203-мм гаубица (Б-4)

Разработка орудия началась в 1927 году в КБ Арткомитета ГАУ...

Во время «зимней войны» с Финляндией в 1940 году советские войска впервые использовали крупнокалиберную артиллерию для прорыва сильно укрепленной обороны противника. Чтобы проложить дорогу наступающей пехоте, 203-мм гаубицы Б-4 обрушили на врага тысячи снарядов. Их разрывы на куполах ДОТов приводили к тому, что у обороняющихся лопались барабанные перепонки и шла носом кровь. Пленные финны называли гаубицу Б-4 «сталинской кувалдой».

Разработка орудия началась в 1927 году в КБ Арткомитета ГАУ. Первый опытный образец гаубицы был изготовлен в начале 1931 года, а серийное производство артсистемы развернули в следующем году.

Гаубица Б-4 имела скрепленный или моноблочный ствол с лейнером и тяжелый лафет с гусеничным ходом. Лафет обладал высокой проходимостью и позволял вести огонь с грунта без использования специальных упоров и платформ. В походном положении орудие разбиралось на две части (ствол и лафет) и транспортировалось на двух повозках со скоростью около 15 км/ч. Боекомплект Б-4 состоял из выстрелов раздельного картузного заряжания с десятью различными зарядами. Стрельба велась фугасными и бетонобойными снарядами весом около 100 кг. Для облегчения заряжания в задней части гаубицы монтировалась лебедка.

К началу Великой Отечественной войны в 33 полках тяжелой артиллерии РГК находилось 727 гаубиц Б-4. Небольшое их количество захватили немцы. Остальные были отведены в тыл и приняли участие в боевых действиях только в конце 1942 года, когда советские войска перешли в наступление.

-----------------------------------

Тактико-технические характеристики:

Вес в боевом положении, кг                                 17 700

Начальная скорость снаряда (фугасный), м/с        575

Скорострельность                                                 1 выстрел за 2 минуты

Макс. дальность стрельбы, м                                18 000

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter