А был ли мальчик?..

Кое-что   об   «иностранном   засилье»   на   отечественных   магазинных полках

Кое-что   об   «иностранном   засилье»   на   отечественных   магазинных полках

Потребительский импорт, несомненно, стал  хитом уходящего месяца. Зарубежные товары обсуждали на все лады. Даже как-то жалко стало импортеров. Сидели тихо, никого не трогали и вдруг оказались «притеснителями» отечественных производителей. Конечно, иностранная продукция в некоторых сегментах теснит белорусские аналоги. Разве в этом есть что-то страшное? По сути, обычная конкуренция, которая существует во всех странах. Причем ее зарубежная продукция далеко не всегда выигрывает. Те же морепродукты белорусских производителей отлично себя чувствуют на прилавках и никого «не боятся». Так, возможно, проблема не в потребительском импорте, а в конкурентоспособности некоторых отечественных отраслей и отдельных предприятий?.. 

Если верить статистике, тотального засилья иностранных товаров в Беларуси нет. Наоборот, в торговле преобладает отечественная продукция, на которую приходится 70 % розничного товарооборота. Да, внешнеторговое сальдо потребительскими товарами сложилось отрицательное — более $ 0,5 млрд. Но минус в данном случае не равносильно «не в нашу пользу». В прошлом году население приобрело импортной продукции почти на $ 4,5 млрд., из которых более $ 1 млрд. пришлось на легковые автомобили и почти $ 0,6 млрд. – на критический импорт: кофе, бананы, виноград… Говоря другими словами, у доброй трети завозных товаров нет аналогов отечественного производства. И на сегодняшний момент быть не может. Значит, по большому счету, мы остались в плюсе. Тем более что ничего экзотического для потребителей на мировом рынке наша страна предложить не может. 

Откуда же тогда взялась проблема «иностранного засилья» на магазинных полках?! Причем в пищевой отрасли «обиженными» традиционно оказались производители консервов, пива, в меньшей степени кондитеры… Продукция легкой промышленности, бытовые приборы, электротовары, моющие средства также оказались в числе «пострадавших». Но разве проблемы в этих сегментах сложились из-за присутствия импортных аналогов? Сомневаюсь. Особенно если вспомнить отраслевые коллегии в начале года, когда «по шапке» получали именно эти предприятия, причем за выпуск неконкурентоспособной продукции. Так кто виноват, что объемы ее реализации низкие? Торговля? Она бы с удовольствием поставила отечественные консервы на самом видном месте, если бы потребитель их «разметал». А покупатель нос воротит. В соседнем универсаме пирамидой недавно выставили разные солянки в пол-литровых банках. Полчаса рядом стоял, любовался и покупательского ажиотажа не заметил. И дальше так будут стоять. Как-то купил из такой «горы» баночку горошка и вы-бросил: ржавчина от жестяной крышки запорошила зеленый продукт. Вот и вся проблема импорта. 

Естественно, можно ограничить «эксклюзивные выкладки», «заузить» пространство для полок «иностранцам», еще какие-нибудь ограничения придумать, только способны ли эти меры переломить ситуацию?! Скорее только загонят ее вглубь. «Ржавые» консервы потребитель будет приобретать только от полной безнадеги, когда аналога не будет в принципе. Но создать вакуум для неликвидного отечественного товара даже в одном сегменте сегодня практически невозможно. Перекроют кислород в магазинах и гипермаркетах — всегда останутся рынки. 

Кстати, интересный парадокс: сколько лет Минторг и другие гос-органы боролись за то, чтобы перенести центр тяжести в реализации продовольственных товаров из ларьков в торговые точки, сделать прозрачными товаропотоки… И только «лоточный» ритейл стал терять позиции, как ему неожиданно дали шанс на выживание. Базар — он на то и базар, что проконтролировать торговцев невозможно даже теоретически. И проблема импортозамещения этих реализаторов волнует в последнюю очередь. Помню, в прошлые годы то и дело заканчивались квоты на импортные табачные изделия. В Минске курильщики начинали волноваться из-за дефицита определенного вида папирос. А в Гродно и Бресте никто и бровью не повел. 

— У нас граница рядом. Привезут, — уверенно прокомментировал ситуацию мой знакомый. — Не будет в ларьках нужных сигарет — бабки из-под полы будут торговать… 

Только при «серых» схемах все прибыли отправляются мимо государственной казны прямо в карман дельцам. Прогноз гипотетический, но вполне реальный. 

На мой взгляд, такой массированный пиар в «силовой манере» вряд ли улучшит позиции отечественной продукции, скорее наоборот. Во-первых, такой подход дает лишний повод независимым экспертам посудачить о протекционизме. Во-вторых, скажется на официальном ритейле. Сегодня сетевые магазины, гипермаркеты, крупные универсамы прежде всего волнует не «национальность» товара, а товарооборот. Кстати, далеко не все импортные торговые марки прижились на отечественных полках. Некоторые весьма серьезные бренды, к примеру, в сегменте соков пришли на наш рынок и ушли через несколько месяцев — не выдержали конкуренции. В-третьих, административная помощь в реализации только атрофирует и без того почти отсутствующее желание у производителей-аутсайдеров производить нормальную продукцию, которую приятно и продавать, и покупать без лишних напоминаний. 

Возможно, все-таки надо начинать решать проблему потребительского импорта не с магазинных полок, а с критического анализа неудач производителей, их технологий, рецептур, потребительской ценности товара в принципе. Ведь факторов привлекательности для потребителей несколько десятков, а у производителей «ржавого» горошка весь промоушн нередко сводится к банальной фразе: «Дешевле, чем импортные аналоги». Но покупателю не аналог нужен, а продукт. Вот его-то и надо начинать производить. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter