24 часа наедине с природой

В передвижных палаточных лагерях дети постигают азы практической, а не кабинетной экологии Пойти в многодневный поход – кого из нас в детстве и юности не манила такая перспек- тива? Однако родители отправляли в обычный детский лагерь со стандартными корпу- сами и запретом выходить за территорию. На лес мы смотрели чаще всего из-за ограды лагеря. У сегодняшних белорусских школьников гораздо больше возможностей изучить родной край.

Несколько лет назад в официальных документах был узаконен новый вид оздоровительного лагеря — палаточный, передвижной. По правилам действовать он может 9—12 дней. Руководители детально разрабатывают маршрут, включая в него интересные достопримечательности, туристические стоянки или природные объекты — в зависимости от направленности лагеря. Участники такого необычного тура могут перемещаться пешком, на велосипедах, лодках и даже на лошадях! С каждым годом палаточные оздоровительные лагеря становятся все более популярными. К примеру, в прошлом учебном году в Минской области было проведено 167 туристическо-краеведческих лагерей, из них — 120 передвижных палаточных, больше всего в стране. В этом году их будет не менее 200, уверена начальник отдела туристско-краеведческой и эколого-натуралистической работы Минского областного учебно-методического кабинета Зоя Новикова. Однако такой лагерь — не просто развлечение, но и отличный способ научить ребенка правильно вести себя в природе. Как это делается, рассказали специалисты отдела туристско-краеведческой и эколого-натуралистической работы Минского областного учебно-методического кабинета.
Как правило, руководители палаточных лагерей помогают детям проводить исследования родного края, они могут организовать мини-соревнования, велопробег. В ходе поисковой научно-исследовательской деятельности проводятся встречи школьников со старожилами, носителями этноматериала: дети записывают частушки, песни, легенды — фольклор той местности, где проводится лагерь. Все это можно оформить как научную экспедицию.
Методист отдела туристско-краеведческой и эколого-натуралистической работы областного учебно-методического кабинета Наталья Полякова обращает внимание на то, что одна из главных задач лагеря — оздоровление. Предполагается, что в летнем лагере у ребенка сформируются навыки здорового образа жизни.
Лагерь постоянно меняет место дислокации. К примеру, одна ночевка запланирована возле реки. Можно заняться плаванием, ведь во многих сельских школах нет бассейна. Конечно, летом дети купаются и сами, но возможности позаниматься с тренером у них нет. Если стоянка в лесу, школьники убирают территорию лагеря от мусора, учатся его сортировать и не закапывают в лесу ПЭТ-бутылки или пластмассовые мешки. На костре сжигаются только дрова и бумага. Территория лагеря, как правило, гораздо грязнее до приезда юных экологов и краеведов, чем после их отъезда. Выступая своеобразными волонтерами, юные участники палаточных лагерей заботятся об экологии: огораживают муравейники, учатся наблюдать за природой, видеть ее красоту. Небольшие физические нагрузки помогают школьникам преодолевать гиподинамию, из-за которой они страдают в школе. Дети могут поучаствовать в уходе за памятниками, местами захоронений, которые видят во время похода.
— Сегодня об экологии детям рассказывают в кабинетах, — рассказывает Наталья Полякова. — Но действует ли это? Когда же они девять дней круглые сутки находятся на природе, у сопровождающих взрослых появляется уникальная возможность показать на собственном примере, как нужно себя вести. К примеру, если научить детей грамотно сортировать мусор, они, выезжая на природу с родителями, не будут закапывать ПЭТ-бутылку или полиэтиленовый пакет. С точки зрения экологического воспитания важно и то, как правильно собирать дары природы. Некоторые методические рекомендации советуют проводить конкурсы на лучшего сборщика ягод. А если собирают букеты из черники, о каком экологическом воспитании идет речь? То же касается  конкурса букетов из лесных цветов. Зачем лесные цветы собирать в букеты, которые сразу завянут? Мы не растим флор-дизайнеров, нужно научить детей любоваться живой природой.
В туристическом палаточном лагере под открытым небом дети, возможно, впервые понимают, как прекрасна Беларусь и как важно беречь нашу природу. Несколько лет назад в нашей стране проводилась международная биологическая олимпиада, и ее участников привезли  на  экскурсию  в  Березинский  био-сферный заповедник.
— Нужно было видеть, в какой восторг пришли дети из разных стран от красоты белорусского девственного леса, — делится впечатлениями Наталья Полякова. — Многие просто не видят и не понимают, в каких прекрасных местах мы живем.
Может быть, некоторым родителям и страшновато отпустить ребенка в такой “вольный” лагерь. Однако нужно учесть, что к организаторам и руководителям передвижных палаточных лагерей санэпидемстанция предъявляет весьма серьезные требования. К примеру, детей нельзя кормить грибами и выловленной рыбой. Вообще все меню на девять дней должно быть из строгого перечня продуктов, и отступать от заявленного питания педагоги не имеют права. Места ночлегов должны быть заранее четко прописаны, чтобы родитель знал, где находится его ребенок. В день участники лагеря должны проходить не более 20 километров со скоростью не больше 5 километров в час.
В прошлом году в туристских передвижных лагерях Минской области никаких ЧП не было, сообщила Зоя Новикова. Чтобы исключить несчастные случаи и в этом сезоне, на Мядельщине прошел областной семинар для тех, кто организует лагеря палаточного типа нынешним летом. Что ж, в добрый путь!

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter