное время, - рассказывал потом мне очевидец трагедии капитан 1-го ранга в отставке Хулга. - В 5.02 корабли легли на боевой курс и открыли огонь по цели. Но уже спустя несколько минут ответный огонь открыла тяжелая береговая артиллерия противника, а точнее, дивизион "Тирпиц" с орудиями 13,5 дюйма. Под обстрелом мы успели выпустить около 400 снарядов и легли на курс отхода. Но тут раздался страшный взрыв. В 5.21 лидер эсминцев "Москва" взорвался, переломился пополам и начал тонуть".

Вскоре авиация противника атаковала "Харьков". С выведенным из строя котлом его и нашел "Сообразительный", которому было поручено заступить на охрану и сопровождать "Харьков" в Севастополь. Увы, уже без "Москвы"...

Хронология событий при первом боевом походе кораблей Черноморского флота, как следует из рассказа участника тех событий, не соответствует данным автора статьи "Возвращение из бездны", который пишет о подлодке "Щ-206", якобы маневрировавшей на минном поле для выхода в атаку. А упоминание о том, что будто бы ответно атакованная и поврежденная артиллерийским огнем эсминцев субмарина всплыла, а не опустилась на дно, вообще выглядит как чудо. Хочется надеяться, что нынешнее командование Черноморского флота возьмет под защиту честь и достоинство всех моряков - участников тех событий.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter