16 рублей за 10 минут. Так зарабатывают газовщики
21.12.2017 07:59:00
Плата за техобслуживание газового оборудования: потребители возмущены его трехкратным ростом, министерство готово привязать тариф к инфляции в 2018 году.
В «СБ» пришло письмо Анатолия Салло из Ошмян. В нем речь о стоимости техобслуживания газовой водонагревательной колонки, которая вдруг увеличилась с 6 до 16,23 рубля. «Пришли два работника, открутили три винтика, сняли кожух, — возмущается автор. — Прошлись пылесосом по колонке, проверили газоанализатором места соединения и обработали их мыльным раствором. Заполнили бумаги. Причем на бумаги ушло больше времени, чем на техобслуживание, которое заняло 10 — 12 минут. У меня создалось впечатление, что чиновники «Белтопгаза» решили выполнить указание Президента о повышении зарплаты трудящимся таким образом: драть три шкуры с потребителей. В моем случае получилось вполне натурально — тариф повысили в три раза. Хочется верить, что контролирующие органы наведут порядок в этой нехорошей организации, которая создана для помощи людям, а не для их грабежа. Очень надеюсь, что письмо и результаты принятых мер по нему будут опубликованы». Письмо было направлено на реагирование в Министерство энергетики, которому подчинено ГПО «Белтопгаз». Пришел ответ и очередное гневное письмо Анатолия Салло. Обозреватель «СБ» Аэлита Сюльжина получила задание изучить проблему, а затем изложить наблюдения и выводы в служебной записке.
Выполняя ваше задание, внимательно изучила документы и дополнительную информацию. И для начала приведу отрывок из второго письма А.Салло из Ошмян: «Уважаемый Павел Изотович! Пишет вам этот надоедливый пенсионер Анатолий Сергеевич Салло. Я просил разобраться с тарифами на обслуживание газового оборудования, которые выросли втрое. Хотел узнать, почему за формированием тарифов нет никакого контроля. Ответ из Министерства энергетики получил. И у меня сложилось впечатление, что составители этой «грамоты» и сами мало поняли из того, что написали. Поражает умение манипулировать такими терминами, как «постановление», «научная организация труда», и прочими, которыми обосновывают чинимый беспредел. Сообщается, что по нормативам на техобслуживание газового оборудования затрачено 40 минут. Да за это время пришедшие два молодца могли бы пропылесосить всю мою квартиру. Транспортные расходы включили. Но берут их с каждого жильца многоквартирного дома, и получается, что к каждому был отдельный рейс. А был ли? Это уже назову полузабытым словом «очковтирательство». Понял я и то, что чиновники создадут еще немало постановлений и приложений к ним, которые сами напишут под себя. Следовательно, процедуры по сдиранию трех шкур не отменяются. Очень надеюсь, что Вы поможете довести проблему до Президента».
Если отбросить эмоции автора, то суть проблемы вот в чем (к слову, пишут об этом и другие наши читатели). Существуют четкие правила использования природного газа в быту. Техническое обслуживание газовой плиты проводится раз в десять лет и ежегодно — газовых котлов и водонагревателей. Газовые приборы старше двадцати лет подлежат замене и запрещены к дальнейшей эксплуатации без экспертизы и специального на то разрешения. Повышенный интерес к соблюдению всех этих давно существовавших норм, в том числе со стороны правоохранительных органов, во многом был вызван нашумевшими ЧП в масштабах страны, когда в Борисове и других городах взрывались газовые котлы и приводили к трагедиям со смертельным исходом. То, что правила стали выполняться, нормально. Вопрос в качестве услуг и цене.
Как сообщает «Минэнерго», услуги УП «Гроднооблгаз» по техническому обслуживанию газоиспользующего оборудования не подлежат регулированию. Потому что эта услуга по действующему законодательству не относится к социально значимой, а облгазы — не монополисты, поскольку имеются еще десятки фирм и ипэшников, которые подобные работы могут выполнять. Следовательно, ориентиром тут служит только конъюнктура рынка. А что у нас происходит с конъюнктурой?
В отдельных регионах прокуратура выявляет, что более половины газового оборудования не проходило техосмотры. Это армия потенциальных потребителей. Спрос многократно растет. Причем добровольно–принудительный: не пройдешь техосмотр — отключим газ! Вопиющий случай рассказал другой наш читатель Борис Мыльцин из Толочина. Из–за отсутствия акта обследования вентиляционного и дымового канала пришедшие для техобслуживания котла работники отключили в его доме газ в самый разгар отопительного сезона 22 марта 2017 года. И включили только через 3 дня, когда он договорился со специалистами МЧС на проверку вентканалов. Кстати, цена техобслуживания котла также утроилась, правда, еще в декабре 2015 года, обходится в 40 рублей без промывки. Вот так работают. Как умеют... А кому охота вдруг оказаться без отопления, горячей воды или еды?
В то же время количество исполнителей в такой же пропорции не увеличивается. Это прямые предпосылки к росту цен, подсказывают законы рыночной экономики. И вот генеральный директор ГПО «Белтопгаз» Леонид Рудинский докладывает «Минэнерго»: «В связи с существующей конкуренцией по обслуживанию газоиспользующего оборудования был проведен мониторинг цен среди организаций–конкурентов. Уровень цен оказался значительно выше, чем у газоснабжающей организации». Но вот что интересно: и уровень конкуренции у нас также всецело в руках облгазов. Ведь это они же и заключают договоры о сотрудничестве со своими потенциальными конкурентами — частными компаниями и индивидуальными предпринимателями. Нет договора с облгазом — нет конкурента. Любопытная практика, не правда ли?
Однако просто поднимать цены на техобслуживание облгазы не рискнули. Тариф на техобслуживание проточного водонагревателя УП «Гроднооблгаз» с 1 апреля 2017 года увеличил до 14,6 рубля (в письме цифра другая, потому что автор еще 1,63 рубля заплатил за техобслуживание счетчика газа) в соответствии с методическими рекомендациями о порядке формирования и применения тарифов, разработанными УП «Научная организация труда» и утвержденными ГПО «Белтопгаз». В цену включили расходы на оплату труда исходя из единых средневзвешенных норм времени на техобслуживание по укрупненным группам оборудования с учетом 34% отчислений в фонд соцзащиты, усредненных расходов на доставку и переезды рабочих (3,53 рубля), накладные расходы (затраты на содержание управленческого аппарата и общепроизводственные) и 4% прибыли.
А теперь моделируем ситуацию. Как обычно происходит взаимоотношение жильцов с газовщиками? На доске объявлений в подъезде появляется объявление: тогда–то в вашем доме будет производиться техобслуживание газоиспользующего оборудования, просим обеспечить доступ либо позвонить по указанному телефону. Не случайно возмущался Анатолий Салло, что приехали «молодцы» один раз, а 3,53 рубля за их доставку сидит в тарифе для каждого жильца. Кроме того, коль ТО газовых плит и колонок касается огромного количества населения и производится в обязательном порядке, подходить к формированию таких тарифов «от рынка» весьма опрометчиво. Цены, наоборот, должны снижаться за счет массовости. Одно дело ехать на техосмотр к одному потребителю и совсем другое — к 100 в одном доме. Это тоже законы рынка, которые в данном случае, к сожалению, не учтены. Очень печально, что и частники, и госорганизации воспользовались ситуацией с максимальной выгодой для себя, не подумав о людях. И только сейчас приходит понимание, что так делать нельзя. О чем и свидетельствует следующий документ.
«Поставленные вами подписи в рапорте–ведомости и акте выполненных работ, — пишет первый заместитель министра энергетики Виктор Каранкевич, — подтверждают ознакомление с перечнем работ, подлежащих выполнению, получение инструктажа и принятие работы с уведомлением о ее оплате, а также время прихода и ухода, которое составило 40 минут. Это соответствует утвержденной средневзвешенной норме, применяемой при расчете тарифа на техобслуживание водонагревателя. Вместе с тем ГПО «Белтопгаз» поручено дополнительно провести анализ норм и при выявлении отклонения фактических трудозатрат от средневзвешенных их пересмотреть». А чуть ниже, будто извиняясь, первый замминистра сообщает самое главное:
«С учетом прибыльной реализации услуг по техобслуживанию газоиспользующего оборудования и поступающих обращений граждан газоснабжающим организациям поручено не допускать в 2017 году дальнейшее повышение тарифов, а в 2018 году пересматривать их только в целях предотвращения убыточности, но не выше установленных Правительством прогнозных индексов изменения потребительских цен, то есть инфляции».
Что ж, как говорится, лучше поздно, чем никогда.
В «СБ» пришло письмо Анатолия Салло из Ошмян. В нем речь о стоимости техобслуживания газовой водонагревательной колонки, которая вдруг увеличилась с 6 до 16,23 рубля. «Пришли два работника, открутили три винтика, сняли кожух, — возмущается автор. — Прошлись пылесосом по колонке, проверили газоанализатором места соединения и обработали их мыльным раствором. Заполнили бумаги. Причем на бумаги ушло больше времени, чем на техобслуживание, которое заняло 10 — 12 минут. У меня создалось впечатление, что чиновники «Белтопгаза» решили выполнить указание Президента о повышении зарплаты трудящимся таким образом: драть три шкуры с потребителей. В моем случае получилось вполне натурально — тариф повысили в три раза. Хочется верить, что контролирующие органы наведут порядок в этой нехорошей организации, которая создана для помощи людям, а не для их грабежа. Очень надеюсь, что письмо и результаты принятых мер по нему будут опубликованы». Письмо было направлено на реагирование в Министерство энергетики, которому подчинено ГПО «Белтопгаз». Пришел ответ и очередное гневное письмо Анатолия Салло. Обозреватель «СБ» Аэлита Сюльжина получила задание изучить проблему, а затем изложить наблюдения и выводы в служебной записке.
Главному редактору
газеты «Советская Белоруссия»
П.И.Якубовичу
обозревателя А.Сюльжиной
Служебная записка
Выполняя ваше задание, внимательно изучила документы и дополнительную информацию. И для начала приведу отрывок из второго письма А.Салло из Ошмян: «Уважаемый Павел Изотович! Пишет вам этот надоедливый пенсионер Анатолий Сергеевич Салло. Я просил разобраться с тарифами на обслуживание газового оборудования, которые выросли втрое. Хотел узнать, почему за формированием тарифов нет никакого контроля. Ответ из Министерства энергетики получил. И у меня сложилось впечатление, что составители этой «грамоты» и сами мало поняли из того, что написали. Поражает умение манипулировать такими терминами, как «постановление», «научная организация труда», и прочими, которыми обосновывают чинимый беспредел. Сообщается, что по нормативам на техобслуживание газового оборудования затрачено 40 минут. Да за это время пришедшие два молодца могли бы пропылесосить всю мою квартиру. Транспортные расходы включили. Но берут их с каждого жильца многоквартирного дома, и получается, что к каждому был отдельный рейс. А был ли? Это уже назову полузабытым словом «очковтирательство». Понял я и то, что чиновники создадут еще немало постановлений и приложений к ним, которые сами напишут под себя. Следовательно, процедуры по сдиранию трех шкур не отменяются. Очень надеюсь, что Вы поможете довести проблему до Президента».
Как сообщает «Минэнерго», услуги УП «Гроднооблгаз» по техническому обслуживанию газоиспользующего оборудования не подлежат регулированию. Потому что эта услуга по действующему законодательству не относится к социально значимой, а облгазы — не монополисты, поскольку имеются еще десятки фирм и ипэшников, которые подобные работы могут выполнять. Следовательно, ориентиром тут служит только конъюнктура рынка. А что у нас происходит с конъюнктурой?
В отдельных регионах прокуратура выявляет, что более половины газового оборудования не проходило техосмотры. Это армия потенциальных потребителей. Спрос многократно растет. Причем добровольно–принудительный: не пройдешь техосмотр — отключим газ! Вопиющий случай рассказал другой наш читатель Борис Мыльцин из Толочина. Из–за отсутствия акта обследования вентиляционного и дымового канала пришедшие для техобслуживания котла работники отключили в его доме газ в самый разгар отопительного сезона 22 марта 2017 года. И включили только через 3 дня, когда он договорился со специалистами МЧС на проверку вентканалов. Кстати, цена техобслуживания котла также утроилась, правда, еще в декабре 2015 года, обходится в 40 рублей без промывки. Вот так работают. Как умеют... А кому охота вдруг оказаться без отопления, горячей воды или еды?
В то же время количество исполнителей в такой же пропорции не увеличивается. Это прямые предпосылки к росту цен, подсказывают законы рыночной экономики. И вот генеральный директор ГПО «Белтопгаз» Леонид Рудинский докладывает «Минэнерго»: «В связи с существующей конкуренцией по обслуживанию газоиспользующего оборудования был проведен мониторинг цен среди организаций–конкурентов. Уровень цен оказался значительно выше, чем у газоснабжающей организации». Но вот что интересно: и уровень конкуренции у нас также всецело в руках облгазов. Ведь это они же и заключают договоры о сотрудничестве со своими потенциальными конкурентами — частными компаниями и индивидуальными предпринимателями. Нет договора с облгазом — нет конкурента. Любопытная практика, не правда ли?
Однако просто поднимать цены на техобслуживание облгазы не рискнули. Тариф на техобслуживание проточного водонагревателя УП «Гроднооблгаз» с 1 апреля 2017 года увеличил до 14,6 рубля (в письме цифра другая, потому что автор еще 1,63 рубля заплатил за техобслуживание счетчика газа) в соответствии с методическими рекомендациями о порядке формирования и применения тарифов, разработанными УП «Научная организация труда» и утвержденными ГПО «Белтопгаз». В цену включили расходы на оплату труда исходя из единых средневзвешенных норм времени на техобслуживание по укрупненным группам оборудования с учетом 34% отчислений в фонд соцзащиты, усредненных расходов на доставку и переезды рабочих (3,53 рубля), накладные расходы (затраты на содержание управленческого аппарата и общепроизводственные) и 4% прибыли.
«Поставленные вами подписи в рапорте–ведомости и акте выполненных работ, — пишет первый заместитель министра энергетики Виктор Каранкевич, — подтверждают ознакомление с перечнем работ, подлежащих выполнению, получение инструктажа и принятие работы с уведомлением о ее оплате, а также время прихода и ухода, которое составило 40 минут. Это соответствует утвержденной средневзвешенной норме, применяемой при расчете тарифа на техобслуживание водонагревателя. Вместе с тем ГПО «Белтопгаз» поручено дополнительно провести анализ норм и при выявлении отклонения фактических трудозатрат от средневзвешенных их пересмотреть». А чуть ниже, будто извиняясь, первый замминистра сообщает самое главное:
«С учетом прибыльной реализации услуг по техобслуживанию газоиспользующего оборудования и поступающих обращений граждан газоснабжающим организациям поручено не допускать в 2017 году дальнейшее повышение тарифов, а в 2018 году пересматривать их только в целях предотвращения убыточности, но не выше установленных Правительством прогнозных индексов изменения потребительских цен, то есть инфляции».
Что ж, как говорится, лучше поздно, чем никогда.