2 900 000 рублей за тонну

— А где у вас гречневая крупа? — Да вот же она, расфасована в пакеты по 900 граммов. — Что, опять привозная? — Своей пока не вырастили. Хотя, говорят, что уж в этом-то году мы будем наконец полностью обеспечены белорусской гречневой крупой. Посмотрим... Вот такой разговор состоялся у меня в одном из столичных гастрономов. А ведь в самом деле, сможем ли мы в конце концов обеспечить себя в полной мере отечественной гречневой крупой, и не повторится ли дефицит прошлого года?

При благоприятном раскладе в этом году мы сможем поставлять гречку и на экспорт.

— А где у вас гречневая крупа? — Да вот же она, расфасована в пакеты по 900 граммов. — Что, опять привозная? — Своей пока не вырастили. Хотя, говорят, что уж в этом-то году мы будем наконец полностью обеспечены белорусской гречневой крупой. Посмотрим... Вот такой разговор состоялся у меня в одном из столичных гастрономов. А ведь в самом деле, сможем ли мы в конце концов обеспечить себя в полной мере отечественной гречневой крупой, и не повторится ли дефицит прошлого года?

Сможем, — отвечает заведующий лабораторией крупяных культур РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по земледелию» кандидат сельскохозяйственных наук Роман Кадыров. — Во-первых, в нынешнем году посевная площадь гречихи по республике достигла рекордных 40 тысяч гектаров. Во-вторых, условия этого года — теплая погода и регулярное выпадение осадков — к урожаю. Он ожидается на уровне 12—15 центнеров зерна с гектара в зависимости от региона, что выше средней за последние годы. Таким образом, мы надеемся, что полный объем производства гречневой крупы составит 38 тысяч тонн. 25 тысяч тонн потребуется для внутреннего рынка, остальное — на экспорт.

— Даже так?

— Именно! В этом нет ничего удивительного. Гречиха — исконно белорусская культура, и в том, что в последние годы мы, мягко говоря, не имели особых успехов в ее возделывании, виноваты прежде всего сами, а не какие-то там особые обстоятельства. Помните, республика какое-то время не могла получить своей пшеницы с достаточным количеством клейковины для хлебопекарных целей, пивоваренный ячмень закупали за границей, а теперь все это у нас есть свое. Так и с гречихой. Можно сказать, пробил, наконец, ее час.

— А возможности для своевременной уборки и доработки зерна имеются?

— Гречишные поля убираются во второй половине августа. Жатва колосовых к этому времени обычно уже завершена, и нынешний год никаких сюрпризов в этом смысле нам не преподносит. Так что комбайнового парка будет достаточно, да и зернотока подразгрузятся.

А ЧТО думают по этому поводу те, кто перерабатывает гречишное зерно в крупу? Единственный крупный переработчик зернового сырья гречихи — филиал «Гомельский комбинат хлебопродуктов» ОАО «Гомельхлебопродукт». Правда, небольшое производство существует еще в Гродненской области — Гродненский производственно-торговый филиал ЧП «Скидельагропродукт». Но у него масштабы поменьше, «законодателями моды» в данном вопросе уже многие годы остаются гомельчане.

— Излишне сомневаться в возможностях нашего предприятия, оно современное по оснащению и уже давно специализируется на переработке крупяных культур, — говорит начальник планового отдела филиала «Гомельский комбинат хлебопродуктов» ОАО «Гомельхлебопродукт» Наталья Лобосок. — Оно одно способно переработать весь объем зерна гречихи, добываемый в республике. Просто, скажем, аграриям Гродненщины незачем везти его в Гомель, если аналогичное производство имеется у них. Для всех остальных регионов страны мы — словно распахнутая книга, ждем не дождемся. Закупочные цены в этом году на зерно гречихи неплохие. За тонну  первого класса сельхозпроизводители могут получить 2 миллиона 900 тысяч рублей, второго — 2 миллиона 700 тысяч рублей, третьего — 2 миллиона 400 тысяч рублей. Это намного превышает закупочные цены на такие культуры, как, скажем, продовольственные пшеница и рожь. К примеру, тонна продовольственной пшеницы второго класса (первый в республике не возделывается) стоит 770 тысяч рублей, а тонна продовольственной ржи — 425 тысяч рублей.

— Я бы хотел сказать еще вот о чем, — добавляет ведущий специалист по сельскому хозяйству филиала Сергей Денисенко. — Гомельщина — один из тех регионов республики, который лучше других подходит для возделывания гречихи. Поэтому в увеличении производства ее зерна в этот раз, как никогда, были особенно заинтересованы не только облсельхозпрод, но и мы, переработчики. В области разработана программа увеличения производства зерна гречихи на 2011—2012 годы, облсельхозпрод предусмотрел меры материального стимулирования для сельхозпредприятий на этот период, определена сырьевая зона для нашего предприятия, заключены контракты на поставку зерна гречихи урожая 2011 года в счет республиканских государственных нужд. На всю посевную площадь филиал закупил для хозяйств борные микроудобрения для внекорневой подкормки растений. С помощью райсельхозпродов был организован подвоз на гречишные поля пчелиных пасек, потому что благодаря пчелоопылению при всех равных возможностях урожайность гречихи повышается в среднем на 40 процентов. Словом, только у себя в области мы ожидаем более высокий, чем в предыдущие годы, урожай этой культуры.

А ВОТ мнение индивидуального предпринимателя Ларисы Лобанок.

— Конечно, того импорта по объемам, который наблюдался в прежние годы, уже не будет, и тех, кто делал на этом свой бизнес, это несколько огорчает, — сказала она. — Но уверена, полностью импорт гречневой крупы не исчезнет даже при самом высоком урожае зерна гречихи. Почему? Во-первых, пока уберут, доработают, просушат, довезут до переработчиков, пока те настроятся да войдут в ритм, завезут крупу в торговые сети — пройдет немало времени. Гречневой крупы урожая 2011 года надо ожидать, по-моему, никак не раньше октября-ноября, да и то это при самом благоприятном раскладе.

Во-вторых, произвести продукт — это только полдела. Очень важно, сколько будет стоить в магазине стандартный пакет гречки. Сейчас, например, пакет в 900 граммов стоит около 15 тысяч рублей. Это немало, особенно для слабо защищенных слоев населения. И если импортная крупа окажется дешевле отечественной, то ясно, в чью сторону посмотрит покупатель. А такая вероятность вполне может быть. Ведь, скажем, белорусский мед на рынке дороже привозного. А почему такого не может быть с гречневой крупой? Покупатель прежде всего «клюет» на цену.

В-третьих, я ставлю себя на место рядового покупателя. Это же хорошо, если на полках магазинов будут стоять рядом пакеты с белорусской и импортной гречневой крупой. Выбирай, кому какая нравится.

»ЧТО остается покупателям? Ничего тревожить нас не должно. Ясно одно: желанная очень многими из нас гречневая крупа в магазинах будет, и про ее дефицит, похоже, можно будет позабыть. А чья она — белорусская или привозная — не так уж и важно. Какая понравится, ту и купим.

Олег ШВЕДОВ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter