800-й вал “Белкарда”

В августе этого года предприятие отметило свое 60-летие. За этот период оно стало в отрасли признанным лидером, производящим порядка 800 видов карданных валов

Подобным разнообразием номенклатуры не может похвастаться ни одно предприятие в Европе. Впечатляют и объемы производства — свыше
700 тысяч карданных валов в год.

Поставки осуществляются практически на все автомобильные, тракторные, троллейбусные и трамвайные, сельскохозяйственные и железнодорожные заводы Беларуси и СНГ. Пользуется популярностью гродненская продукция и в дальнем зарубежье. Как результат, сегодня ОАО “Белкард” — один из крупнейших производителей автокомпонентов в странах Европы.

Исток и роковая черта

История ОАО “Белкард” началась ровно шесть десятилетий назад, когда в августе 1951 года Министерством автомобильной и тракторной промышленности СССР был подписан приказ об организации ремонтно-подшипникового завода в Гродно. В то нелегкое послевоенное время разоренная Беларусь наращивала темпы восстановления народного хозяйства, увеличивался объем автотракторного парка и задача обеспечения его запчастями стояла особенно остро. В рекордно короткий срок были подготовлены производственные площади, и уже в декабре того же года новый промышленный объект был введен в эксплуатацию. Так начало действовать предприятие, состоящее всего из трех единиц станочного оборудования и численностью около полусотни работающих.
Оглядываясь в прошлое, можно сказать, что вся история предприятия — это неуклонное, поступательное движение вперед. Уже в 1958 году тут освоили производство автомобильных запчастей (крестовин), в последующие годы был налажен выпуск карданных валов к автомобилям “ЗИЛ”, “МАЗ”, “Урал”, “КрАЗ”, “БелАЗ”, “КамАЗ”, “Москвич”, “Нива”, “ВАЗ”, к тракторам “Беларусь”, “Кировец”, АТЗ, ВгТЗ, автобусам “ЛАЗ”... Словом, с каждым десятилетием предприятие становилось все мощнее, осваивало новые виды продукции, неуклонно расширяя географию поставок. Но славная история могла бы закончиться в 1991 году — предприятие подошло к роковой черте. Все помнят то тяжелое для Беларуси время распада Советского Союза, разрыва отлаженных десятилетиями производственных связей, неплатежей между предприятиями... Возникла угроза банкротства предприятия или превращения его в мелкое производство.

Терпение и труд

— Мы тогда целый год работали и не получали денег. Трудились без отопления и экономили буквально на всем. Но мы выстояли, и к концу году наконец-то начали поступать деньги. Предприятие преодолело тяжелый рубеж в своем развитии, — вспоминает директор ОАО “Белкард” Виктор Кравченко.

— За счет чего была одержана победа?

— Терпение и труд, как известно, все перетрут. Так и в нашем случае. У нас была крепкая команда, работоспособный профессиональный коллектив, сила духа и терпение.
Следует отметить, что в это же время с трудностями столкнулись и другие предприятия подобного профиля экс-СССР. И если белорусы продолжили победное шествие, то два украинских, российские и казахстанский заводы резко снизили объемы. Если бы и белорусский завод упал на экономическое дно, то это отрицательно сказалось бы на многих отраслях народного хозяйства. Сегодня на гродненских карданах работают конвейеры МАЗа, БелАЗа, МТЗ, “Белкоммунмаша”, “Гомсельмаша”, Белорусская железная дорога... Белорусы не только выстояли, но и закрепили успех, заняв лидирующие позиции в СНГ и став серьезным поставщиком в дальнее зарубежье. И в этом немалая заслуга как коллектива предприятия, так и директора Виктора Кравченко, который, возглавив завод в то трудное время, вывел его на передовые европейские рубежи.

20 лет побед

Виктор Иванович пользуется на заводе непререкаемым авторитетом. За 20 лет пройден не только большой трудовой путь. За эти годы на предприятии был кардинально изменен метод работы. Если раньше достаточно было утвердить в министерстве план работы (это был своего рода госзаказ) и предприятие могло работать спокойно целый год, то рыночные времена потребовали кардинального изменения системы работы. Надо было самим искать рынки сбыта, производить ту конкурентоспособную продукцию, которая востребована рынком. Гродненцы под руководством Кравченко успешно продолжили славную историю предприятия.

— Принцип работы заводчан: “Быть лучше сегодня, чем мы были вчера. Быть завтра лучше, чем мы есть сегодня”. Поэтому мы находимся не только в постоянном развитии. Так, в последние годы начали производить новые виды продукции: гидравлические амортизаторы, тормозные камеры и газовые пружины для автотракторной и сельскохозяйственной техники. Основная ставка делается на внедрение наиболее прогрессивных конструкторских и технологических решений, которые позволяют осуществлять выпуск продукции, удовлетворяющей требованиям самого взыскательного потребителя, а также отвечающей европейским стандартам. Как результат, мы достигли уровня одного из крупнейших производителей автокомпонентов среди стран Европы, — говорит директор ОАО “Белкард” Виктор Кравченко.

Инновационный период

Один из приоритетов современной Беларуси — инновационное развитие. На “Белкарде” иннопериод начался с 2000 года, когда в основу работы предприятия были положены внедрение более совершенных конструкций карданных валов, разработка и внедрение в производство принципиально новой конструкции перспективных карданных валов — “Белкард-2000”. И сегодня этот завод входит в число лучших инновационных предприятий Беларуси. Под руководством Виктора Ивановича и при его непосредственном участии в ОАО “Белкард” за последние годы освоено более 250 новых конструкций. Всего же тут выпускают свыше 800 наименований карданных валов. Этим не может похвастаться ни одно предприятие подобного профиля в Европе.

В 2007 году к предприятию был присоединен отстающий Гродненский завод автоагрегатов. О состоянии дел на нем говорит такая цифра: только в ремонт крыш после присоединения было вложено 25 миллиардов рублей. Эта реорганизация стала серьезным шагом к созданию в Гродно мощного холдинга по выпуску автокомпонентов. Была существенно расширена номенклатура продукции.

Александр
Рудковский, “НГ”

К слову

Сегодня на “Белкарде” трудится около 3400 человек. Это одно из крупнейших промышленных предприятий Гродненщины. “На нашем машиностроительном предприятии стойкие, преданные всей душой заводу рабочие, которые являются профессионалами своего дела. Гордимся мы и инженерами. Наши конструкторы и технологи оперативно разрабатывают новые виды продукции, что позволяет нам успешно конкурировать на просторах СНГ. За десятилетия у нас сложился профессиональный коллектив со своими трудовыми традициями, которому по плечу решать самые сложные задачи и в будущем”, — отмечает директор ОАО “Белкард” Виктор Кравченко.

Социальные плюсы

Что отрадно, за производственными показателями тут не забывают и про социальную сферу. На балансе предприятия находится санаторий “Свiтанак”, где заводчане могут хорошо отдохнуть и поправить свое здоровье. На высоком уровне и медицинское обслуживание. Имеются оснащенный процедурный кабинет, кабинет терапевта, невролога, гинеколога, отоларинголога, стоматолога. Согласно современным требованиям оборудованы кабинеты УЗИ-диагностики, светолечения, теплолечения, фитолечения. В заводском бассейне “Лазурный” для работников предприятия созданы группы развивающих видов спорта: плавания, тяжелой атлетики. Юниорские футбольные команды, составленные из воспитанников заводской ДЮСШ, — в числе сильнейших в республике. У футбольной команды “Белкард”, выступающей во взрослом чемпионате Беларуси, самые амбициозные планы. У предприятия есть детсад, общежитие, столовые и даже кафе. Так что “Белкард” сильное предприятие не только с производственной точки зрения, но и с социальной.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter