1996 год. Референдум. Конституция

История любого государства — это корабельный журнал, где с дотошностью летописца описаны периоды от бури до затишья. Но если морскими стихиями нельзя управлять и их природа остается загадкой, то в политике все как раз имеет свои законы, а значит, может быть предугадано и исправлено.

Беларусь до середины 90-х годов шла курсом, предопределенным тектоническим разломом Советского Союза. Страна получила суверенитет. Но была ли она к этому готова?
Обретение независимости требовало отказа от многих прежних принципов. Отказ — это слом, крушение, снос.
Тараном старого был Верховный Совет. Там схлестывались мнения, бурлили страсти, кипели споры. В 1994 году была принята Конституция, где впервые в истории Беларуси был введен пост Президента. Нельзя сказать, что президентские полномочия представлялись тогда депутатам чем-то ясным, как солнечный день, и понятным, как словарь юридических терминов. Но Конституция соответствовала политическому раскладу сил в стране. Верховный Совет закреплял за собой весьма широкие права, и поэтому президентско-парламентская республика была по сути парламентско-президентской. По крайней мере, этот переход был реален, как путешествие при заранее купленном билете.
Каждая структура имеет свое предначертание. Верховный Совет и после президентских, и после парламентских выборов продолжал быть верным “своей задаче”. Однако надо было уже не раскачивать лодку, а придавать ей устойчивость, чтобы можно было идти дальше. Реальный суверенитет предполагает экономическую самостоятельность и состоятельность.
Весна-1996 выдалась в Минске бурной и насыщенной.
Акции протеста против подписанного президентами двух стран Договора о создании Сообщества Беларуси и России. “Чернобыльский шлях”... Однако то, что жизнь в стране стала входить в нормальное русло, запускались производства, вовремя выплачивались зарплаты и пенсии, не могло не сказаться на умонастроениях населения. Протестные мероприятия оппозиции не имели широкого охвата.
Конфликт же между парламентом и президентом достиг пика к середине осени. Доходило до того, что предложенные Президентом законопроекты не принимались даже к рассмотрению. Но в новейшей истории это было совсем не ново. За несколько лет до этого в России аналогичное противостояние разрешилось только при помощи танков.
В Беларуси точку поставил референдум 24 ноября.
Два варианта поправок в Конституцию отличались полномочиями Верховного Совета и Президента. На референдуме были поддержаны предложения главы государства. За них проголосовало свыше 70 процентов избирателей. За парламентский вариант высказалось только около 8 процентов...
Так появилось двухпалатное Национальное собрание, завершился этап противостояния двух ветвей власти и началось выстраивание “вертикали”.
Десять лет, прошедшие с тех пор, дали ответы на мириады вопросов, которые тогда будоражили общество. Уже мало кто готов рвать на себе рубашку и бросаться в бой, отстаивая парламентскую форму правления. И безоговорочное следование либеральным западным советам также сегодня не воспринимается истиной в последней инстанции. Жизнь сложнее научных схем и моделей. И поэтому в любых преобразованиях нужно идти именно от жизни, от ее требований и установок. Это справедливо для прошлого. И это справедливо для будущего.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter