Как корреспондент «СГ» собирал свой первый трактор

450 лошадок и электротрактор неслабо

В канун Дня машиностроителя корреспондент «СГ» занял место на сборочном конвейере МТЗ

МАШИНОСТРОИТЕЛИ всегда были, есть и будут главными партнерами сельчан. Ведь работу в поле без должной техники сегодня даже представить невозможно. Комбайны, культиваторы, сеялки, их производительность, надежность помогают нам каждый год собирать хорошие урожаи. Но главный в этом ряду, конечно же, трактор. Недаром говорят: «Трактор в поле — жизнь в раздолье».


Корреспондент «СГ» отправился на Минский тракторный завод и поучаствовал в сборке стального богатыря.

В КОРПУСЕ сборки – своеобразном роддоме тракторов – процесс идет вовсю. Заводчане в специальных наушниках, спасающих от громкого шума, предельно сконцентрированы. Минута промедления может сбить темп всего производства —  конвейер, постоянно двигающийся вперед, ждать никого не будет. Впрочем, на разговоры здесь никто и не отвлекается. Как только с поперечной на основную ленту приходит «скелет» будущей машины, который уже оборудован двигателем, им тут же начинают заниматься. Чтобы приобрести привычный для всех вид, технике нужно пройти 55 операций. Например, слесарь-сборщик Анна Липская собирает и устанавливает кронштейны под воздушные баллоны. За 33 года она настолько отточила мастерство, что с задачей справляется в несколько секунд. Интересно, сколько времени понадобится мне?

Под чутким руководством Анны Степановны беру пневмогайковерт и пробую прикрутить кронштейн к каркасу. Естественно, с первого раза ничего не выходит – деталь падает на пол. Еще одна попытка – теперь все как надо. Даже специалист отмечает неплохую работу. Вдохновленный успехом, двигаюсь дальше в поисках новых квестов.


С каждым шагом изначальная конструкция все больше и больше начинает напоминать трактор. Правда и то, что никто особо не хочет подпускать новичка к сложным процессам и лишь на одном из этапов сборки предлагают проверить зажимы трубопроводов рулевого управления. С радостью соглашаюсь. Правда, подняв динамометрический ключ, уже начинаю жалеть о своем решении. Тяжелый инструмент не так просто удержать, но, собрав всю волю в кулак, все-таки выполняю задание. Пускай и под необидный  смех рабочих.

Убедившись в моих серьезных намерениях, тракторостроители подобрели:  я самостоятельно прикручиваю ящик инструментальной установки. А как только на машину устанавливают кабину, кричат: «Корреспондент, беги сюда, будешь руль ставить». Несусь к желанной цели, запрыгиваю в кабину, хватаю «баранку» и с мальчишеским задором выполняю задание. Встала конструкция, не достается и не прокручивается. Значит, получилось.


Финальный аккорд сборки: установка колес и пробный запуск машины, которую около часа тестируют. Лишь после испытаний ее оборудуют дворниками, фарами и отправят на продажу. За одну смену с конвейера выходит около 100 тракторов. То есть каждые пять минут корпус выпускает одну новою единицу.

Бывает и такое, что техника не справляется с нагрузками, поэтому ее отправляют на доработку в цех опытного производства. Слесарь механосборочных работ Павел Лустов приводит в пример недавний случай: «Пробовали на одном из тракторов двигатель немецкой фирмы, но он перегрелся. Сейчас заменим его на отечественный. Посмотрим, какой будет результат».


Вместе с новыми машинами в должный вид здесь приводят и двухмиллионный трактор, выпущенный еще в 1984 году. Его продемонстрируют на праздничной выставке у музея МТЗ. К слову, для его сборки в свое время приезжали представители пяти тракторных заводов СССР. Сейчас, конечно, специалисты предприятия справляются самостоятельно. Небольшую помощь, правда, им оказал корреспондент «СГ», подкрутив несколько гаек. Это, конечно, не новенький собирать.

ОТРАДНО, что завод идет в ногу со временем. Начиная свой путь с выпуска болотных плугов, сегодня предприятие замахивается на массовое производство, к примеру,  электротракторов.


Главный конструктор
по тракторной технике
Николай ЗЕЗЕТКО.
Первый заместитель генерального конструктора, главный конструктор по тракторной технике Николай Зезетко отмечает, что для этого уже многое сделано: «Первый прототип создан в 2009 году. Пока мы попробовали заменить в тракторе мощностью 300 лошадиных сил гидравлику на электронику. В таком гибриде двигатель внутреннего сгорания приводит в движение генератор, который вырабатывает ток и передает на электромоторы. Результаты испытаний показали:  при определенных операциях можно сэкономить до семи процентов топлива. Достигается это за счет электротрансмиссии, позволяющей оператору бесступенчато выбирать скорость с наименьшим расходом горючего».

Если говорить о тракторах, полностью работающих на электроэнергии, то пока это будущее. Ученые всего мира пытаются получить конденсатор повышенной емкости. Ведь аккумуляторы, которые сейчас есть, очень дорогостоящие и нуждаются в постоянной подзарядке. Да и к каждому полю станцию зарядки не проведешь. А благодаря конденсатору можно создать батарею, которая  выдержит время полевых работ.

Тем временем на производстве не забывают и про другие новшества. Например, здесь уже собраны два трактора мощностью 450 лошадиных сил, оборудованных системой отдаленного мониторинга, которая позволяет определить загрузку двигателя, местоположение и расход топлива. Его покажут на праздничной выставке, а второй уже обкатывают в одном из белорусских хозяйств. В планах до конца года сделать еще три таких машины с двигателем кампании Caterpillar для расширенных испытаний. В следующем году, говорит Николай Иванович, здесь соберут машину мощностью в 550 лошадиных сил.  Среди сельчан особой популярностью пользуется  модель «Беларус-1523» в 150 лошадиных сил: на наших полях это самая оптимальная мощность. 


Не забывают на МТЗ модернизировать уже имеющиеся модели. Например, специально для экспорта во Вьетнам приспособили малогабаритный «Беларус-451» в 50 лошадиных сил. Учитывают пожелания и отечественных аграриев. Именно по их просьбе кабины оборудуются кондиционерами и слотом для магнитофона. Еще работают над системой автоматического вождения. Это когда по GPS-навигатору можно задать путь, по которому техника будет двигаться самостоятельно. Водителю же в такой ситуации остается только следить за дорогой.

СПРАВКА «СГ»

На Минском тракторном заводе работает более 16,5 тысячи человек. Общая площадь предприятия – 154,5 гектара. Сейчас здесь выпускают 120 базовых моделей и около 200 их модификаций. Первый серийный трактор МТЗ-2 вышел с конвейера 14 октября 1953 года. Завод ведет активную деятельность на рынках более 60 стран.

banny@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter