162 «подножки» придорожному сервису

На трассах страны функционируют 350 автозаправочных станций,  508 пунктов питания, 95 пунктов постоя, 105 станций технического обслуживания, 63 охраняемые стоянки... Если учитывать невысокую пока интенсивность движения транспорта, то придорожных объектов не так уж и мало. А вот с качеством оказываемых ими услуг дела обстоят похуже.

На трассах страны функционируют  350 автозаправочных станций,  508 пунктов питания, 95 пунктов постоя, 105 станций технического обслуживания, 63 охраняемые стоянки... Если учитывать невысокую пока интенсивность движения транспорта, то придорожных объектов не так уж и мало. А вот с качеством оказываемых ими услуг дела обстоят похуже.

Постановлением правительства в 2000 году координация развития этой деятельности на республиканских магистралях возложена на Министерство транспорта и коммуникаций, на местном уровне – на облисполкомы. Департамент «Белавтодор» постоянно анализирует ход реализации мероприятий программы, определяет проблемы, предлагает пути их решения. Проведенный недавно социологический опрос показал, что 58% водителей не удовлетворены количеством пунктов питания на дорогах, а 71% — станциями технического обслуживания. Не хватает первоклассных комплексных объектов, даже на АЗС порой нельзя выпить чашку кофе, а туалеты и вовсе находятся за семью замками. А ведь, по данным опроса, более 45% проезжающих останавливаются только на АЗС. И на них, по международным стандартам, необходимо наличие и кафе, и туалета, и хотя бы торгового киоска. Зарубежные  перевозчики в лучшем случае оставляют здесь только 10—15 евро и нередко стремятся отдохнуть прямо в кабине автомобиля.   

Свое восприятие ситуации и у владельцев придорожного  сервиса. Большинство из них не удовлетворены сроками, системой оформления и выдачи соответствующих документов на строительство и эксплуатацию объектов. И это говорят те, кто уже открыл свое дело! А кто в настоящее время обивает пороги различных инстанций, просто боится кого-либо критиковать.

Как оказывается, на открытие объекта необходимо  собрать аж 162 подписи! На получение одной из них  зачастую уходит не меньше месяца. Всего же на оформление документов требуется 3—4 года! Но и это еще не все. Велика, к примеру, ставка за аренду земли, налог на нее. А сколько иных  выплат! Так, только за одну охранную пожарную сигнализацию необходимо выложить
1 миллион 200  тысяч рублей. Владельцы также заявляют, что их объекты стали местом «паломничества» санитарных, пожарных и иных органов. На дорогах уровень их контроля явно завышен. Пять «перекрестных» проверок за полмесяца для многих сервисменов уже стали нормой.         

Материалы данного соцопроса и легли в основу проведенного  Минтрансом межведомственного совещания по вопросам развития придорожного сервиса. Основной вывод его: прессинг, требования большинства инстанций к объектам придорожного сервиса продолжают расти. А реальная помощь, заинтересованность в их становлении со стороны  местных властей, ряда министерств и ведомств недостаточны. Обращения к ним Минтранса по созданию благоприятного режима сервисменам к серьезным подвижкам не привели.      

На совещании также были выработаны и конкретные предложения. Министерству здравоохранения рекомендовано пересмотреть разделы санитарных правил, касающиеся предприятий придорожного сервиса. В силах облисполкомов упростить процедуру оформления отвода земель и согласования строительства объектов придорожного сервиса. Установить четкий перечень организаций, у которых необходимо получение согласования (заключения) на размещение придорожного объекта сервиса, так как это наиболее тормозящий  фактор. Для субъектов хозяйствования, строящих новые объекты,  было бы разумно предоставлять долгосрочные налоговые льготы. Укреплению придорожного сервиса способствовало бы и освобождение его  от местных налогов и сборов. Следовало бы ввести единую лицензию на оказание комплекса придорожных услуг, упростив порядок ее получения и предоставив облисполкомам право ее выдачи. Нужно также обязать концерн «Белнефтехим»  предоставлять широкий спектр различных услуг на существующих и новых АЗС.

Существующее законодательство предоставляет местным органам власти права по льготированию объектов придорожного сервиса. Но в то же время в нем присутствует двоякость — их можно предоставлять, а можно и нет. И чаще всего не предоставляют.

В общем, требуются согласованные действия всех заинтересованных сторон.  Ведь  возведение нового  «постоялого двора», современное имя которому — придорожный сервис,  входит в тот определенный государством комплекс мер, который призван создать  привлекательность и уют, неповторимость каждого города, района, области. А из этого, как известно, слагается имидж всей страны в целом.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter