65 лет вместе. Беларусь и Россия в ООН.

В год шестидесятипятилетнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне (общей для народов России и Республики Беларусь) чрезвычайно важной задачей является рассмотрение глубинных геополитических последствий, сыгравших решающую роль в формировании послевоенного мирового порядка. Одним из важнейших итогов Великой Победы стало рождение Организации Объединенных наций (ООН). Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о предупреждении геноцида и ответственности за него и многие другие правовые документы, провозглашающие принципы суверенитета и равноправия всех государств и граждан вне зависимости от расовой и национальной принадлежности, принятые под эгидой этой организации, стали фундаментом современного международного права и мировой политики.

В год шестидесятипятилетнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне (общей для народов России и Республики Беларусь) чрезвычайно важной задачей является рассмотрение глубинных геополитических последствий, сыгравших решающую роль в формировании послевоенного мирового порядка. Одним из важнейших итогов Великой Победы стало рождение Организации Объединенных наций (ООН). Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о предупреждении геноцида и ответственности за него и многие другие правовые документы, провозглашающие принципы суверенитета и равноправия всех государств и граждан вне зависимости от расовой и национальной принадлежности, принятые под эгидой этой организации, стали фундаментом современного международного права и мировой политики.

Сегодня, когда международная безопасность испытывает много разнонаправленных вызовов, а различные энтузиасты «нового миропорядка» призывают отряхнуть с наших ног «наследие прошлого», обращение к позитивному опыту российско-белорусского взаимодействия в рамках ООН важно не только в контексте наших двусторонних отношений, но и как удачный пример конструктивной кооперации для сохранения послевоенного мира.
В связи с этим хотелось бы напомнить, что Белоруссия наряду с Советским Союзом была среди стран – создательниц ООН. Народный комиссариат иностранных дел республики был создан еще в 1944 году (первым руководителем его стал А. Гуревич), а в 1945 году решение о включении Белорусской ССР в состав стран – создательниц ООН было поддержано союзниками Советского Союза по антигитлеровской коалиции. Оно было обусловлено признанием ее большого вклада в разгром немецко-фашистских захватчиков, а также больших людских и материальных потерь во время войны. Именно с этого момента республика стала рассматриваться как легитимная часть международного сообщества. В это время Россия не имела самостоятельного представительства в ООН, от ее лица (а также от имени всех республик, кроме Украины) говорил СССР.
Сегодня в периодической печати, различных исследованиях можно встретить категоричное утверждение, что БССР не проводила самостоятельной внешней политики. Безусловно, входя в одну державу – СССР, белорусским дипломатическим деятелям необходимо было координировать свою внешнеполитическую деятельность, придерживаться общего политического и экономического направления в международных отношениях. Главные решения по всем кардинальным проблемам принимались центральным руководством в Москве. Но при этом нельзя не увидеть, что Белоруссия  участвовала в работе более чем 100 международных организаций и их органов, в том числе и выборных. И голос республики играл зачастую очень важную роль не только в продвижении позиции СССР и установлении внятных правил международной жизни в целом, но и в восстановлении попранной справедливости, что имело общечеловеческое значение.
Делегация БССР в ООН настойчиво и последовательно принимала участие в определении правовых основ для наказания военных преступников. В результате 13 февраля 1946 года ООН приняла резолюцию «О выдаче и наказании военных преступников», которая обязывала все государства оказывать содействие поиску и выявлению людей, замешанных в массовых убийствах гражданского населения.  В 1968 году представители Минска внесли предложение о снятии срока давности для нацистских преступников. Эта тема и сегодня не потеряла своей актуальности (учитывая последние события в Украине и Прибалтике). Делегация Белоруссии принимала участие в обсуждении таких принципиальных вопросов европейской безопасности, как нейтралитет Австрии. Его введение в 1955 году на фоне объединения Германии в период «перестройки» (ставшей членом НАТО) выглядит как пример удачного предвидения и демонстрации стратегического мышления. На 28-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1973 году по инициативе делегации БССР была принята резолюция об использовании научно-технического прогресса в интересах мира. Этот документ затем стал основой для многих международно-правовых актов, касающихся запрещения разработки и производства оружия массового поражения. И это также сохраняет актуальность сегодня. Не только для наших двух стран, но и для глобальной безопасности.
С распадом СССР дипломатическое взаимодействие Минска и Москвы поменяло формат. Это сотрудничество перешло на уровень двух независимых государств. Протокол об установлении дипломатических отношений между Россией и Республикой Беларусь был подписан главами правительств наших стран в Минске 25 июня 1992 года. Однако Москва и Минск не спешили отказаться от опыта взаимодействия в международных организациях, и в первую очередь в ООН. В начале 1990-х годов Республика Беларусь и РФ немало поработали вместе для ратификации Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Первым государством из «ядерных» преемников бывшего Советского Союза, которое присоединилось к Договору о нераспространении ядерного оружия, стала Беларусь (что также было следствием успешной кооперации с российскими дипломатами). После подписания 2 апреля 1996 года Договора об образовании Сообщества России и Республики Беларусь во внешнеполитической сфере осуществляется более тесное взаимодействие в соответствии с «Программой согласованных действий в области внешней политики».
С единых позиций Москва и Минск  выступили в ситуации вокруг Югославии в связи с агрессией НАТО на Балканах в 1998 году. Беларусь стала соавтором предложенного Россией проекта резолюции Совета Безопасности ООН с требованием прекращения наступления Североатлантического альянса. Оба государства направили гуманитарную помощь в Югославию. При поддержке Россией белорусской инициативы о создании безъядерного пространства в Центральной и Восточной Европе 53-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла в декабре 1998 года резолюцию «Региональное разоружение», официально закрепившую в документах ООН идею «безъядерного пространства» в этом важном регионе. Одним из принципиальных результатов 54-й сессии Генеральной Ассамблеи стало принятие по предложению России, Беларуси и Китая резолюции в поддержку Договора об ограничении систем противоракетной обороны. Россия и Беларусь были одними из активных сторонников разработки и принятия Программы действий ООН по предотвращению и искоренению незаконной торговли легким оружием и стрелковыми вооружениями во всех ее аспектах и борьбе с ней. Программа была одобрена на ооновской Конференции по незаконной торговле легким стрелковым оружием (июль 2001 года).  Успешным является кооперация РФ и Беларуси в сфере борьбы с международным терроризмом. Москва и Минск активно работают с Антитеррористическим комитетом Совбеза ООН (подготовка резолюций и практических рекомендаций).
Однако не следовало бы ограничивать взаимодействие Москвы и Минска в ООН одними лишь вопросами региональной и глобальной безопасности. Две страны сделали серьезные наработки по чернобыльской проблематике, имеющей колоссальное гуманитарное значение для обоих наших государств. В 2006 году при содействии Минска и Москвы была поддержана инициатива о провозглашении третьего десятилетия после чернобыльской аварии десятилетием возрождения и устойчивого развития регионов, пострадавших в ходе техногенной катастрофы.
Таким образом, и за советский период, и после распада единого государства Москва и Минск совместными усилиями смогли продвинуть и реализовать немало инициатив, имеющих общечеловеческое и общемировое значение. Все эти совместные  инициативы и проекты были созданы на фундаменте общей Великой Победы. Приумножение этих достижений – не только вопрос о дипломатическом престиже наших стран. Это не в последнюю очередь и дань памяти тем, кто в 1941–1945 годах сделал все возможное и невозможное для установления справедливого и равноправного мирового устройства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter