До десяти звонков в день: как мы в пик ажиотажного спроса продавали квартиру в Минске

«58 000 с отделкой? Беру!»

В редакции мне сделали неожиданное предложение: продай квартиру. Нет, не свою, конечно. А какую-нибудь. Мол, ходят слухи, что ажиотаж стучится в строительную дверь и недвижка по скорости обогнала горячие пирожки. Вон, у одного коллеги с утра выставили двушку на продажу, к обеду — сбыли с рук. Неужели провидение прислушалось к мольбам риелторов и мечта о лавине сделок сбылась? Проверим, как говорится, на живца. Правда, квартиру для эксперимента редакция не выделила. Благо нашлись знакомые, которые как раз «расширялись» и планировали избавиться от своего места жительства. С ними пошла в разведку.

Спрос на жилье в Минске по-прежнему высокий
фото classomsk.com

Сам себе риелтор

Сайтов, на которых сами хозяева размещают объявления о продаже, хоть отбавляй. Электронные площадки позволяют попытаться сработать с рынком напрямую, без агентств-посредников. Звено нужное, но способное внести в ценообразование определенный шум и неразбериху. Кстати, именно на одном из таких ресурсов два года назад знакомая нашла свою двушку в хрущевке, переделанную из полуторки. Получилось сорок с лишним «квадратов». Первый этаж пятиэтажки, компактная кухонька, совмещенный санузел. Рядом садик, где-то неподалеку коптят небо заводы. Рукой подать до одной линии метро, десять минут езды на общественном транспорте до другой. Тогда за квартиру заплатили около 54 тысяч долларов в эквиваленте. Ремонт был современным и хорошим, за все время разве что лампочки поменяли да новый диван прикупили. Встроенную бытовую технику и шкафы оставили старые хозяева, новые завезли свою мебель. 

Сейчас им весьма кстати пришла пора расширяться. Долго выжидали, пока цены подрастут: продавать дешевле, чем заплатили сами, семья не намерена. Рассчитывают выручить около 60 тысяч долларов в эквиваленте.Все документы и справки на руках. Хотелось бы не растягивать процесс, ведь трешку, пусть и насмотренную у родственников, тоже придется брать подороже, размышляет Ольга Гусакович, укачивающая маленькую дочку. 

Объявление с описанием квартиры выставили в пятницу ближе к вечеру, рассчитывая на активность потенциальных покупателей на уикенд. Минут через 15 — первый звонок. Представитель агентства предлагает свои услуги. Мол, так быстрее и надежнее. Хозяева ни в какую. Еще около десятка звонков — снова от риелторов. Некоторые заочно пытаются сбить цену. Мимо. К концу дня звонит первый реальный покупатель. Правда, его смущает не цена, а продажа без участия агентства. Мол, вдруг какие-нибудь документы окажутся неправильно оформлены? Или квартира «с подвохом»? Проверять самостоятельно «чистоту» недвижимости дама не намерена. Берет паузу. 

От  звонка  до  показа

Тем временем количество просмотров объявления превысило несколько десятков. Звонков, понятно, меньше, но телефон скучать не дает. Впрочем, уже вечер на дворе. Возможно, завтра повезет больше. Но на следующий день утро начинается с телефонной трели: новая порция агентов пытается навязать свой профессионализм. К обеду нарисовался реальный клиент. Отсутствие посредника-агента его тоже смущает. Впрочем, покупателю самому нанять риелтора, чтобы отработал всю юридическую часть сделки, не проблема. Вопрос чисто экономический: кто будет платить? Исходя из последующего опыта, понятно: многие хотят переложить эти расходы на покупателя. 

Но вот и первые смотрины. «Первенцем» оказалась дама из Солигорска. Сын заканчивает институт, женился. Но в гости она так и не приехала. Несколько раз переносила встречу, а потом и вовсе ушла «в отказ». Мол, на семейном совете неожиданно решили молодых перевезти на малую родину. Так, видимо, дешевле. Кардинально менять планы — дело житейское. Рекламировать прикрасы столичной жизни сочли бесполезным, поэтому вычеркнули солигорчанку из списка и сконцентрировали внимание на других посетителях. 

Вадим появился в наших пенатах на продажу через пару дней. Пристально изучает углы, находит слегка отставшие обои, жалуется на немодный кафель… Эстет? Нет, цену пытается сбить. Тысяч на 10 рублей. И продолжает перечислять недостатки: балкон отсутствует, двор рядом с домом небольшой… Хозяева обещают подумать и избавляются от покупателя. С дисконтом на 10 процентов от стоимости очередь может выстроиться. 

Но следующие гости — молодожены — тоже просят уступок. Ведь им придется потратиться еще на мебель. Наивность юности: будто все вокруг должны интересоваться их финансовыми сложностями. Но молодежь подкинула ценную идею: записывать всех посетителей, а потом выбрать лучшего. Исходя из цены, конечно. Провести что-то похожее на закрытый аукцион. Мысль здравая, но не стоит скидки. Поэтому с супругами прощаемся. 

Разъезд  завершен

По рукам удалось ударить с четвертого захода. Ирина и Максим сами из Минска. Вот-вот разъедутся с сыном. Места хватает: четыре комнаты в центре города. Но все-таки двум семьям хочется обособленного жизненного пространства. Вот и присматривают себе приличную небольшую двушку. Наследник положил глаз на студию в новостройке, добавит из своих запасов. «Хорошо, что именно так выходит, а не иначе. Обычно при разменах родителей ставят в самые стеснительные условия», — описывают отношения в семье покупатели. После нескольких раундов переговоров хозяева все-таки сбросили почти две тысячи долларов — взамен получили больше времени на переезд. На следующий день будущие владельцы приехали с юристом и принялись составлять договоры. Впрочем, Ольга позже удивилась: родственники самостоятельно продают повидавшую жизнь хрущевку в районе «Автозаводской» уже второй месяц. Подумывают даже в агентство пойти, чтобы ускорить процесс и не дурить себе голову. Похоже, метод «из рук в руки» постепенно уходит в небытие. 

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter