30 лет безопасности

История не раз ставила белорусов перед необходимостью отстаивать свое право на существование — как физическое, так и духовное. Выстоять пришлось в сотнях войн. Выстояли, выжили и сохранили нацию и землю. В конце XX века республика столкнулась с новым испытанием. С политической карты мира исчез Советский Союз. Распалась большая семья народов. Рухнула система безопасности.

Геополитическая обстановка стала развиваться в сторону однополярной модели мироустройства. Традиционные механизмы обеспечения безопасности — многочисленные международные договоры — нивелированы, контроль над их исполнением утрачен. Активизировались западные военно-политические союзы и блоки, что создало опасность для суверенитета Беларуси.

В таких условиях перед народом встал вопрос о необходимости создания государства, способного отстоять свой суверенитет. Вместе с тем тогда же наиболее рельефно проявилось противоречие между объективными условиями строительства независимой страны и степенью понимания общественностью сущности военной безопасности молодого государства.

События показали, что осознания того, что только белорусы сами вправе решать свою судьбу, что только от народа зависят процветание, строительство и развитие республики, обеспечение его национальной безопасности, не было. Более того, вместо консолидации общества имело место его разделение. Вместо научной экономической трансформации — псевдолиберальные проекты разрушения экономики. Вместо планового строительства армии — ее бездумное сокращение. Только в 1992 году расформировано и реорганизовано около 280 частей, сокращено почти 30 тысяч человек, уволено 7,5 тысячи офицеров и прапорщиков.

Денежное довольствие военных уменьшилось в несколько раз. Престиж военной службы резко упал. Уклонение от призыва стало обычным явлением. Одновременно победители в холодной войне добивались сокращения вооружений. В итоге началась глобальная механическая ликвидация боевой техники.

Нависла угроза национальной безопасности еще неокрепшего государства. На втором Всебелорусском народном собрании Президент Александр Лукашенко говорил: «Вспомните, в каком состоянии находились наши Вооруженные Силы в 1994 году. Техника, вооружение разворовывались. Безысходность и отсутствие не только служебной, но и жизненной перспективы были уделом офицеров. Дошло до того, что в Минске, где традиционно уважали военных, офицеры стеснялись носить форму».
Переломным в новейшей истории республики стал как раз 1994-й. Белорусский народ избрал Президентом Александра Лукашенко. В стране начались экономическая стабилизация и возрождение, укреплялись вертикаль власти и органы обеспечения национальной безопасности, которым уделялось особое внимание. К тому же молодой лидер остановил автоген, разрезающий боевую технику.
Главнокомандующий Вооруженными Силами четко и ясно сформулировал главную идею страны и народа — построение сильной и процветающей Беларуси. Что касается армии,  ситуация стремительно менялась. Но было бы неправильным считать, что молодой Президент помогал в первую очередь решить людям в погонах бытовые, материальные вопросы. Военный стиль Лукашенко изначально был другим. Каждое решение он увязывал с конечной целью — укреплением обороноспособности.

Зачастую Лукашенко шел, можно сказать, на большой риск, создавая армейские институты. Взять те же Военно-воздушные силы. Во-первых, Главнокомандующий сказал: ВВС — быть. Но поиск вектора развития авиации суверенной страны поначалу сводился к изучению моделей Военно-воздушных сил других стран. Во второй половине 90-х пришло осознание, что использовать зарубежный опыт — значит плестись в чьем-то инверсионном хвосте. Белорусские авиаторы решили проложить собственный маршрут. Главнокомандующий поддержал. В конце 2001 года после серии исследований и экспериментов военная авиация Беларуси вошла в состав нового вида Вооруженных Сил — Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны. Но возникла иная проблема. Как раз в этот период время обнажило острую кадровую проблему. Подготовленный в советские времена летный состав уходил в запас. Молодых пилотов приходилось обучать за рубежом, что было непростительно дорого. В этих условиях выбор Лукашенко сделал в пользу формирования собственной школы авиаторов.

А ведь не создай ее Беларусь, сейчас бы мы имели скорее привлекательный для непрошеных гостей свод, а не свое небо. Либо, если бы и дальше готовили авиаторов исключительно в России, получали бы пилотов, не полностью адаптированных к системе защиты воздушного пространства небольшого государства. Все же и комплексы связи у нас несколько отличаются, и автоматизированные модули управления, и аэродромная сеть имеет особенности… Безусловно, авиационная школа — в армии самое дорогое удовольствие. И Главнокомандующий понимал это, когда решал: быть ей или не быть. К счастью, деньгами безопасность у Президента не ограничивается. И сегодня отечественный военный вуз выпускает летчиков, которые летают на таких передовых авиакомплексах, как Су-30СМ, Ми-35М… А ведь их бы у нас не было, если бы не прозорливая воля одного человека…

Мнение скептиков Лукашенко пришлось преодолевать и при создании Сил специальных операций. В наши дни мало кто вспоминает о том, что голубые береты могли стать в Беларуси лишь атрибутом пыльных полок бывших десантников. После распада Советского Союза многие его бывшие республики поддались моде на сокращения и практически ликвидировали свои Воздушно-десантные войска.

В Беларуси этого, к счастью, не произошло. На базе десантных соединений создали мобильные силы. Впоследствии Главнокомандующий решил их переформировать в Силы специальных операций. Учитывая опыт локальных конфликтов, задачи белорусских десантников трансформировали в сторону разведки и противодействия терроризму. И произошло это еще до актуализации угроз диверсионного и террористического характера!
Уметь работать на упреждение — эта черта стала, можно сказать, фирменной в белорусской армейской системе под руководством Главнокомандующего Вооруженными Силами Александра Лукашенко.
Здесь можно привести еще один яркий пример — территориальные войска. Сегодня их развивают, причем интенсивно и масштабно, все соседи вокруг, да и практически все государства мира. Но когда эти государства стартовали, в Беларуси уже была выстроена система территориальной обороны со всеми подсистемами обеспечения. Процесс постоянно находился под пристальным вниманием Александра Лукашенко. Сейчас уже мало кто вспомнит, но Президент лично контролировал ход учений с территориальными войсками (к примеру, в 2011 году на Гожском полигоне), чего до сих пор не делал ни один из глав государства в Европе. Зато все теперь знают, что территориалы — один из самых действенных инструментов защиты в современных реалиях. У нас этот инструмент уже отточен и многократно проверен…
Порой Президенту приходилось быть автором и параллельно придавать импульс военным инициативам, в реализацию которых практически никто не верил. Но в сфере безопасности приходится действовать именно так, если хочешь сохранить мир.
Так получилось и с ракетостроением. Еще каких-то 10 лет назад даже слово «ракетостроение» слабо ассоциировалось с Беларусью. Но установку Главы государства о создании отрасли люди в погонах восприняли как приказ. Тем более что именно в ракетных технологиях, как оказалось, — ключевая точка роста боевого потенциала армии. В итоге в сжатые сроки военные и оборонщики создали эффективное производство. Всего к разработке и созданию системы «Полонез» подключились несколько десятков предприятий. В июне 2016-го в Гомельской области были проведены первые пуски отечественного комплекса… Сегодня модернизированный «Полонез» бьет на 300 километров.

Но, пожалуй, наиболее сложным для Главнокомандующего Вооруженными Силами Александра Григорьевича Лукашенко стало решение разместить на территории Беларуси тактическое ядерное оружие… Был ли в этом решении субъективный фактор? Надеюсь, что был. Потому что и раньше при укреплении безопасности этот фактор играл ключевую роль. И никогда не подводил.

Константин Гагарин, военный обозреватель.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter