Его жизнь — пример невероятно удачливой творческой и личной судьбы. Недаром в этом году в его мастерскую во ВГИКе поступали 900 человек при наборе в 30. Сегодня народный артист России Владимир Меньшов в гостях у «СОЮЗа».
Две самые главные женщины в жизни Владимира Меньшова — жена и дочь.
— Владимир Валентинович, ваш «Оскар» за вас получило в свое время государство. Ну хоть теперь‑то статуэтка у вас?
— Мне дали ее подержать, но я попросил статуэтку хотя бы на ночь и... не вернул.
— Как думаете, получил бы ваш фильм «Москва слезам не верит» эту награду сегодня?
— Картина очень понравилась членам Политбюро и лично Леониду Ильичу Брежневу. Союз кинематографистов решил не спорить с генсеком, будучи уверенным, что картину ждет провал. А она получила «Оскар». Это был эффект разорвавшейся бомбы. Сейчас пытаются на «Оскар» посылать фильмы с учетом прошлогодних вкусов, но зачем готовиться к прошлой войне?
— В профессию вы пришли лишь в 35 лет.
— После школы работал на шахте в Воркуте, на заводе в Астрахани, год был моряком на водолазном катере. Удалось поработать на земле, под землей и под водой. Но мечта была одна — поступить во ВГИК. Я очень любил Николая Рыбникова. Фильм «Весна на Заречной улице» произвел на меня неизгладимое впечатление, до сих пор помню его наизусть.
— Что для вас ВГИК?
— Я прошел первый тур ВГИКа, и мне дали комнату в общежитии. Я жил и напитывался вгиковской атмосферой. Там были бессонные ночи, споры до утра. Это был мой мир.
— Насколько трудно молодым пробиться в кино?
— Пробиваются с кровью. Одна моя выпускница работает в сериалах, другой пробивается уже пять лет. Надо создавать киностудии в Сибири, на Дальнем Востоке...
— Чему учите своих учеников?
— Отношению к жизни. Если большая личность с принципами, то его принципы потом перерастают в кино.
— Сейчас вы снимаете картину к столетию ВГИКа.
— К 50‑летию ВГИКа мне поручили снять фильм. Я начал его снимать, и получился очень интересный материал. Но случился конфликт с Тамарой Федоровной Макаровой (супруга Сергея Герасимова), которая вдруг увидела некоторую насмешку над своим мужем. Когда ректор ВГИКа Владимир Сергеевич Малышев услышал мою историю, он сказал: будешь снимать к 100‑летию вуза.
— К вам хотели поступить 900 человек!
— В итоге поступило тридцать. Хорошие попались ребята, а платить за обучение не могут. Ходил к ректору — дали восьмое бюджетное место. За одну девушку решил заплатить сам — за год 470 тысяч рублей.
— А сколько на платное поступило?
— Человек десять — киргизы, перуанцы, за них платят их государства.
— Хорошо, что белорусов не причислили к иностранцам.
— Я считаю, что три славянские страны — Беларусь, Украина, Россия — должны быть вместе.
— Вы стали обладателем специальной премии Президента Беларуси Александра Лукашенко «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве», которую вам вручили на Минском международном кинофестивале «Лiстапад».
— Я люблю Беларусь. В Беларусь я ездил со спектаклями, выступлениями, на съемки. В Минске снимали «Легенду № 17».
— Насколько сегодняшние отечественные фильмы пропагандистские?
— Все, что снято талантливо, — это пропаганда страны. Думали, что итальянское кино закончилось, и вдруг появился Соррентино с «Великой красотой» и «Молодостью».
— Вы снимались в фильме «Белый ягель». Как Арктика повлияла на вас?
— На меня незабываемое впечатление произвели три года жизни в Архангельске: белые ночи, северное сияние, снег, лыжи, коньки, дровами забитые дворы.
— Какой российский фильм вы бы выделили?
— «Горько!»
— Почему теперь не снимают добрые детские фильмы, как, например, «Том Сойер»?
— Мы перешли в другую общественную формацию. Детское кино деньги не возвращает.
— В вашей картине «Любовь и голуби» соединились и народность, и новаторство.
— Мои фильмы выходят раз в десять лет. В последний раз я решил снять кусок фильма, чтобы показывать его и продвигать дальше. Думал, что он произведет впечатление и олигархи дадут денег. Оператором был замечательный Вадим Юсов. Сколько этот материал я ни показывал, но бомба не разорвалась. Написал сценарий с журналистом о войне в Корее, о серьезной истории, которая замалчивается. Денег на фильм не дают. Хотя буду добиваться.
— Вы сыграли роль Гесера в ленте Бекмамбетова «Ночной дозор». Что можете сказать о Тимуре Бекмамбетове?
— Он — серьезное явление в нашем кинематографе, настолько серьезное, что его переманили американцы и дают снимать полнометражное кино. Его фильм «Профайл» стал победителем Берлинале‑2018. Он владеет компьютерной техникой.
— Ваш внук Андрей окончил Школу‑студию МХАТ. А режиссурой он не собирается заняться?
— Амбиции режиссерские у него всегда были. В пять лет он снимал сестру. Сейчас внук хочет попробовать в режиссуре.
— Что скажете о своем юбилее?
— Надо найти силы и примириться с этой цифрой. 80 — это про меня? Боже мой! Про меня. Решил отметить юбилей спокойно. Мое поколение пережило
войну. Жизнь нас не баловала, и за праздничным столом теперь все больше собираются доктора.
Татьяна Хорошилова
sh@rg.ru
Оскароносный режиссер Владимир Меньшов отмечает юбилей
80 лет — это про меня?
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.