7 ноября. Великая технологическая

Пока продолжаются споры о том, как, кто и почему празднует 7 ноября, в Беларуси сложилась своя добрая традиция — открывать к этому дню новые объекты. Текущий год особо отметился сразу двумя такими событиями. Речь, конечно, о новой линии минского метро и запуске ­БелАЭС. И тут проявился любопытный информационный эффект. Да, и метро важно для минчан и гостей столицы, и новая электростанция сама по себе многое меняет в повседневности не только жителей Островца. Возможно поэтому эпохальное событие (переход Беларуси в статус ядерной державы) как бы оказалось в тени. А зря. Несправедливо. Исправляем!

Присоединение Беларуси к клубу ядерных держав никакое не преувеличение. Просто обычно под ним понимают только государства, обладающие ядерным оружием. Мы от такового избавились еще в середине 90‑х и не стремимся заполучить обратно. Здесь принцип незыблем: с территории нашей страны не должно ни для кого исходить угрозы. Другое дело мирный атом. 
Запуск атомной электростанции означает не только получение нового вида энергии и укрепление безопасности страны. Фактически речь идет о переходе к новому технологическому уровню. Это настоящий прорыв.
Само строительство потребовало подготовки специалистов с уникальными навыками. Они получили превосходный опыт. И теперь Беларусь спокойно может предоставлять их услуги другим странам. За хорошие деньги, разумеется.

Конечно, нельзя игнорировать чернобыльский синдром. Его наличие в обществе, пережившем в 1986 году травму, вполне естественно. Но и реагировать на страхи и опасения можно по‑разному. Актуальный белорусский ответ — открытость и предельное внимание вопросам безопасности. И это тоже технологии. Ведь в наши дни постройка, запуск, эксплуатация атомной электростанции по уровню научно‑технических требований сравнимы с полетом в космос. Неудивительно, кстати, что Беларусь ­присоединилась также и к космическому клубу.


Атомная энергетика — это, безусловно, люди, кадры. Сразу в нескольких белорусских вузах проходит подготовка специалистов такого профиля. Флагманы здесь БГУ, БНТУ и БГУИР. Появление новых специальностей влечет за собой серьезное изменение учебных программ, усиление сотрудничества и кооперации с ведущими мировыми научными и производственными центрами, обновление лабораторной базы.


Нельзя сбрасывать со счетов и региональный аспект. ­БелАЭС находится в центре самобытного края. Островец, Ошмяны, Сморгонь… Еще совсем недавно вопрос об их экономических перспективах стоял крайне остро. Районы превращались в своеобразный приграничный зал, обслуживание транспортной линии Минск — Вильнюс. Строительство электростанции серьезно изменило лицо края. Здесь появились тысячи высококлассных специалистов, ожидается существенное увеличение населения Островца. А значит, появятся новые школы, садики, дороги, то есть будет создана полноценная современная инфраструктура. Хотя почему будет? Уже создается! БелАЭС еще до своего официального запуска стала экономическим локомотивом белорусского северо‑запада.

Важно и международное значение того, что произошло в Островце 7 ноября. Сколько копий сломано вокруг БелАЭС! В авангарде идет Литва, где нашу станцию объявили угрозой национальной безопасности. От опасений соседей не стоит отмахиваться. Просто нужно вести терпеливый и спокойный диалог. И немножко оглядываться по сторонам. Не только нам, но и литовцам. Вот же совсем рядом, в Польше, тоже задумались о строительстве своих АЭС. И там среди резонов называют не только обеспечение энергетической безопасности, но и технологический скачок, доступ к ноу‑хау.

Открытие БелАЭС необходимо рассматривать как венец серьезных отечественных прорывов последнего времени. Создание ПВТ, запуск спутников — признаки нового времени. А открытие АЭС — это и есть революция. Мирная, технологическая. Наша. Белорусская.

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter