Почему агрокомбинат «Снов» не решился развивать молочное производство на присоединенных землях?

5077 килограммов от коровы за полугодие. И все равно нет предела совершенству!


ЕСЛИ где-то корову вообще накормить нечем, то в Несвижском районе ее, как ребенка, уговаривают съесть лишнюю ложку каши. В несвижские хозяйства ездят за опытом со всей страны. Европейский уровень производства молока позволил району занять первую позицию по итогам работы за полугодие. При высоких темпах роста производства главного маржинального продукта в прошлом году — 107,6 процента к 2014-му — здесь и в этом добились пятипроцентной прибавки вала и четырехпроцентной среднего удоя. От каждой коровы получено 3762 килограмма молока.

НАЧАЛЬНИК управления сельского хозяйства и продовольствия райисполкома Анатолий Драговец назвал несколько факторов, сработавших на результат. Это и проведенная за пятилетку модернизация отрасли, и упрочение кормовой базы, и целенаправленная селекция:

— Мы кропотливо работаем над решением каждой задачи, не хватаясь за одно звено в надежде, что оно вытянет всю цепь. Ставим цель увеличить поголовье, чтобы больше производить. Именно в нашем районе построена первая в области роботизированная ферма в ОАО «Несвижские Островки», и специалисты хозяйств имели возможность увидеть и оценить, далеко не выезжая, преимущества промышленного производства молока. Вслед установили роботов еще в пяти сельхозорганизациях. Уже ясно, что, несмотря на затраты, технология однозначно прогрессивная, все молоко с этих ферм идет сортом «экстра». В получении продукции исключен человеческий фактор, отпадают многие проблемы: выявление коровы в охоте, болезни, улучшается соматика молока. Отдельно хотелось бы сказать о затратах. Фирмы, обслуживающие робототехнику, поставляющие запасные части, по сути, монополисты. Большого выбора, у кого покупать расходники, у аграриев практически нет. Всего за 2011—2015 годы в районе построено 12 новых современных молочно-товарных ферм, модернизировано 8 действующих, построено 3 новых коровника, 2 реконструировано. Также реконструировано 28 помещений и построено 17 новых для содержания крупного рогатого скота.


Телятница Нина ПАРАХНЕВИЧ может сравнить условия труда
на старой ферме и новом комплексе в Друцковщизне


ВЫБОР технологии, конечно, зависит от конкретной ситуации на местах. Так, в «Несвижских Островках» в прошлом году две МТФ реконструированы с установкой современного доильного оборудования. На молочно-товарной ферме «Прости» фирмой запущена система управления для привязного содержания скота. Это сочетание традиционного доения в молокопровод и компьютерной программы управления фермой. Среди наиболее востребованных функций специалисты отмечают учет молока в режиме онлайн во время доения, возможность контролировать работу операторов и отдельно доить коров, которые готовятся к запуску или больны. В каждый отдельный момент в хозяйстве точно и во всех деталях знают, что происходит со стадом. А на МТФ «Оношки» ОАО «Новая жизнь» введен в эксплуатацию коровник на 160 голов с беспривязным содержанием. Реконструкцию старого пустующего здания хозяйство провело за собственные средства.

За счет сокращения рабочих мест, ручного труда, что неизбежно при современных технологиях, достигается экономия на зарплате. На беспривязном содержании с однотипным круглогодичным кормлением находится 65 процентов молочного стада. Остальные буренки пасутся, в целях оздоровления выгоняют в поле коров и со стойлового содержания. Практика показывает, что вложенные в создание пастбищ средства быстрее окупаются тогда, когда их продуктивность составляет не менее 50 центнеров кормовых единиц с гектара. В Несвижском районе ставят задачу иметь в среднем от коровы по 33 сотки пастбищ интенсивного типа. Основу травостоев во многих хозяйствах составляют четыре вида райграса разных сроков созревания и два клевера, которые идеально дополняют друг друга по своим кормовым достоинствам и совместимости, обеспечивают равномерное поступление «зеленки» на протяжении всего сезона, отличаются высоким содержанием обменной энергии и переваримого протеина, оптимальным сахаропротеиновым соотношением. Есть и семикомпонентные пастбищные угодья. Успевают стравливать по 17—18 соток, остальные подкашивают. Как говорится, нужны они про запас. А вдруг засушит?

Одними из первых в области здесь начали заниматься люцерной. В ОАО «Новая жизнь», «Грицкевичи», СПК «Агрокомбинат Снов», райагросервисе сенаж готовят практически из одной этой бобовой культуры. Но нельзя все поля засеять богатым белком растением и получить необходимую отдачу. Люцерна не всюду хорошо растет. Протеин можно получать и за счет правильного использования злаковых посевов: не превращать их в клетчатку, а вовремя скашивать.

Начальник отдела по организации производства и переработке продукции животноводства райсельхозуправления Станислав Копытко вывел такой КПД работы животноводов:

— Корма, продукция, деньги. Кто понимает эту зависимость, тот и с прибылью. К примеру, в СПК «Городея» вплотную занимаются райграсом, испытывают разные его сорта — на минералке, на торфяниках, смотрят, где что лучше растет. К тому же корове нужны грубые корма. В запуске животным надо давать и, скажем, бедное сено, чтобы не зажирело, чтобы теленок родился здоровым.

В технологическом процессе, пожалуй, самым сложным элементом было и остается воспроизводство стада. Мало построить дворцы для коров, надо предусмотреть, кого туда заселить. Получить приплод с высоким генетическим потенциалом, обеспечить его сохранность, создать животное с заданными качествами — вот этапы на пути к высокой продуктивности. В факторах риска — уровень кормления животных, подготовка коров и нетелей к отелу, возраст первой случки и масса, которой достигло животное к моменту первого продуктивного оплодотворения, гинекологические заболевания, способ осеменения, уровень подготовки кадров, за чем ведется строгий контроль.

И все это в руках конкретных специалистов. В каждом хозяйстве разработаны условия оплаты труда техников по осеменению, привязанные к конечному результату. Работает группа по воспроизводству, куда входят специалисты районных ветеринарной и племстанций, которые, согласно ежемесячным графикам, выезжают в хозяйства и оказывают консультационную помощь на местах. В сельхозпредприятиях есть свои аналогичные звенья. Несвижский район — один из немногих, где в каждом хозяйстве есть ветврач-гинеколог.

За полугодие в районе больше родилось телят, больше новотельных коров. Здесь прослеживается простая арифметическая прогрессия:  и молоко увеличивается по нарастающей, и создается потенциал будущего.

Кто-то сравнил корову с космическим кораблем, мол, настолько это сложная система. Даже сложнее, поскольку она система живая. Это целый космос в физиологии, химико-биологических процессах. Поэтому и работа с животным требует разносторонних знаний и их совершенствования. 

«ПОЧЕМУ россияне идут семимильными шагами в развитии свиноводства, птицеводства? Этими продуктами они скоро себя обеспечат, но не молоком, — рассуждает Николай Радоман, председатель агрокомбината «Снов», лидирующего в стране по удою молока (конечно, после филиала «Витекс», но сравнение несколько некорректно, поскольку в СПК намного больше поголовье. — Авт.). — Сколько породистого скота привозят из-за границы, столько и вырезают. Потому что это направление требует тонких технологий. И мы правильно сделали, что провели модернизацию ферм, лет десять еще, думаю, в России будет не заполнена молочная ниша».

Агрокомбинат на порядок обгоняет в продуктивности многие хозяйства района (от каждой коровы за 6 месяцев надоили 5077 килограммов молока) и несколько присоединенных также подтянул до своего уровня.

Почти пять лет назад к «Снову» перешли земли СПК «Друцковщизна», где было 1200 голов КРС. За это время построена роботизированная ферма на 600 дойных коров, а всего там содержится 1400 животных, старая реконструирована под содержание крупного рогатого скота на 2800 голов. Вот что такое экономическая эффективность на той же земле! Молочно-товарный комплекс «Друцковщизна» — образец промышленного производства молока замкнутого цикла. Среднесуточный удой в эти дни составляет 32 килограмма — стопроцентно «экстра». Есть коровы, а животные там все как на подбор, дающие по 57 с лишним килограммов молока. Всего комплекс обслуживают 26 человек. Телятница Нина Парахневич коротко сравнивает досновские времена с днем сегодняшним: «Отличаются как неба и земля».

А вот на новых землях в Орде Клецкого района, вошедших в состав агрокомбината, Николай Вячеславович и его специалисты развивать молочное скотоводство не решились, столкнувшись с дефицитом толковых кадров. Попросту коров некому доить. Неразумно было бы завезти туда породистый скот, чтобы его за короткое время угробили:

— Мы уже десять лет работаем с канадской спермой быков с высоким индексом племенной ценности. Может, нам и не надо доить 10 тонн молока от коровы, может, хватило бы и 9, не надо бы давать дорогого соевого шрота, другого белка, но уже генетика скота построена так, что требуются корма под его потенциал в 10—12 тысяч килограммов молока. Иначе потеряем высокопродуктивный скот, ведь при молокоотдаче вымываются все питательные вещества, и это сказывается на физиологии животного. И для нас получение каждого следующего литра в прибавке молока — уже искусство. Мы корову, можно сказать, не кормим, а обманываем, как того ребенка, чтобы съел лишнюю ложку каши.

Такие животные, само собой, требуют исключительно качественного корма. В эти дни в «Снове» заготавливают сенаж из третьего укоса. Два «Ягуара» в день поднимают и измельчают 1000—1200 тонн провяленной массы. Три дня максимум — и траншея на три тысячи тонн вместимостью заполнена и запечатана. Несмотря на то что продолжалась жатва, требовалось рулонить и свозить солому, председатель распорядился приоритет отдавать кормозаготовке. 

В «Снове», как и в районе, видят свои резервы. Николай Радоман любит повторять: нет предела совершенству:

— Мы понимаем, что производство молока — ежедневная рутинная работа. Четкое выполнение технологических требований в кормлении, доении, уходе за животными и так далее, а также контроль за исполнительской дисциплиной, — мотивация кадров к труду. В этой отрасли не добьешься быстрого результата, поэтому сегодняшние усилия — это молоко будущего.

Елена КЛИМОВИЧ

klimovich@sb.by

Фото Александра НИКОЛАЕВА


Выйти из крутого пике намного сложнее, чем в него сорваться


ДЕСЯТЬ лет назад надой от коровы в Бобруйском районе был выше среднеобластного более чем на 300 килограммов, а за 2009 год он достиг 4667 килограммов. Все! Это был пик, достигнув которого район стремительно покатился в производстве молока вниз. В 2010 году, например, надоено 4353 килограмма, в 2013-м — уже менее четырех тысяч. В прошлом году от коровы получено по 3611 килограммов молока, а за первое полугодие этого среди 118 районов Бобруйский район оказался на 114-м месте с 1484 килограммами. На 439 килограммов меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года! Валовое производство молока сократилось почти на четверть и составило 14106 тонн...

СО специалистами райсельхозпрода делаем расчеты. За полгода недополучено примерно 4,5 тысячи тонн молока. Упущенная полугодовая выгода оценивается примерно в 15 миллиардов неденоминированных рублей. Вот уж действительно говорят, если не хватает денег, то для начала ищите их на фермах. Как бы они пригодились хозяйствам для покупки минеральных удобрений, расчетов за энергоносители, во время заготовки кормов, жатвы, на выплату кредитов. Но их необходимо зарабатывать, а не сетовать на дефицит. Логика здесь простая: больше произвел продукции — больше за нее выручил.

У нас здесь, согласитесь, не тот случай. И о высоких результатах работы молочной отрасли пяти-, семилетней давности сегодня в районе практически не вспоминают. Одни их не помнят, другие не знают, а некоторые, видимо, замалчивают умышленно. Оно и понятно, надои в последнее время слишком скромные, и быть свидетелем, если не участником этого неприглядного процесса специалистам и управленцам явно не хочется. Как и в собственном бессилии расписываться. А ведь надо, потому что именно в нем причины оглушительного провала. Ведь, спросим, что изменилось за эти годы? Земля, кормовые культуры и угодья — те же, условия труда и содержание животных приметно улучшились. Частично поменялись структура кормового поля, часть специалистов и управленцев. Около трех месяцев работает начальник райсельхозпрода, примерно три года — его заместитель, курирующий животноводство, немногим более двух с половиной — председатель райисполкома. Поменялась часть специалистов в сельхозорганизациях. Давать бывшим коллегам реальную оценку — значит, принизить себя, согласиться с тем, что сегодня команда работает далеко не в полную силу.

ОПЫТ 2008—2009 годов заслуживает внимания и обобщения. Но практически все, с кем за время командировки в Бобруйский район пришлось беседовать, ориентируются на производственные показатели прошлого года. Хотя похвастаться здесь тоже нечем. Они значительно скромнее. В ОАО «Стасевка», например, от каждой коровы за полгода недополучили по 334 килограмма молока. В среднем на 4 килограмма  от коровы в январе—июне ежедневно минусовали СПК «Гигант», филиал «Воротынь» и ОАО «Невский-Агро». Из девяти сельхозпредприятий, которые занимаются производством молока, только «Агромашсервис» сработал так, как в первом полугодии прошлого года. А в филиале «Агрокомбинат КХП» продуктивность увеличили на 29 килограммов. Остальные сделали очередной солидный шаг назад.

Почему? За счет чего и когда можно улучшить ситуацию? Эти вопросы адресовал председателю райисполкома Александру Осипову, первому заместителю начальника райсельхозпрода Сергею Меньковскому, директору филиала «Пищевик-Агро» ОАО «Красный пищевик» Михаилу Стрижевскому и другим. Как бывает в таких случаях, все называли одну и ту же причину: надои снизились из-за недостатка кормов. На период стойлового содержания в расчете на условную голову скота заготовлено их только по 12 центнеров кормовых единиц. Годом ранее было на 5 центнеров больше. Кстати, тоже не ахти как много, чтобы рассчитывать на приличные надои и привесы. При самых скромных запасах обеспеченность на стойловый период должна составлять не менее 21 центнера кормоединиц, а еще лучше — 25—27. Поэтому сено, сенаж, силос в районе экономили как никогда раньше. Чтобы сделать рационы богаче, пришлось даже сократить количество животных. Ну а если обеспеченность фуражом в ОАО «Невский-Агро», например, составляла немногим более 7 центнеров кормоединиц, то здесь, как говорится, не до жиру, быть бы живу.

Но позвольте: примерно такая, а может быть, еще и худшая засуха была и в других районах. В Мозырском, например, повыгорали пастбища, высохли даже мелиоративные каналы, зерна собрали ровно вполовину меньше. Во время зимовки дойное стадо не жировало, но за полгода надои сократились только на 14 килограммов, и район по этому показателю девятый в республике. Значит, дело было не в погоде.

Бобруйский район в зимовку ушел с нехваткой около 16 тысяч тонн фуража. На кормовые цели смогли наскрести только 5611 тонн зерна — 43 процента к предыдущему году. Стало понятно: без сторонней помощи не обойтись. Пришлось направлять гонцов не только в хозяйства Могилевщины, но и за его пределы. Завозили в основном сенаж и силос. Солидную помощь оказал и местный комбинат хлебопродуктов. Трудно представить, как сложилась бы ситуация в отрасли без поддержки КХП. С его филиалом, «Агрокомбинатом КХП», за поставляемый комбикорм хозяйства рассчитывались в основном крупным рогатым скотом. Поставляли животных и на доращивание. С наступлением пастбищного периода около 90 процентов дойного стада сразу же перевели на круглосуточную пастьбу. Но это ситуацию не спасло. По словам Сергея Меньковского, скот не голодал, но и не получал необходимого количества кормов.

Филиал «Пищевик-Агро», например, на минувшую зимовку заготовил фуража значительно больше по сравнению с остальными. Этой весной подсеяли 300 гектаров многолетних трав. Корма готовили с однолетних, отведенных специально для этих целей. В составе фуража — овес, яровой рапс, пелюшка, другие компоненты. Для подстраховки посеяли 115 гектаров озимой ржи на корм и так далее.

Но должной отдачи они не дали, не скрывал руководитель хозяйства Александр Стрижевский. В рационе не хватало компонентов с высоким содержанием белка. Отсюда и проблемы с надоями.

Правда, в филиале тешат себя тем, что при снижении за полгода валовых надоев на 15 процентов экономика не пострадала. Мол, с января ежемесячная выручка опережала прошлогоднюю за счет повышения качества молока. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года она действительно выросла на 6 процентов. Но плюсую к ней недополученные за это время примерно 220 тонн и понимаю: она была бы еще больше. Так что слабое утешение. И никак не оправдание бывших просчетов.

Кстати, дефицит кормов не лучшим образом сказался и на привесах крупного рогатого скота. За полгода на выращивании и откорме они составили по району 426 граммов, на 111 меньше, чем за такой же период 2015 года.

КОНЕЧНО, сбрасывать со счетов прошлогоднюю засуху нельзя, но и без нее молочная отрасль сдает свои позиции. Недорабатывает и команда — те, кто заготавливает корма, управляет отраслью, формирует структуру дойного стада, кормового поля. Может быть, необходимо в нее внести коррективы, обсудить причины падения с учеными, проанализировать, за счет чего можно повысить продуктивность животных, определиться, когда же район сможет выйти на прошлогодний уровень, а потом и прирастать? Столько вопросов конкретным исполнителям...

Часть из них адресую Александру Осипову и Сергею Меньковскому. Оба солидарны в том, что минувшая зимовка будет отзываться эхом еще не один год. Даже при условии, что кормов заготовлено уже свыше 14 центнеров кормоединиц на условную голову скота — в два раза больше, чем в прошлом году. Плюс травы второго укоса. Неплохие виды на пожнивные культуры, просо, кукурузу. Главное теперь — грамотно распорядиться каждым килограммом фуража, чтобы выйти из прорыва. 

Некоторые сельхозпредприятия, по словам председателя Бобруйского райисполкома Александра Осипова, открыли сенажные траншеи, приучают скот к однотипному кормлению. На фураж в три этапа посеяли около 7 тысяч гектаров однолетних трав, овес с яровым рапсом, другие смеси. Завезли добавки для сбалансирования рационов по основным питательным веществам. С Бобруйским КХП заключили договор на приобретение комбикормов для высокопродуктивных коров. Посеяно 2,5 тысячи гектаров поукосных и пожнивных культур, 500 гектаров озимой ржи для подкормки животных, рассказывал во время поездки по району Александр Осипов. Скот, который в зимнее время потерял упитанность, набирает кондиции. На ремонтных телках начали получать в сутки по 640 граммов привеса. Маловато, но это уже не то, что было раньше.

По предварительным расчетам, в этом году продуктивность стада составит около 3200 килограммов молока, принимаемые меры позволят выйти на прошлогодний уровень продуктивности в октябре, динамика в животноводстве, уверен Александр Осипов, к концу года станет положительной.

Что ж, поживем — увидим. И проверим.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО

zybulko@sb.by

Итоги работы комплексов по выращиванию и откорму КРС за январь-июль 2016 года

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter