52-й сезон Государственного камерного оркестра Республики Беларусь опять будет юбилейным

Ровно десять лет назад для коллектива началась новая эпоха. После 23 лет разброда и шатания во главе оркестра встал молодой дирижер, заслуженный артист России Евгений Бушков и сразу задал новый стиль, касающийся всего – репертуара, планирования, взаимоотношений со слушателем.


- Музыканты были такие – не каждого дирижера принимали, - вспоминает художественный руководитель Белорусской государственной филармонии Юрий Гильдюк. – Здесь прошла целая череда дирижеров, на долю которых выпали совершенно невероятные испытания. Потом мы поняли, что с этим коллективом, где музыканты такого высокого калибра, должны соответствовать и люди, которые ими руководят.

Знакомству дирижера и оркестра помог случай.


- Мне позвонил скрипач Сергей Якович, что у него из-за болезни дирижера срывается рождественский концерт, - рассказывает Евгений Бушков. - Я как раз был свободен, и мы поехали в Минск. Концерт прошел весело и радостно. В другой раз они позвали меня уже конкретно на программу «Звуки вселенной». Прошло время, и вдруг в середине лета 2009 года, когда я был в отпуске в какой-то далекой стране, раздался звонок. Меня пригласили возглавить коллектив и сказали, что об этом просят сами музыканты. Мне это было приятно. Люди, сидящие в оркестре, не так уж часто проявляют инициативу, и я согласился.

За эти десять лет было все – терменвокс, видео, чечетка, джаз, одесские песни, самые невероятные переложения известных и малоизвестных произведений для струнного оркестра. Апокрифические и гениальные «Страсти по Марку» Баха – Бойзена. «Кросны Макоши» Константина Яськова – редчайший и необыкновеннейший случай сочетания народного вокала и струнного оркестра. Кстати, Яськов и другие наши композиторы сотрудничают с оркестром по принципу «composer in residence» (штатный композитор) – случай уникальный в белорусской культуре.


Главное же, что было и есть, - трепетное отношение к звуку, глубина прочтения и каждодневная радость открытия.

- Я сам всегда как увлекающийся подросток, с восхищением сам для себя нахожу что-то новое. Я верю в судьбу в этом отношении. Я верю в то, что эти открытия совершенно не случайны, - говорит дирижер.


Это не значит, что в своих разысканиях он не думает о публике.

- Мне кажется, для людей привлекательно услышать музыку разных эпох. Для того, чтобы в зале обязательно нашлась категория, которой ближе классика, и чтобы люди, любящие романтику, могли найти что-то для себя. Или если это люди, которые хотят узнать что-то новое, - чтобы обязательно была премьера.


Именно так строятся его программы, его абонементы, которые он фанатично внедряет вот уже десять лет.

Так строилась и программа открытия 52-го концертного сезона Государственного камерного оркестра Республики Беларусь.


Одновременно это и первый концерт абонемента «Юбилейный», в котором отразилась страсть Бушкова к различным датам и их порой феерическим сочетаниям. Второй концерт состоится 12 февраля и будет посвящен 180-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Третий концерт 28 мая номинально посвящен юбилею Шопена, но звучать там будет Гайдн и Барток, и этому тоже найдется обоснование.


А сейчас мы услышали Concerto Brevis № 2 для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром Ефрема Подгайца, сочиненное к прошлогоднему юбилею маэстро, но исполненное только сейчас, так что мы стали свидетелями мировой премьеры. Сольные партии блестяще исполнили музыканты оркестра, лауреаты международных конкурсов Павел Батян (скрипка), Александр Сердюков (виолончель) и Марина Ромейко (фортепиано).

- Скажу по секрету, мне страшно приятно, что московский композитор Ефрем Подгайц специально для нашего оркестра написал концерт, посвящающийся мне, - смущенно признается Бушков. - Там есть музыкальные элементы, в которых закодировано мое имя.


Кстати, сам Подгайц празднует нынче свое семидесятилетие, так что получился тройной концерт с двойным юбилеем.

Затем прозвучал Квартет №10 Ми-бемоль мажор, op.74 Людвига ван Бетховена в переложении Рудольфа Баршая. Намек на грядущий бетховенский юбилей и одновременно на 95-летие выдающегося советского альтиста и дирижера, которое будет отмечаться 28 сентября.


Семья Баршая происходит из белорусского местечка Кличев. А сам он прославился как создатель первого в СССР Государственного камерного оркестра, для которого писали лучшие советские композиторы. В том числе, выпускник композиторского отделения Белорусской государственной консерватории Моисей (Мечислав) Вайнберг, который принадлежит сразу трем странам – Польше, Беларуси и России. Его столетие будет отмечаться 8 декабря. Свою Десятую симфонию Вайнберг написал в 1968 году специально для оркестра Рудольфа Баршая.


- Один сведущий критик в британской прессе прямо заявил, что это одно из лучших произведений второй половины XX века, - поясняет Бушков. – Я очень горжусь, что работаю по авторской партитуре Вайнберга, которую получил в подарок от вдовы Баршая.

Кстати, в этой симфонии зашифрованы и другие юбилеи. В 1968 году был создан Минский камерный оркестр, и тогда же родился Евгений Бушков. Не случайно Десятая симфония уже исполнялась на юбилейных торжествах оркестра.


А вот бисы оказались новые: первая часть сонаты Паганини для скрипки и гитары в переложении для оркестра Евгения Бушкова и его же переложение «Русского танца» из «Лебединого озера» (солист Павел Батян). В конце очаровательный финал из сюиты Ефрема Подгайца «Сад музыки».

Еще одна новинка – встреча со слушателями, которая состоялась в 18-15 в филармоническом фойе. Теперь такие встречи будут проходить перед каждым концертом Бушкова. И еще приятная новость: на днях с Евгением Бушковым был вновь подписан контракт.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter