Наш корреспондент вместе с военнослужащими преодолевала себя на психологической полосе препятствий

300 метров боевого стресса

В 72‑м гвардейском объединенном центре подготовки прапорщиков и младших специалистов военнослужащие нового призыва 24/7 постигают азы военного дела по насыщенной программе. Парней готовят не только физически, но и морально. Среди занятий — изучение воинских уставов, строевая, медицинская, инженерная, тактическая и огневая подготовка. На выходе каждый солдат умеет занимать боевые позиции на полигоне, вести стрельбу из автомата Калашникова и, что немаловажно, быстро принимать решения в экстренных ситуациях. Стальной характер, волю и стрессоустойчивость у личного состава с первых дней в армии воспитывает психологическая полоса препятствий. Дым, крики раненых, взрывы артиллерийских снарядов и многое другое — рассказываем, как вместе с военнослужащими проходили непростое испытание.

По-пластунски и бегом

Дано: девять утра, ветреная погода, вокруг разрушенные стены и мосты с подвалами. Атмосфера, мягко сказать, не особо уютная, но мы уже на старте. Кстати, все в полном обмундировании, что тоже добавляет реализма.

— Такое сооружение единственное в Вооруженных Силах. Открыли полосу в конце 2022 года, — вводит в курс дела наша напарница по забегу Мария Черепко, старший помощник начальника отделения идеологической работы, психолог 72‑го ОУЦ, старший лейтенант. — Здесь все создано для улучшения психологической подготовки солдат, каждый из элементов приближен к имитации боя. Иногда даже личному составу бывает тяжело ее пройти, что уж говорить о людях со стороны…


Но мы не из пугливых, хотя двухметровый забор — первое препятствие, которое предстоит преодолеть, — выглядит внушающим. В детстве такие квесты каждый из нас щелкал на раз-два, получится ли сейчас — загадка! Наспех прокручиваю все варианты, которые помогут облегчить испытание, врываюсь в гонку. Поднимаюсь по металлическим ступеням, а сердце уже начинает колотиться. До земли больше метра, в голове одно: «Вот сейчас упаду!»

— Хорошо получается, — поддерживает Мария, которая идет сразу за мной. — Упасть можно, но в этом месте наши ребята никогда не проваливаются, быстро адаптируются. Вообще, хотя бы раз за свой период каждый наш военнослужащий должен здесь побывать. Сами видите, полоса без дела не стоит.


Ура, забор позади! Теперь на подходе овраг и огненная стена. Эти точки важны не только для общего ознакомления. Здесь, поверьте, можно побороть любой страх. С ходу слова о том, что созданные условия максимально похожи на реальный бой, подтверждаются. Теперь понимаю, как себя чувствуют парни на полигоне. Я еще только пробиралась сквозь дымовые шашки, а старший лейтенант уже ждала меня у разрушенного здания.

— Теперь будем штурмовать! — сказала Мария с улыбкой, но ее слова меня совсем не обнадежили. — Как человек, который десятки раз проходил полосу, уверяю: это не страшно.

Кровавые ловушки

Только я успокоилась, как слышу рядом звук взорвавшегося снаряда и детские голоса: «Помогите!»
Крики, стоны вокруг — точно как в жизни. Вдох, выдох. Мыслю о том, что все не по-настоящему, быстро уговариваю себя выдвинуться дальше. Это, скажу я вам, не просто физнагрузка: пришлось задействовать все — обоняние, осязание и слух.
Глаза засвечивают стробоскопы, а самые разные запахи, имитация крови на камне и человеческих останков сбивают с толку.


— Все равно отлично справились, — поддерживает Мария. — Я и с военнослужащими рядом, когда они проходят полосу. Если вдруг возникают трудности, мы помогаем, некоторые элементы оттачиваем вместе.

Пока переводим дух, перед тем как взобраться на разрушенный мост и эвакуировать условного раненого, узнаю у девушки о самых опасных препятствиях.

— Как по мне, хуже всего застрять в подвале или между проволочной сетью на низких кольях. Я выросла в военном городке Печи, поэтому что-то подобное сами мастерили и проходили еще в детстве.


Среди огня, взрывов и шума от стрелкового оружия спасаем нашего раненого и приближаемся к финишу. Осталось пролезть сквозь трубу и не травмироваться на минном поле. Чтобы не сойти с пути, нужно быть физически крепким, прочувствовать каждый шаг и настроиться, учит старший помощник начальника отделения, психолог отделения идеологической работы гвардии майор Ирина Перевозникова. За 16 лет в армии девушка проходила испытание уйму раз и знает, о чем говорит:


— Вначале сложно психологически побороть себя, а потом эмоционально заряжаешься. Так я когда-то избавилась от страха высоты. А для военнослужащих насыщенная цепь препятствий из 13 точек особенно полезна, они всегда с интересом участвуют. После такого экстрима никто не боится замкнутого пространства или темноты. Наоборот, вырабатываются скорость мышления, наблюдательность, ловкость и выносливость.

Плюс 100 к опыту

Мы с Марией на финише, впечатления зашкаливают! Время нашего квеста не засекали, но, судя по ощущениям, за 15 минут не управились. Чему научилась? Сохранять самообладание и не растеряться в ответственный момент. Честно, в следующий раз подумаю, соглашаться ли умышленно подвергать себя стрессовой нагрузке. Но свои плюсы в этом есть — насыщенное путешествие закалило морально. Не удивительно, что чудо-полосой военных интересуются даже органы пограничной службы. Недавно они побывали в 72‑м ОУЦ и обменялись опытом.


— Коллегам из Госпогранкомитета показали порядок прохождения и обеспечения нашей психологической полосы, — рассказал начальник Центра психологических и социологических исследований Вооруженных Сил Беларуси подполковник Василий Короткевич. — Несмотря на специфику службы каждого ведомства, такой опыт будет полезен, он повысит как эффективность работы, так и уровень мастерства, боевой подготовки. В современных условиях данное направление особенно актуально, его нужно развивать.

lukashik@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter