Выставка фотографий времен оккупации открылась в музее истории Великой Отечественной войны 22 июня

6 снимков с той стороны фронта

О жизни в оккупации от родителей или бабушек, наверное, слышал каждый из нас, навсегда впитав в себя боль и горечь. Однако поколения меняются, и все меньше живых свидетелей тех страшных дней. Открывшаяся 22 июня в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны выставка «По ту сторону» представляет новые свидетельства — неизвестные фотографии с оккупированной территории СССР и советско–германского фронта 1941 — 1945 гг. Есть тут и снимки, сделанные в Беларуси. Сколько десятилетий минуло, а смотришь на них — и сжимается сердце...


Коллекция, собранная историком Георгием Шепелевым, преподавателем Национального института восточных языков и цивилизаций (Париж), в 2000 — 2010 годах, насчитывает свыше 5.000 оригиналов фотографий — отдельных снимков, серий или даже целых альбомов, сделанных солдатами вермахта. Казалось бы, зачем нацистам собственными руками документировать свои преступления? Анна Галинская, заместитель директора музея по научной работе и куратор выставки, живо интересуется темой:

— Когда мы говорим об оккупации, мы должны понимать, что захватчики не могли сделать какие–либо снимки, отражающие ужасы, происходившие на оккупированных немцами территориях. Следует отметить, что даже в нашем музее хранятся именно трофейные карточки. Те, кто фотографировал, старались показать, как слаб дух пленных, как бедно живут в СССР люди, утвердить свое превосходство над жителями оккупированной территории, подчеркнуть храбрость «непобедимых» войск. Но бесстрастная фотобумага показала всю низменную суть гитлеровских головорезов...


Начало

Война началась для нацистов успешно, потому первые фотографии, отправленные солдатами на родину — в семейный альбом родителям или невестам, выдержаны в оптимистическом ключе: непобедимая гитлеровская армия захватывает новые земли, обеспечивая «жизненное пространство» арийской расе. На этом снимке зафиксирован выход наступающей армии вермахта на старую, до 1939 года, советскую границу у станции Негорелое в Минской области 24 июня 1941 года.

На арке, стоящей на бывшем погранпереходе, еще сохранились транспарант «Привет трудящимся Запада!» и красная звезда.


Разрушения и смерть

Снимки горящих городов и деревень в альбомах солдат вермахта нередки. Некоторые фотографы, видимо, все же чувствовали себя неуютно, фиксируя разрушения. Тогда на оборотах фотокарточек или на полях альбомов появлялись надписи в духе «Это война» или «Город, разрушенный русскими при отступлении». Впрочем, чаще подобные изображения оставляли без комментариев: нацистская доктрина не предполагала сожалений об уничтоженной цивилизации «недочеловеков». Не всегда указано, где снимки сделаны. Иногда местность на фото удается опознать по архитектурным памятникам: так произошло с этим изображением, сделанным в Бешенковичах Витебской области. Ориентиром послужила церковь св. Ильи Пророка на заднем плане.


Глумление

Делая снимки советских военнопленных, солдаты или охранники концлагерей всегда старались запечатлеть их в максимально униженном и неприглядном виде. Такие кадры использовались и для нацистской пропаганды, и для самоутверждения: содержавшиеся в нечеловеческих условиях плохо одетые люди, подвергавшиеся пыткам, раненые, измученные голодом и холодом, — чем не фон, чтобы подчеркнуть «героизм» сытого и экипированного фашиста и славянского «недочеловека»?

На фотографиях из коллекции Георгия Шепелева пленные спят вповалку в выкопанных ямах, пытаясь согреться, прижавшись друг к другу, или просят еду у тех, кто к ним подходит. На этом снимке, сделанном в одном из лагерей, есть люди в гражданской одежде и даже подростки — можно предположить, что это и военнослужащие, и местные жители.


Жизнь в оккупации

Гитлеровская армия не щадила мирное население, не участвовавшее в боевых действиях: местных жителей, женщин, детей, стариков. На снимках запечатлены солдаты, выносящие из деревенских домов убитых кур, сцены казней с улыбающимися карателями рядом с виселицей. Это фото сделано в Витебске в июне 1942 года. На нем перед операцией против партизан эсэсовцы гонят группу женщин на расстрел. Они должны защитить солдат от возможных противопехотных мин. Трое вооруженных людей в гражданском это негодяи — местные полицаи. Снимок сделан с башни немецкого танка.



Холокост

На оккупированной территории Советского Союза были убиты около 3 миллионов евреев: расстреляны или уничтожены в газовых камерах. Расправы совершались как спецкомандами, подразделениями СС и вермахта, так и предателями–полицаями из числа местных. На одном из снимков выставки — изможденный издевательствами пожилой еврей из Гомеля, занятого гитлеровцами 21 августа 1941 года. В ноябре 1941–го более 2 тысяч евреев Гомеля будут расстреляны...

На втором снимке — здание Национального академического драматического театра имени М.Горького  в Минске (до 1923 года синагога) с выбитыми витражами и окнами. Фото сделано 31 марта 1943–го — к этому моменту в столице БССР большинство евреев (как местных жителей, так и пригнанных из европейских стран) были уже уничтожены — более 100 тысяч человек.

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter