90 лет назад

Потребкооперация - значимая отрасль в развитии народного хозяйства нашей республики

Потребительская кооперация Беларуси на различных этапах исторического развития адаптировалась к социально-экономическим и политическим условиям страны, сохраняя кооперативную сущность. Ее деятельность несет отпечаток своего времени, не изменяя принципам ориентации на заботу о сельских жителях и пайщиках.

В январе 1923 года вышла статья В.И. Ленина «О кооперации», в которой были обобщены вопросы теории и практики развития кооперации в условиях капитализма и первый опыт использования ее при построении социалистического общества. В статье В.И. Ленин выдвинул идею социалистического преобразования на основе кооперирования. Он подчеркнул, что надо вовлечь в кооперативы наибольшее число трудящихся и крестьян, но для этого необходим громадный подъем культурного уровня населения. Прежде всего это распространение грамотности, развитие массово-просветительской деятельности среди сельских жителей. И эти задачи были поставлены перед потребительской кооперацией.

Новый подход к кооперации нашел отражение и в хозяйственной политике Советского государства. Именно в этот период потребительская кооперация Беларуси превратилась в важный сектор народного хозяйства, сложилась единая система, объединившая отрасли, которых раньше у нее не было. Это общественное питание, заготовительная и производственная деятельность, бытовое обслуживание населения. Сформировалась кооперативная идеология, появились учебные заведения, решавшие проблему подготовки квалифицированных кооперативных кадров. Имеющиеся в Центральном музее истории потребительской кооперации Беларуси документы и материалы рассказывают нам о том, что культурно-просветительской деятельности в 1923—1935 годах отводилось особое место. Кооператоры открывали избы-читальни, библиотеки, организовывали школы для взрослых. Сегодня трудно себе представить, какой несвойственной работой приходилось заниматься кадрам потребительской кооперации того времени. Они организовывали показ кинофильмов, открывали детские сады и ясли, радиофицировали населенные пункты, создавали театры и кружки самодеятельности.

Культурно-просветительская работа потребительской кооперации способствовала завоеванию большого авторитета у населения и достижению высоких результатов в хозяйственной деятельности.

В этот период осуществлялась всесторонняя государственная поддержка кооперации как коллективной формы хозяйствования в конкурентной борьбе с частной деятельностью. О многом говорят статистические данные. В 1922 году удельный вес частного сектора в Беларуси был 75,3 %, а к началу 1925 года снизился до 43 %. Удельный вес потребительской кооперации в товарообороте республики в 1922 году —

23,8 %, а в 1925 году — уже 45 %. Структуру товарооборота потребительских обществ того времени составляли предметы первой необходимости: мануфактура, мыло, керосин, табак, соль, сахар, спички. Получила дальнейшее развитие и материально-техническая база кооперативной торговли. Если в 1922 году в ее состав входило только 847 предприятий, то к 1925 году их число возросло до 3213, постепенно расширялся и ассортимент продаваемых товаров.

С 1923 года, с созданием Минского центрального рабочего кооператива, активно стало развиваться общественное питание. Только за год в Минске было открыто 10 столовых и сеть буфетов на заводах. Впервые столовые начали осуществлять отпуск обедов на дом, причем по удешевленным ценам. Через пять лет потребительская кооперация Беларуси имела 64 столовые в городах и 62 столовые на селе, на рынках и вокзалах открылись первые кооперативные чайные и буфеты.

В это же время зарождалась и производственная деятельность потребительской кооперации. Сегодня, читая публикации того времени, можно представить, какая многогранная работа была проведена. Так, например, Глусское потребобщество имело свою электростанцию, которая отпускала электроэнергию пайщикам по более низким ценам, и паровую мельницу, а Игуменское (Червенское) в 1923 году открыло хлебопекарню, сапожную и швейные мастерские, Борисовский рабочий кооператив — кожевенный завод и обувную мастерскую, Койдановское потребительское общество — ткацкую мастерскую по изготовлению одеял, скатертей и платков. Для помощи пайщикам в уборке и обмолоте зерна в течение года было организовано 15 прокатных пунктов, где выдавался необходимый инвентарь. Кооператоры открывали мыловаренные, крахмальные, кирпичные заводы, наладили производство патоки и щепных товаров на территории Беларуси. Как свидетельствуют архивные данные, в целях придания этой деятельности более организованного и целенаправленного характера в Центробелсоюзе был открыт промышленный отдел.

Потребительская кооперация не только обеспечивала жителей села необходимыми товарами, но и осуществляла заготовку сельскохозяйственной продукции и сырья. Заготавливались кожевенное сырье и щетина, дрова, лен, мясо, зерно, грибы и овощи. Получило развитие коробейничество. Доля потребительской кооперации от поступления зерна в государственные закрома уже в 1925 году от общего объема составляла 30 %, а мяса — 40 %. Белорусские кооператоры снабжали мясом воинские части молодого Советского государства и жителей Ленинграда, Мозырское потребобщество снабжало заготовленными дровами население Киева.

90 лет назад, 1 февраля 1923 года, вышел в свет и первый номер газеты «Белорусский кооператор», на страницах которой каждый пайщик мог узнать новости с мест. Она была рассчитана на широкие слои населения и помогала привлекать в кооперацию новых членов, пропагандируя идеи потребительской кооперации, рассказывая о направлениях ее деятельности.

Это был период становления потребительской кооперации как значимой отрасли в развитии народного хозяйства нашей республики, которая, пройдя трудный путь, основной целью всегда ставила заботу о людях.

Ольга АХРИМЕНЯ, заведующая Центральным музеем потребительской кооперации Беларуси

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter