249 раз в свободном падении

КОГДА девушка летает в облаках, скорее всего, она влюблена. Сердце нашей 22-летней героини пока свободно, но уже четыре года как она в прямом смысле летает в облаках — с парашютом. За спиной хрупкой улыбчивой девушки — 249 прыжков, такому опыту позавидует даже служивый вэдэвэшник. Если бы белорусских девушек призывали в армию, как в Израиле, Татьяна, не задумываясь, пополнила бы ряды воздушно-десантных войск и с гордостью носила голубой берет.

Парашютный спорт перевернул жизнь Татьяны Шведко из Гродно с ног на голову.

КОГДА девушка летает в облаках, скорее всего, она влюблена. Сердце нашей 22-летней героини пока свободно, но уже четыре года как она в прямом смысле летает в облаках — с парашютом. За спиной хрупкой улыбчивой девушки — 249 прыжков, такому опыту позавидует даже служивый вэдэвэшник. Если бы белорусских девушек призывали в армию, как в Израиле, Татьяна, не задумываясь, пополнила бы ряды воздушно-десантных войск и с гордостью носила голубой берет.

— В аэроклуб я пришла абсолютно случайно, — рассказывает Татьяна. — Когда училась на последнем курсе Гродненского политехнического колледжа, увидела объявление: приглашаем девушек до 18-ти заниматься парашютным спортом. Мне как раз тогда было 18. «Я слишком выросла для других видов спорта, может, попробовать себя в прыжках?» — подумала тогда.

Записались в аэроклуб вместе с четырьмя подругами, только в день, когда нужно было идти на первое занятие, компания распалась: у всех девушек нашлись более важные дела. Татьяна немного сомневалась: а стоит ли одной, но пошла.

— Я еще ни разу не пожалела, что тогда не профилонила первое занятие. Ведь мои подруги так и не узнали, что значит свободное падение, а я даже прыгала с высоты в три тысячи метров, — с восторгом говорит юная парашютистка.

Первый месяц занятия были земные: сидели за партами, слушали лекции, вели конспекты, а потом сдавали экзамен.

— На испытании получила «отлично» по пятибалльной системе. Наверное, потому, что занятия ничуть не были похожими на скучные лекции, — заверила Татьяна. — Во время учебы с девушками и парнями перезнакомилась, сейчас многие из них стали моими хорошими друзьями.

— Теория теорией, а тебе не страшно было прыгать с высоты? Меня и силой с вертолета не вытолкнули бы, будь у меня на спине хоть три парашюта, — интересуюсь я.

— Мы начинали с высоты в 500—600 метров, и парашют у нас открывался автоматически, так что ни капельки не страшно. Так прыгают «перворазники» — те, кто хочет попробовать для себя один разок, — рассказывает девушка.

Первый Танин парашют был круглым и огромным — 85 квадратных метров. Скорость полета невысокая, новички именно на таких и «сигают». Сейчас опытная спортсменка прыгает с парашютом в форме крыла, им управлять сложнее. Скорость полета немаленькая: 10 метров в секунду горизонтального и плюс к тому пять метров в секунду — вертикального.

— Если прыгаешь с высоты в три километра, то в свободном полете находишься секунд пятьдесят, делаешь сальто, другие акробатические приемы. Эти ощущения не передать словами, нужно самому прочувствовать, — говорит Татьяна. — Когда прыгаем одновременно с ребятами, то в воздухе выполняем акробатические фигуры. Самое главное в прыжке — научиться владеть телом.

Приземление — одна из ключевых точек прыжка. Неумехи могут и на дереве повиснуть, и расцарапать лицо, руки... Пока парашют не раскрылся, за твою жизнь отвечает инструктор, а вот после ты уже сам себе хозяин. У Тани из 249 прыжков было всего несколько не совсем удачных посадок: то растянула связки на ноге, то вывихнула ногу. Травмы — это мелочи жизни, считает девушка: она ни разу даже ни на йоту не засомневалась, что зря занялась парашютизмом.

Раньше увлечению дочери родители значения не придавали: ходит в аэроклуб — пусть себе ходит, на здоровье. Как их чадо втянулось в парашютизм, даже не заметили. А папа не скрывает восторга: ух, какая у меня дочка смелая и как высоко летает! И сам мечтает прыгнуть с парашютом, только вот ногу недавно сломал. Так что прыжок пришлось отложить.

— Моя жизнь до занятий парашютизмом была серой и скучной. А сейчас я убеждена, что ничто не может дать таких сильных эмоций, как этот вид спорта, — делится впечатлениями Таня. — С удовольствием связала бы с ним свою будущую жизнь: стала инструктором и учила бы детей парить в небе.

Занятия парашютизмом девушка воспринимает серьезно: укладывая парашют, не сделаешь это «тяп-ляп», потому что такая беззаботность может стоить жизни.

— Моя младшая сестра тоже хотела бы прыгнуть с парашютом, но я категорически против: слишком уж она беззаботна и несерьезна, а вот когда подрастет и решит всерьез этим спортом заняться, лично сто раз перепроверю, как станет укладывать парашют, — говорит Татьяна Шведко.

Если увлечение девушки — парить в облаках, то профессия у нее земная: инженер производственно-диспетчерского отдела на заводе карданных валов в Гродно. Коллектив молодой, хороший, только вот каждое утро, выходя из дома на работу, Татьяна с грустью отмечает: сегодня бы побывать в небе — безоблачно и ясно, ветра нет.

Наталья СЕРГУЦ, «БН»

Фото из личного архива

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter