83 года назад, 25 октября 1940 года, «СБ» опубликовала разгромный материал о белорусской эстраде того времени

Полтора года назад широкоизвестный композитор с белорусскими корнями Игорь Корнелюк сказал следующее: «Наша эстрада – это огромная канализационная труба». Не станем комментировать мнение уроженца Бреста, но вообще создается впечатление, что негативное отношение к эстраде родилось вместе с ней. Приводим материал «О репертуаре белорусской эстрады», написанный по следам Республиканского совещания по эстрадному искусству.

«Эстрада самое подвижное из всех видов искусств. Не требуя специальных помещений, декораций, освещения, грима, искусство эстрады может быть представлено в любых  условиях. Это дает возможность работникам эстрады бывать в самых отдаленных местностях, используя любую площадку для выступлений. Организацией таких концертов в нашей родной республике занимается Белгосэстрада.

Как же работает Белгосэстрада? Каков репертуар ее исполнителей? Этим вопросам было посвящено республиканское совещание, созванное управлением по делам искусств при СНК БССР 23 и 24 октября.

Начальник Реперткома БССР тов. Гершензон в своем обстоятельном докладе, говоря о росте советской эстрады, заострил внимание на засоренности репертуара исполнителей Белгосэстрады.

– Мутным потоком, – говорит он, – хлынули мещанские, пошлые песни, засоряя все жанры эстрады.

По определению тов. Гершензона, все это вызвано тем, что Белгосэстрада не имеет своих кадров, ждет от Союза писателей и композиторов специального репертуара, ничего однако не делая для установления живой связи с этими организациями. А между тем у ряда писателей (Крапива, Я. Купала, Я. Колас) имеются произведения, вполне приемлемые для эстрадного исполнения.

К сожалению, тов. Гершензон не вскрыл всех причин, которые обуславливают плохую работу Белгосэстрады и низкопробность репертуара ее исполнителей. Это сделали выступавшие в прениях товарищи Гольденберг (Барановичи), Жабкова (Витебск), Цветков (ЗапОВО), Кучар, Нефед, Модель, композитор Полонский и многие другие, в том числе и актеры Белгосэстрады.


Белгосэстрадой эта организация называется только по территориальному признаку. Ничего национального в ее репертуаре нет. Единственной актрисе эстрады тов. Новик, у которой был белорусский репертуар, запретили выступать на белорусском языке.

Актеры из западных областей остро нуждаются в новом советском репертуаре. Слабо представлен разговорный жанр. Но и в том немногом, что здесь имеется, произведения народного творчества, как и лучшие произведения классической русской и иностранной литературы, игнорируются. Еще меньше политической актуальности в таком злободневном жанре, как эстрадный фельетон. Наиболее уродливо представлены конферансье, в выступлениях которых царит вульгарность, пошлость. Конферансье зачастую опорачивают советский быт, особенно в репризах о семейных отношениях. К типу таких в первую очередь следует отнести Адольфа Пинского.

На эстраде отсутствует художественное руководство, артисты не получают никаких творческих заданий. Они большей частью существуют на правах гастролеров, полностью предоставленных самим себе. Все это происходит потому, что у руководителей Белгосэстрады – директора Блюмберга и его заместителя Кагановича – один девиз: «Лишь бы «товар» был ходким». Об этом цинично заявил Каганович: «В зависимости от емкости рынка, ходкости и доходчивости того или иного номера, его рентабельности можно пользоваться более или менее продолжительный срок».

Управление по делам искусств в свое время создало комиссию по квалификации артистов. И. тем не менее, квалификацию по сей день устанавливает лично Блюмберг. Штаты эстрады никем не утверждаются, и это дает возможность директору принимать и увольнять актеров по своему вкусу и желанию.

Выступивший на совещании директор Белгосэстрады Блюмберг пытался свалить с себя вину за плохую работу эстрады, ссылаясь на то, что управление по делам искусств не уделяет им должного внимания. «Пока управление и его отделы не возьмутся за эстраду, – говорит он – ничего не будет».

Только ли в этом дело? Как бы то ни было, такое положение дел в эстраде нашей республики дальше нетерпимо. Прошедшее совещание должно положить начало перестройки работы Белгосэстрады, раз и навсегда прекратить царящие там безобразия. М. Геннадьев».

***

Вспоминая великого Аркадия Велюрова из «Покровских ворот», хочется вместе с ним исполнить весьма красноречивый куплет, который впору было бы выучить наизусть всем, кто стремится на эстраду или уже осваивает ее.

Когда выходишь на эстраду,
стремиться нужно к одному,
всем рассказать немедля надо,
кто ты, зачем и почему.

Кстати, шлягерами советской эстрады в 1940-м стали «Марш энтузиастов», исполненный Любовью Орловой в кинофильме «Светлый путь», и романтическая песня «Звать любовь не надо» из кинокартины «Моя любовь». Музыку к обеим композициям написал Исаак Дунаевский, а стихи – Д'Актиль А. (Анатолий Френкель).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter