Как в Беларуси готовят военных водолазов

20 часов под водой

Три с половиной года на базе 188-й инженерной бригады, что в Могилеве, готовят уникальных специалистов

Каждые полгода сюда приезжают лучшие бойцы, которые несколько месяцев постигают азы подводного дела: погружаются на глубину, учатся действовать в экстремальных ситуациях и даже работать вслепую. По сути, в нашей стране это единственная школа, где выпускают специалистов подобного профиля. Корреспондент «СГ» посетил уникальное подразделение и узнал, кого берут в военные водолазы и зачем они нужны. 

Рядовой Владимир МАТЫС готовится к погружению.

НА пирсе у реки Дубровенка под чутким наблюдением старшего инструктора-водолаза прапорщика Алексея Ковалева солдаты отрабатывают учебные спуски в различных дисциплинах. Одним необходимо отыскать в воде определенный предмет, другим распилить металл или дерево, а третьим  остроповать бочку и трубу. Подготовка идет полным ходом, ведь скоро военнослужащие будут сдавать экзамен, после которого смогут называть себя полноценными водолазами.

— Сначала бойцы в течение двух недель изучают теорию по снаряжению УВС-50 (костюм сухого типа с закрытой системой дыхания), сдают зачет, а потом уже проходят учебные спуски в бассейне, после чего мы допускаем их на реку. Дальше снова теория, только уже в гидрокостюме мокрого типа СВУ-3, где воздух поступает через маску из специальных баллонов, и опять тренировочные погружения. Получается, новое снаряжение — новый зачет. Когда весь материал пройден, начинаем активно работать на воде. Учим солдат, как правильно ходить по течению, как производится поиск по азимуту или ходовому концу, а также многому другому. За время обучения каждый должен провести под водой 20 часов. Потом экзамен. В билете вопрос на знание теории и практическое задание. Например, остроповать бочку в костюме УВС-50 за 10 минут, — вводит меня в курс дела Алексей Ковалев.

Рядовой Андрей КАДРОВЕЦ успешно выполнил задание.

У 19-летнего рядового Андрея Кадровца, призванного из деревни Мокровичи Белыничского района, уже накопилось 17 таких часов. Сейчас оттачивает мастерство по поиску и распиловке бревна в гидрокостюме СВУ-3. Взяв ножовку, он скрывается в толще воды. Обеспечивающий водолаз с помощью сигнального конца (специальной веревки, примотанной к погрузившемуся) прокладывает Андрею маршрут к цели. Я же слежу за его перемещениями по пузырям на поверхности. Уже через две минуты солдат сообщает о находке бревна, а спустя 60 секунд на суше докладывает товарищу прапорщику о выполнении задания. Впечатляюще. Иду знакомиться с «отличником».

— Служу уже 4 месяца. Сюда приехал из 30-й железнодорожной бригады, что в Слуцке. Конечно, обрадовался, когда предложили отучиться на водолаза. Хотя первый раз погружаться было страшно: со мной спускался страхующий. Если честно, поначалу, когда находился под водой, всегда было не по себе, так как в реке абсолютно ничего не видно. Однако позже привык к этому и уже спокойно выполняю различные нормативы. Тот же распил бревна. Кажется, что сложно, но главное — слушать команды обеспечивающего и держать инструмент двумя руками. Вообще, считаю, полученные здесь навыки пригодятся в дальнейшей жизни. После армии думаю пойти спасателем в МЧС или ОСВОД. 

Рядовой Дмитрий САВЧУК спускается в воду.
ТАКИЕ же мысли и у 19-летнего уроженца Кобрина Дмитрия Савчука. В школу водолазов он прибыл из 557-го инженерного полка, который дислоцируется в Гродно. Правда, перед тем как попасть сюда, рядовому пришлось пройти несколько медицинских обследований и барокамеру. Чтоб стать водолазом, нужно обладать отменным здоровьем. Проверяют все, начиная от сердца и зрения и заканчивая пазухами носа и ушами. К слову, уметь плавать необязательно, так как водолазы ходят по грунту. А вот психологическое состояние важно: человек должен быть спокойным и ответственным. Плюс не иметь клаустрофобии, ведь в снаряжении УВС-50 ты полностью находишься в закрытом пространстве. Дмитрий наглядно демонстрирует, как все работает:

— Чтобы не нарушалась герметичность, скафандр прикручивают гайками к костюму. Воздух сюда поступает с помпы по специальной трубке. Общая масса снаряжения — около 80 килограммов, однако в воде этот вес не так сильно ощущается. Но все равно движения скованны: достаточно проблематично повернуться, наклониться. Плюс неудобно перебирать руками в трехпалой перчатке. Зато надежно. Под водой ведь самое главное — не поддаваться панике, а в таком обмундировании чувствуешь себя в максимальной безопасности.

Каждый водолаз, будь он в открытом гидрокостюме СВУ-3 или закрытом снаряжении УВС-50, работает в паре с обеспечивающим. Главная задача которого — контролировать процесс спуска. Он с помощью сигнального конца интересуется самочувствием и отдает различные приказы. Всего есть около 12 комбинаций: направление (вперед, назад, влево, вправо), приступить к работе, подать инструмент и так далее. В УВС-50 есть дополнительные команды: больше или меньше воздуха. Меньше нужно, чтобы сохранять давление, а больше после физической нагрузки, когда военнослужащий запыхался и начинает активнее дышать. По сути, человек на берегу выступает в роли поводыря. Сегодня такая миссия выпала 22-летнему Ивану Гурину из агрогородка Иговка Добрушского района. Рядовой 120-й отдельной механизированной бригады признается, что это большая ответственность:

— Если вовремя не отдать команду или прозевать сигнал от водолаза, что он, допустим, плохо себя чувствует, может случиться трагедия. Нужно всегда помнить, что товарищ на тебя полагается, поэтому важно работать в команде. Я и сам часто погружаюсь. Помню, как пробыл под водой 50 минут. Сначала пытался ходить по азимуту, а потом искал предмет. Оказавшись на берегу, даже не понял, сколько времени пробыл в реке. 

К СЛОВУ, солдат здесь обучают не только в интересах инженерных войск, но и других подразделений Вооруженных Сил. Водолазы, окончившие могилевскую школу, выполняют различные виды работ: вырезают и вырывают старые сваи для строительства новых мостов, ищут утонувшие предметы, занимаются изучением берега перед возведением понтонных переправ, а также осматривают дно на предмет снарядов времен Великой Отечественной войны и даже разминируют их.

— Конкретно здесь мы, можно сказать, готовим водолаза-разведчика. Для выполнения инженерных работ всегда необходимо знать характер преграды. Всего за полгода успеваем обучить около 20 солдат. Дальше ребята возвращаются в свои подразделения. Выпускники зачастую приходят к нам на контрактную службу, чтобы передавать опыт новобранцам. Некоторые переходят в другие ведомства. Часто слышал от представителей МЧС и ОСВОДа хорошие слова в адрес наших ребят. Значит, мы делаем свою работу качественно, — итожит заместитель командира 188-й инженерной бригады подполковник Александр Цагойко. 

banny@sb.by 

Фото автора и из архивов 188-й инженерной бригады.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter