Стереотипы изрядно надоели

Две недели назад в Минск прибыл Временный поверенный в делах США в Беларуси Скотт Роланд, чтобы возглавить посольство США в Беларуси и заменить на этом посту своего предшественника Итана Голдрича

Достаточно взглянуть на биографию господина Роланда (на фото), чтобы понять, что перед нами американский дипломат очень высокого уровня, работавший в разные времена на наиболее приоритетных направлениях внешней политики США.

Ранее Роланд был директором Программы советников по международным делам при Бюро по военно-политическим вопросам Госдепартамента США (2012–2014), служил в качестве атташе по делам информации, образования и культуры в посольствах США в Куала-Лумпуре (2010–2012), Кабуле (2008–2009), Франкфурте (2005–2007) и Кито (2000–2003); был генеральным консулом в Екатеринбурге (2003–2005), директором информационного центра в Исламабаде, Пакистане (1998–2000) и др. Он является членом Высшей дипломатической службы, владеет русским, немецким и испанским языками.

Прибытие в Минск американского дипломата такого высокого уровня способно придать новый импульс развитию белорусско-американских отношений даже в условиях, когда на официальном уровне в США до сих пор превалирует жесткая риторика в адрес белорусских властей. Правда, США держит подобный «тон» и в отношении Ирана, хотя уже больше года эти страны активно нормализуют отношения друг с другом. Так что риторика – это больше инерция бюрократического мышления, нежели реальные внешнеполитические установки.

Не секрет, что для администрации президента Барака Обамы и нынешнего руководства Госдепартамента США центрально- и восточноевропейский регионы не являются внешнеполитическим приоритетом в отличие от Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Однако украинский кризис все же заставил американское военно-политическое руководство временно сфокусировать внимание на процессах, происходящих в нашем регионе. Как только украинский кризис затихнет, интерес  администрации Барака Обамы охладеет. Именно поэтому нынешняя ситуация – шанс для нормализации белорусско-американских отношений.

Тем более что на фоне динамичного нарастания военно-политической напряженности как в регионе, так и в мире в целом Беларусь выполняет все взятые на себя обязательства в области обеспечения региональной и глобальной безопасности, следуя международным режимам по безопасности и эмбарго. Беларусь уже несколько лет участвует в Северной распределительной сети (СРС), обеспечивая транзит грузов для военного контингента НАТО в Афганистане. В отличие от других государств – участников СРС Беларусь установила самые дешевые тарифы для транзита натовских грузов через свою территорию и никогда не пыталась использовать этот вопрос в качестве рычага давления на руководство США.

Каким же образом можно активизировать белорусско-американские отношения, переведя их в прагматическое русло?

По моему мнению, прежде всего с учетом опыта необходимо возобновить полноценную работу американского посольства в Минске и белорусского посольства в Вашингтоне. Это был бы конструктивный шаг.

Сильной стороной Беларуси считается уважение обязательств перед США в военно-политической сфере. В этом контексте целесообразно рассмотреть вопрос углубления участия Беларуси в Северной распределительной сети через создание логистического пункта по аналогии с таким же пунктом транзитных перевозок в Ульяновске (Российская Федерация) и Актау (Казахстан), так как после вывода международного контингента из Афганистана будут инициированы новые военные среднесрочные миссии со стороны США и НАТО.

Процесс нормализации белорусско-американских отношений по дипломатическим каналам может занять много времени, что обусловлено американской бюрократической логикой. Думаю, чтобы повысить интерес к Беларуси со стороны США, можно было создать общественную структуру, объединяющую ведущих американских и белорусских экспертов, которая занималась бы изучением путей усиления белорусско-американского сотрудничества в различных сферах (гуманитарной, экономической и военно-политической). До введения американских санкций, например, ряд белорусских предприятий поставлял свою продукцию для некоторых стратегических отраслей американской промышленности, как, например, авиакосмическое строение. Поэтому сохранение экономических санкций сегодня не в интересах обеих сторон, особенно если они затрагивают обоюдные интересы. Чтобы эти санкции были отменены, необходима системная работа, направленная на выявление важных и приоритетных направлений сотрудничества, где явно совпадают взаимные интересы.

Самый главный враг белорусско-американских отношений – это, считаю, плохая осведомленность Госдепа о протекающих в наших странах процессах. Поэтому преодоление непонимания и недоверия – гарантия успеха развития этих отношений. Однако есть и деликатный нюанс – «дружить» против кого-то в сиюминутных интересах Минск никогда не будет...

Арсений СИВИЦКИЙ,
директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter