50 вопросов "СБ"

Алла Ралькевич: "Малыши - лекарство от уныния" О марьиногорской гимназии сегодня говорят много.
Алла Ралькевич: "Малыши - лекарство от уныния"

О марьиногорской гимназии сегодня говорят много. Наверное, не только потому, что ее директором и преподавателем английского и французского языков является сенатор Алла РАЛЬКЕВИЧ. Скорее, наоборот, в Совет Республики Национального собрания Аллу Васильевну избрали благодаря тому, что руководит она уникальным учебным заведением, которое сама и создала. Пришла сюда следом за строителями и директорствует вот уже больше 10 лет. Не единожды побывав в гимназии, вижу, как к Алле Васильевне относятся дети, особенно - младшие школьники. Она у них - добрая мамочка. А еще Алла Васильевна пишет стихи, которые становятся затем песнями, и ходит в горы...

1. Как бы вы сами представили себя читателям?

- Алла Васильевна Ралькевич, учитель.

2. О чем больше всего мечтали в детстве?

- В своих детских мечтах кем только ни была. Наверное, как и многие девочки, хотела стать актрисой. А втайне была еще одна мечта, к которой и саму себя не подпускала близко, - думала, что вот если бы я была мальчишкой, то непременно выбрала бы профессию летчика. И сейчас, когда приходится лететь в самолете, сердце замирает, вспоминаю свое детство и свою самую тайную мечту.

3. Когда-нибудь ругаете гимназистов?

- Во-первых, сегодня никогда не ставлю отрицательных оценок. Профессионализм в том и заключается, чтобы давать знания, а не сеять незнание. А "2" - это и есть оценка незнания.

4. Детей из класса выгоняете?

- Конфликтная ситуация - это удел молодых учителей. Если уважаешь свою профессию и, выйдя за порог школы, не крестишь на чем свет стоит учеников, если перед самим собой остаешься честным, то ты непременно должен избегать конфликтов. Не научился это делать с возрастом - меняй профессию. И, поверьте, когда случается разбирать конфликт учитель - ученик, я стою на стороне ученика.

5. Что считаете главным в воспитании гимназистов?

- Как и в воспитании всех детей - научить красоте, ее пониманию. Чем больше будет красоты - тем меньше грязи, тем меньше нищеты. Красота может победить все, если она добра.

6. Интеллигентность. Что это такое в вашем понимании?

- Знания и культура. Но со временем понимаешь, что люди внутренне жестокие, бескомпромиссные могут внешне казаться красивыми, интеллигентными. И уже с высоты жизненного опыта я бы добавила к определению интеллигентного человека и то, что внутри него должен быть заложен твердый нравственный стержень. Интеллигентность - это еще и умение правильно принять решение, не думая, что ты непременно должен кому-то угодить.

7. Когда приобретаются настоящие друзья?

- Для меня в первую очередь друзья - это семейное окружение. Для друга должно быть время. Если встречаетесь очень редко, дружба может не иметь необходимой постоянной подпитки. А что касается времени обретения друзей, то это может быть всегда... У меня есть подруга, которую я обрела в раннем детстве, когда в сельмаге давились в очереди за хлебом. Но, конечно же, нас не обстоятельства свели, а главным оказались родство душ, схожесть характеров, внутреннее притяжение. Это долго позволило нам дружить.

8. Многие книги или прямо так и называются - "Повесть о сыне" или "Повесть о дочери", или носят один из этих подзаголовков. А вот смогли бы вы если не написать, то хотя бы выразить идею "Повести о матери"?

- Повесть о матери... Это был бы, разумеется, рассказ о моей маме, дай ей Бог еще здоровья на многие годы. Мама - удивительно энергичный человек. Любовь к цветам, привычка каждую свободную минутку отдавать чтению (мама и на кухне готовку совмещала с газетой), интерес к неординарным личностям, ярким людям - все это у меня от мамы. И еще мама всегда способна восхищаться, удивляться, радоваться.

9. Оказало ли влияние на ваш характер созвездие, под которым вы родились?

- Не каждый понедельник, но гороскопы читаю. Обращаю внимание на фразу: "Звезды рекомендуют проявлять осторожность..." Но системно себя в связи со звездами не рассматриваю. Астрология - интересная, многовековая наука, но жить по ее правилам, следовать предсказаниям - на это ведь тоже время нужно.

10. Педагогика - это свод консервативных правил или постоянно развивающаяся наука?

- Ничто так динамично не развивается, как педагогика. Впрочем, любая наука - это движение вперед. Даже археология. Человек, окружающая среда, находясь в тесной взаимосвязи, все время куда-то движутся, и педагогика обязана не дремать... Грош цена тому учителю, который рассчитывает в одном и том же классе на одном и том же уровне проработать и пять, и десять лет подряд. Разве что учителя начальных классов отличаются редкостным консерватизмом. Он, правда, распространяется только на одну фразу, которую они мне повторяют каждый год 1 сентября: "Алла Васильевна, вы не представляете, до какой степени изменились дети..."

11. Читаете ли вы книги по педагогике?

- И даже Макаренко перечитываю. А тем более Сухомлинского, Шацкого. Но это не чтение перед сном. Я по-новому смотрю на их принципы, думаю, какие элементы можно взять из прежних времен.

12. Чтобы человек считал себя состоявшимся в жизни, обязательно заканчивать институт?

- Настоящий человек - это не обязательно выпускник вуза. Достойно прожить - значит быть нормальным, честным человеком. И в реформе образования сегодня акценты делаются на воспитательные аспекты. Оглянитесь вокруг: мы достаточно выучили юристов, экономистов, а богаче от этого жить не стали. Сегодня стране нужны рабочие. Безусловно, рабочие высокого класса, способные мыслить и осваивать новые и более эффективные производственные технологии.

13. Когда человека воспитывать еще не поздно?

- Каждый обязан бороться за себя сам и исправлять в себе все чуждое до самого последнего своего дня. Это, возможно, и несколько идеалистическое убеждение. А если быть ближе к прозе жизни, то 70 процентов нашего успеха в жизни зависит от того, насколько каждый из нас был успешен или нет в школе.

14. Нужна ли детям политика?

- Детей от политики не спрячешь, рано или поздно они столкнутся со взрослой жизнью, на которую политика не может не влиять. Но важно привить детям главные нравственные ценности, научить владению моральным инструментарием, тогда и будет у каждого защищенность от грязи и безнравственности в политике.

15. Чем отличается гимназия в провинциальном райцентре от столичной гимназии?

- Многопрофильностью. У нас нет узкой специализации. И когда к нам идут со всей Марьиной Горки, а еще из 20 деревень ездят, мы не можем себе позволить узкую специализацию. У нас нет накатанных рельсов. Наши ученики станут в будущем специалистами самых разных направлений. В столице, областном городе можно позволить себе более выраженные направления уже в гимназическом цикле обучения - математическое, филологическое...

16. Верите ли вы во внеземные цивилизации?

- Проще простого сказать, что нет вокруг нас никого, и не загружать себе голову. Гораздо сложнее - верить... Это придает определенный импульс нашей жизни, заставляет оглядываться на небеса, сомневаться в значимости своего собственного бытия. А значит - и развиваться.

17. Как относитесь к детективам?

- Не читаю. Даже в электричке, даже тогда, когда ищу книгу для отдыха. Не люблю детективы за их насыщенность криминалом. Надоело все это. Неужели человечество обречено на постоянное сожительство со злом, убийствами?

18. Карьеру можно спланировать?

- Наверное, можно, если под карьерой понимать только служебную лестницу, стремление к достижению определенных должностей. Но меня всегда больше привлекает процесс, нежели результат. Вот и в профессии педагога главной составляющей является творчество. А разве творчество можно спланировать? Но, с другой стороны, нельзя не ставить перед собой цели и в творчестве...

19. Что для вас проза жизни, а что - поэзия?

- Поэзия и есть поэзия. Меня вот осенило лет 15 назад - и с того времени пишу стихи. Но стараюсь их редко читать другим. Это для меня как отдых, как форма разговора с самим собой. А проза... Если в смысле неромантичной стороны жизни, то, возможно, быт, каждодневные обязательные хлопоты для кого-то и являются прозой. Но вот я и в быту нахожу столько поэзии, что иногда сама себе удивляюсь. А иначе не могу жить, иначе, считаю, неинтересно...

20. Какие по характеру люди вам больше всего импонируют?

- Самые разные - твердые и мягкие. Иногда - даже жесткие. Прекрасно, когда в коллективе встречаются разные люди. Как, впрочем, важно, чтобы в семье были разные характеры. Гармония мироздания, как это ни странно, все-таки соткана из разностей. А мир динамично развивается в силу противоречивости своего обустройства.

21. Вы любите путешествовать?

- Не представляю года, чтобы даже в мыслях куда-то не залететь. В детстве страшно любила рассматривать в "Огоньке" фотографии почему-то именно Сибири. Белорусской зимы мне было мало. Я благодарна судьбе, что мне удалось посетить Казахстан, Азербайджан, Грузию, Дальний Восток. Хотя и побывала во многих европейских странах, Восток мне сегодня интереснее. Путешествуя по миру, стараюсь вглядеться в отношения людей, в обычаи и нравы разных народов. Меня все время привлекал английский пуританизм. А демократия в Дании удивила и несколько огорчила. Не могу принять раскрепощенность "донельзя", вседозволенность в отношениях детей со взрослыми... А вообще, из любого путешествия на второй-третий день тянет домой. В чужих краях начинаешь понимать, что более заветных мест, более милых и зеленых мест, чем в родной Беларуси, нигде нет.

22. Что такое, по-вашему, лень, а что - душевный покой?

- Ленивые люди сами себя программируют на бездеятельность. Но осуждать мы никого не должны. Ленивцами бывают и мастера жизнь созерцать, не прилагая особых усилий. Тоже неплохое занятие... Мне доставляет удовольствие трудиться ради достижения результата, ради того, чтобы увидеть, услышать чью-то радостную оценку. А душевный покой - редкое состояние тех людей, кто что-то делает. Всегда ведь и после, казалось бы, положительно завершенного дела чувствуется некоторая неудовлетворенность. С возрастом, правда, помогают обрести душевный покой дети, их успехи, удачи, их радости.

23. Вы "спланировали" занятия, профессии своих детей или такими, какие есть, они стали сами по себе?

- Все само собой происходить не может. Дети видят взрослых, подражают нам. Семья важнее школы. Мы с мужем пробовали навязать детям музыкальное образование. И сейчас понимаю, что они только страдали от этого. Хотя сейчас говорят, что это помогает им разбираться в музыке. А профессии мои девочки выбрали самостоятельно, осознанно. Одна дочь - врач. Другая - конструктор-технолог на "Милавице". Подражание родителям, думаю, у них в другом проявилось - в чертах характера, в жизненных приоритетах.

24. Кем бы вы стали, появись возможность начать все сначала?

- Знаю точно, что работала бы с детьми, была бы человеком сферы образования, воспитания. Ни о чем другом сегодня и подумать не могу.

25. Любите ли делать подарки?

- О, это - неотъемлемая часть меня. Люблю делать подарки, говорить добрые слова, люблю хвалить людей - безусловно, без пустого елея. Без того, что некогда окрестили следующим емким определением: "Бес лести предан". По мне лучше быть без лести преданным.

26. При каких обстоятельствах познакомились с нашей газетой?

- У вас очень массированная и умно организованная рекламная кампания. Сегодня самый богатый информационный поток, самое широкое многотемье - на страницах вашего издания.

27. Помните ли вы свое детское прозвище?

- Их было несколько. Но все - добрые, ласковые, безобидные.

28 Будь вы главой нашей страны, что бы вы сделали в первую очередь?

- Всегда кажется легким то, чего ты не касаешься. И зная это правило, признаюсь, что ни разу не мыслила подобным образом. Народ Беларуси отличается уникальным трудолюбием. И очень хочется, чтобы сопутствующим ему фактором была достойная жизнь каждого человека в отдельности.

29. Самое главное отличие настоящего учителя от представителя другой профессии?

- Отличий, разумеется, много. Иногда даже слова-определения им не подобрать. Но самое главное - умение чувствовать и быть чутким.

30. Любите ли вы сегодняшнюю молодежь?

- Для меня этот вопрос как провокация. Нет смысла работать в школе и относиться к молодым людям с предубеждением, с претензиями. Новые идеи, все инновации зависят не от возможностей жизненного опыта, а от того, насколько мы ухватим за хвост новое время. Государство, кроме всего прочего, развивается только в том случае, если политики замечают настроения молодежи. Конечно, не следует стремиться в каждом случае потрафить ее взглядам, дешево подыграть настроениям и желаниям... Я и сама часто делаю внушения молодым людям. Но сетование на то, что мы были другими, извечное топтание в рамках проблемы "отцы и дети" - философия диванного характера, мало что решающая, по большому счету. Другое дело, когда речь идет о конкретных недостатках. Тогда я говорю прямолинейно и, возможно, иногда достаточно жестко.

31. Вы хорошо знаете свою родословную?

- Мой папа - историк. Мама - учительница начальных классов. Отец, Василий Маркович Лапко, увлекался краеведением, создавал в школе музей. В нашей деревне, которую издавна местечком называли, до войны служил будущий дважды Герой Советского Союза летчик Яков Смушкевич. Школьники в 1960-е годы переписывались с его дочкой - Розой Смушкевич. Так что нам свою родословную стыдно было не знать. Корни отца - в Литве. Мамина линия - небогатые интеллигенты. Дедушка - учитель. Его родной брат - царский офицер. И был, разумеется, репрессирован при советской власти. Повезло, выжил в лагере. Вернулся домой - и прожил 91 год. Прадед или даже прапрадед по линии мамы - староста.

32. Есть ли у вас в жизни кумиры?

- Не сотвори себе кумира... Скорее - примеры жизненного становления. Если об этом говорить, то такими примерами даже книжные герои являются. Но их много. И я героев рассматриваю не столько, может быть, в их целостности, сколько в плане их взглядов на определенные вещи, явления, окружающую жизнь. В детстве, юности очень много читала книг из серии "Жизнь замечательных людей". Папа был страстным книжником, собирал эту серию. И меня поражали эти люди - люди самых разных профессий. Казалось, что они - жители других планет. Может быть, так думала потому, что рядом, вокруг шла самая обыденная жизнь. И вообще, я считаю, детей надо воспитывать на идеалах, пусть себе даже далеких, а иногда и несколько приукрашенных. Правда, делать это надо умело и ненавязчиво, так, чтобы не отвернулись ребята от нравоучительных проповедей.

33. Ваш идеал ученика или даже выпускника средней школы, гимназии?

- Что касается идеала как некоей утвердившейся формы, то я могу вести речь об идеальной фигуре, идеальной прическе и прочих отдельных фрагментах тела или состояния человека на определенном отрезке времени. Но человек, даже тот человек, который стремится к постоянству, - личность изменчивая. И вряд ли множеству моих учеников я скажу когда-либо: "Будьте вот такими..." Могу сказать лишь только, что вот у кого-то из их предшественников были такие вот черты...

34. Что главное в школе - образование или воспитание?

- Воспитать образованного человека.

35. Типичная ошибка педагога?

- Недооценка своего ученика, что, как правило, случается достаточно часто. И случается с каждым из нас.

36. Главная награда для учителя?

- То, что ученики его не забывают. Недавно был юбилей моей родной школы, где я успела и подиректорствовать. И было очень приятно видеть своих старых учителей. Нет, для меня они вовсе не пожилые люди, а такие, какими учили меня, моих сверстников.

37. Случается, что тот или иной тон вашего разговора с учениками зависит от вашего настроения?

- Плохое настроение - тоже наш спутник по жизни. Но мне легче, чем другим учителям, я могу уединиться в своем кабинете. Правда, секретарь Валентина Ильинична уже научилась замечать мое плохое настроение. И когда ей понятно, почему долго не выхожу из кабинета, она мне говорит, чуть ли не приказывает: "Алла Васильевна, сходите к малышам..." Знает, что первое мое лекарство от хандры - общение с младшими школьниками. Они такие умные и интересные! Разговаривать с ними - одно удовольствие.

38. Вам часто приходится быть судьей между учителем и учеником?

- Случаются, безусловно, конфликтные ситуации, но и директор - не судья, выносящий вердикт, а скорее партнер обеих сторон в попытке разрешить ситуацию.

39. Как вы относитесь к выражению: "Человек - сам кузнец своего счастья"?

- Верю в это, как и все, думаю, реально оценивающие жизнь люди.

40. Ваш главный совет тому, кто рискнет выбрать профессию учителя...

- Советов может быть много. Но самый главный - оглянитесь на свои ученические годы и подумайте, легко ли вам будет работать с точно таким же учеником.

41. Есть ли профессии лучше учительской?

- Сколько угодно. Но профессия учителя - это лучшая из всех профессий для меня. А у каждой индивидуальности должен быть свой выбор.

42. Рок-музыка - это надолго, по-вашему?

- Отношусь к рок-музыке, как к переходному возрасту... Проходит время - и вдруг у людей появляется привязанность к серьезной музыке. А если ребенок в семье, на дискотеке ничего, кроме рока, не слышал - тогда разве можно требовать от него моментально изменить свои пристрастия? Но научить любить или хотя бы уважать что-то другое в искусстве можно. Только не путем запретов и ограничений. Однажды я ехала в электричке. Рядом сели юные хиппи - в немыслимых для меня одеждах, с гитарами. Началось представление. Отбросив всевозможные амбиции, я настроилась на прием. Ребятам, конечно же, страшно хотелось понравиться вагонной публике. И когда закончилось выступление, я поблагодарила ребят, сказала, что, на мой взгляд, у них неплохо получается. Вы бы видели, как лица этих мальчишек расцвели... Все повернулись ко мне, превратились в обычных ребят.

43. Как часто и по какому поводу недовольны собой?

- Человеку свойственно анализировать свои поступки, свое поведение в той или иной ситуации. Но создавать из этого самую главную проблему, думаю, не стоит. Надо разве что в случае каких-то ошибок не сокрушаться, а делать зарубки, чтобы в следующий раз быть умнее.

44. Совершая добрые поступки в отношении кого-то, думаете ли о том, что часто добро возвращается злом?

- Конечно, дорога в ад вымощена благими намерениями. Но другого для любого нормального человека не дано. Потребность творить добро впитывается с молоком матери...

45. У вас есть дача?

- А у нас - земля рядом с домом. Копаться в грядках, сажать цветы - одно из моих любимых занятий. И в гимназии не могу без этого обойтись. Есть у нас теплица. Заложили вишневый сад. Гимназия находится на территории военного городка. У большинства людей фрукты, овощи - только с рынка. И мне даже будет приятно, если человек, проходя мимо, сорвет горсть вишен. А еще гимназия заключила договор о сотрудничестве с сельхозкооперативом "Турин", ездим туда картофель собирать.

46. Ваш любимый напиток...

- Чай с лимоном.

- Футбольная команда...

- Минское "Динамо".

- Газета...

- Естественно, "Советская Белоруссия". Даже больше нравится, когда ее называют "Беларусь Сегодня".

- Запах...

- Запах весенней свежести. И еще - запах лимона.

- Цвет...

- Белый.

- Время года...

- Весна.

- Погода...

- Иногда очень люблю моросящий за окном дождь.

- Цветы...

- Все цветы, буквально все цветы.

- Наряд...

- Деловой костюм.

- Праздник...

- Новый год.

47. Не рискнете предсказать, какие перемены ожидают нашу страну через год?

- Жизнь будет продолжаться - разная, многоплановая, порой с какими-то трудностями. Но верю, что жизнь будет интереснее, чем сегодня, значительно краше.

48. Как вы относитесь к народной мудрости: "Надежда - мать дураков"?

- Первый раз слышу. Мне кажется, что белорусский народ такого придумать не мог. Жить всегда надо с надеждой. Даже в самые трудные времена.

49. Как вы заботитесь о собственном здоровье?

- Физическое состояние - это прежде всего отражение образа жизни человека. Стараюсь организовать, разумно спланировать каждый свой день.

50. Вопрос, который вы хотели бы задать себе сами? И ваш ответ...

- Я задала себе его в стихотворной форме и думаю, что ответила...

Нет, не всегда мне весело бывает,

Легко и просто, сказочно, светло,

И не всегда меня все понимают,

Чудесно ладят, мыслят заодно.

Я часто и сама так долго сомневаюсь,

Права иль не права, вопросом задаваясь.

Хотя в душе я чувствую и знаю,

Что верно говорю и честно поступаю.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter