16 рублей за 10 минут. Так зарабатывают газовщики

Плата за техобслуживание газового оборудования: потребители возмущены его трехкратным ростом, министерство готово привязать тариф к инфляции в 2018 году.

В «СБ» пришло письмо Анатолия Салло из Ошмян. В нем речь о стоимости техобслуживания газовой водонагревательной колонки, которая вдруг увеличилась с 6 до 16,23 рубля. «Пришли два работника, открутили три винтика, сняли кожух, — возмущается автор. — Прошлись пылесосом по колонке, проверили газоанализатором места соединения и обработали их мыльным раствором. Заполнили бумаги. Причем на бумаги ушло больше времени, чем на техобслуживание, которое заняло 10 — 12 минут. У меня создалось впечатление, что чиновники «Белтопгаза» решили выполнить указание Президента о повышении зарплаты трудящимся таким образом: драть три шкуры с потребителей. В моем случае получилось вполне натурально — тариф повысили в три раза. Хочется верить, что контролирующие органы наведут порядок в этой нехорошей организации, которая создана для помощи людям, а не для их грабежа. Очень надеюсь, что письмо и результаты принятых мер по нему будут опубликованы». Письмо было направлено на реагирование в Министерство энергетики, которому подчинено ГПО «Белтопгаз». Пришел ответ и очередное гневное письмо Анатолия Салло. Обозреватель «СБ» Аэлита Сюльжина получила задание изучить проблему, а затем изложить наблюдения и выводы в служебной записке.


Главному редактору

газеты «Советская Белоруссия»

П.И.Якубовичу

обозревателя А.Сюльжиной


Служебная записка


Выполняя ваше задание, внимательно изучила документы и дополнительную информацию. И для начала приведу отрывок из второго письма А.Салло из Ошмян: «Уважаемый Павел Изотович! Пишет вам этот надоедливый пенсионер Анатолий Сергеевич Салло. Я просил разобраться с тарифами на обслуживание газового оборудования, которые выросли втрое. Хотел узнать, почему за формированием тарифов нет никакого контроля. Ответ из Министерства энергетики получил. И у меня сложилось впечатление, что составители этой «грамоты» и сами мало поняли из того, что написали. Поражает умение манипулировать такими терминами, как «постановление», «научная организация труда», и прочими, которыми обосновывают чинимый беспредел. Сообщается, что по нормативам на техобслуживание газового оборудования затрачено 40 минут. Да за это время пришедшие два молодца могли бы пропылесосить всю мою квартиру. Транспортные расходы включили. Но берут их с каждого жильца многоквартирного дома, и получается, что к каждому был отдельный рейс. А был ли? Это уже назову полузабытым словом «очковтирательство». Понял я и то, что чиновники создадут еще немало постановлений и приложений к ним, которые сами напишут под себя. Следовательно, процедуры по сдиранию трех шкур не отменяются. Очень надеюсь, что Вы поможете довести проблему до Президента».

Если отбросить эмоции автора, то суть проблемы вот в чем (к слову, пишут об этом и другие наши читатели). Существуют четкие правила использования природного газа в быту. Техническое обслуживание газовой плиты проводится раз в десять лет и ежегодно — газовых котлов и водонагревателей. Газовые приборы старше двадцати лет подлежат замене и запрещены к дальнейшей эксплуатации без экспертизы и специального на то разрешения. Повышенный интерес к соблюдению всех этих давно существовавших норм, в том числе со стороны правоохранительных органов, во многом был вызван нашумевшими ЧП в масштабах страны, когда в Борисове и других городах взрывались газовые котлы и приводили к трагедиям со смертельным исходом. То, что правила стали выполняться, нормально. Вопрос в качестве услуг и цене.

Как сообщает «Минэнерго», услуги УП «Гроднооблгаз» по техническому обслуживанию газоиспользующего оборудования не подлежат регулированию. Потому что эта услуга по действующему законодательству не относится к социально значимой, а облгазы — не монополисты, поскольку имеются еще десятки фирм и ипэшников, которые подобные работы могут выполнять. Следовательно, ориентиром тут служит только конъюнктура рынка. А что у нас происходит с конъюнктурой?

В отдельных регионах прокуратура выявляет, что более половины газового оборудования не проходило техосмотры. Это армия потенциальных потребителей. Спрос многократно растет. Причем добровольно–принудительный: не пройдешь техосмотр — отключим газ! Вопиющий случай рассказал другой наш читатель Борис Мыльцин из Толочина. Из–за отсутствия акта обследования вентиляционного и дымового канала пришедшие для техобслуживания котла работники отключили в его доме газ в самый разгар отопительного сезона 22 марта 2017 года. И включили только через 3 дня, когда он договорился со специалистами МЧС на проверку вентканалов. Кстати, цена техобслуживания котла также утроилась, правда, еще в декабре 2015 года, обходится в 40 рублей без промывки. Вот так работают. Как умеют... А кому охота вдруг оказаться без отопления, горячей воды или еды?

В то же время количество исполнителей в такой же пропорции не увеличивается. Это прямые предпосылки к росту цен, подсказывают законы рыночной экономики. И вот генеральный директор ГПО «Белтопгаз» Леонид Рудинский докладывает «Минэнерго»: «В связи с существующей конкуренцией по обслуживанию газоиспользующего оборудования был проведен мониторинг цен среди организаций–конкурентов. Уровень цен оказался значительно выше, чем у газоснабжающей организации». Но вот что интересно: и уровень конкуренции у нас также всецело в руках облгазов. Ведь это они же и заключают договоры о сотрудничестве со своими потенциальными конкурентами — частными компаниями и индивидуальными предпринимателями. Нет договора с облгазом — нет конкурента. Любопытная практика, не правда ли?


Однако просто поднимать цены на техобслуживание облгазы не рискнули. Тариф на техобслуживание проточного водонагревателя УП «Гроднооблгаз» с 1 апреля 2017 года увеличил до 14,6 рубля (в письме цифра другая, потому что автор еще 1,63 рубля заплатил за техобслуживание счетчика газа) в соответствии с методическими рекомендациями о порядке формирования и применения тарифов, разработанными УП «Научная организация труда» и утвержденными ГПО «Белтопгаз». В цену включили расходы на оплату труда исходя из единых средневзвешенных норм времени на техобслуживание по укрупненным группам оборудования с учетом 34% отчислений в фонд соцзащиты, усредненных расходов на доставку и переезды рабочих (3,53 рубля), накладные расходы (затраты на содержание управленческого аппарата и общепроизводственные) и 4% прибыли.

А теперь моделируем ситуацию. Как обычно происходит взаимоотношение жильцов с газовщиками? На доске объявлений в подъезде появляется объявление: тогда–то в вашем доме будет производиться техобслуживание газоиспользующего оборудования, просим обеспечить доступ либо позвонить по указанному телефону. Не случайно возмущался Анатолий Салло, что приехали «молодцы» один раз, а 3,53 рубля за их доставку сидит в тарифе для каждого жильца. Кроме того, коль ТО газовых плит и колонок касается огромного количества населения и производится в обязательном порядке, подходить к формированию таких тарифов «от рынка» весьма опрометчиво. Цены, наоборот, должны снижаться за счет массовости. Одно дело ехать на техосмотр к одному потребителю и совсем другое — к 100 в одном доме. Это тоже законы рынка, которые в данном случае, к сожалению, не учтены. Очень печально, что и частники, и госорганизации воспользовались ситуацией с максимальной выгодой для себя, не подумав о людях. И только сейчас приходит понимание, что так делать нельзя. О чем и свидетельствует следующий документ.

«Поставленные вами подписи в рапорте–ведомости и акте выполненных работ, — пишет первый заместитель министра энергетики Виктор Каранкевич, — подтверждают ознакомление с перечнем работ, подлежащих выполнению, получение инструктажа и принятие работы с уведомлением о ее оплате, а также время прихода и ухода, которое составило 40 минут. Это соответствует утвержденной средневзвешенной норме, применяемой при расчете тарифа на техобслуживание водонагревателя. Вместе с тем ГПО «Белтопгаз» поручено дополнительно провести анализ норм и при выявлении отклонения фактических трудозатрат от средневзвешенных их пересмотреть». А чуть ниже, будто извиняясь, первый замминистра сообщает самое главное:

«С учетом прибыльной реализации услуг по техобслуживанию газоиспользующего оборудования и поступающих обращений граждан газоснабжающим организациям поручено не допускать в 2017 году дальнейшее повышение тарифов, а в 2018 году пересматривать их только в целях предотвращения убыточности, но не выше установленных Правительством прогнозных индексов изменения потребительских цен, то есть инфляции».

Что ж, как говорится, лучше поздно, чем никогда.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
ТЕГИ:
Версия для печати
Александр,54,Бобруйск
Да извинит меня  пенсионер,правильно фамилия которого Салло---ему надо писать в наше антимонопольное ведомство МАРТ,  так как налицо сговор  концерна Белтопгаз и иных организаций,занимающихся подобными работами по обслуживанию газового оборудования. Более того,у меня вопрос жёстче---стране абсолютно не нужна сия структура,потому,что есть Белгаз.
Александр,54,Бобруйск
Уважаемый автор,вами совсем не озвучен самый важный момент,что есть тот самый пресловутый ТЕХОСМОТР,хоть на примере личного авто---это полнейшая диагностика узлов и агрегатов с использованием специального оборудования,точка.  Тогда сии работы могут и стоить 40 рублей и занимать те пресловутые 40 минут,однако,прекрасно знаю,как всё происходит.  Специальное дорогое оборудование---это обыкновенная спичка,но,чтобы она стоила аж 40 рублей??? Подлость,ложь и обман,как и обвес и обсчёт,жульничество---вот обозначение сим феноменам,что у нас происходят с услугами населению,а потом ещё удивляются,что население недовольно. Врач за приём одного пациента получает 25 копеек,но это же врач,а это же  у нас ГАЗОВИКИ!?  Только они и всё их начальство хотят жить припеваючи,а что до остальных,им дела нет. Смею предполо- жить,что зарплаты у руководителей этой отрасли ЖИРНЫЕ КОТЫ,которых срочно надо посадить на диету,а их работников пересадить на общественный транспорт,всех,включая руководителей. Бардак,даже хуже,признаки преступления и тут бы обратиться тому Соло в МАРТ,непременно.
Александр,54,Бобруйск
Да извинит меня  пенсионер,правильно фамилия которого Салло---ему надо писать в наше антимонопольное ведомство МАРТ,  так как налицо сговор  концерна Белтопгаз и иных организаций,занимающихся подобными работами по обслуживанию газового оборудования. Более того,у меня вопрос жёстче---стране абсолютно не нужна сия структура,потому,что есть Белгаз.
Сергей, 55, Могилев
Лично проверено - Белтпгаз и Министерство энергетики используют принципы мошенничества в отношениях с жителями страны. Это в Гродно как-то по божески, в Могилеве вообще люди по 46 рублей отдают. А в прошлом году 190 000 рублей  было, что эквивалентно всего 19 рублям. Теперь реальная себестоимость за 10 минут работы. Допустим заработная плата работника  горгаза нынче 1000 рублей. Делим ее на 23 рабочих дня и получаем, что за рабочий день Горгаз своему работнику платит 43 рубля 47 копеек!!! Эту сумму делим на 8 часовой рабочий день и получаем, что за час работы Горгаз  платит своему работнику 5 рублей 43 копейки. Ну, а так как все это действие занимает всего то 10 минут, и это тоже верно указано в статье , делим полученную сумму на 6 и получем, что себестоимость работы газовика по обслуживанию котла в течении 10 минут стоит для Горгаза всего-то 90 КОПЕЕК!!!  Это чистой воды мошенничество и в статье все верно указано. Но не это удивляем. Фактов мошенничества у нас в стране не мало,  а вот реакция руководства Министерства энергетики, которая делает вид, "ЧТО ТАК И ДОЛЖНО БЫТЬ" удивляет сильно. Как и отсутствие вообще какой либо реакции Совета Министров по этому вопросу. Стоит отдельно поблагодарить редакцию газеты и автора публикации за поднятый вопрос. Очень актуально и абсолютно все верно написано.  
Хомляк Светлана Викторовна, 37, Минский р-н
А нам тех. обслуживание настенного газового котла в этом году провели за 65 рублей! И выбора у нас нет, так как если не заплатил, то угрожают отключить газ! Причем все так называемое обслуживание проходило 10 минут. А вы про какие-то 16 рублей пишите
Сергей, 55, Могилев
Светлана Викторовна в прошлом году теще заплатила 190 тыс. рублей в этом кажется 63 рубля. Вы все верно говорите. Это после того как Белтопгаз в области направил "РЕКОМЕНДАЦИИ" свои. Почти год пишу. Вот готовлю письмо напрямую Президенту. Этих мошенников из Белтопгаза давно пора на чистую воду выводить. Было по новому 19 рублей, инфляция потребительских цен составила 104 процента за это время. Максимум на сколько могли поднять это до 22 рублей, а влупили людям аж 64 рубля!!!. Но какова себестоимость работы за 10 минут?  При подсчете оказалось всего то 90 копеек!!! 90 копеек горгаз платит своему работнику за 10 минут работы и то если он получает 1000 рублей в месяц. А его фактическая заработная плата 500 - 600 рублей. Варвары, и слов на газовиков  других подобрать невозможно.  
Игорь, 61, Минск
Начальник участка по обслуживанию газового оборудования заявил мне, что работают они не корысти ради, а токмо ради обеспечения безопасности населения. Есть вопросы.
Вопрос 1: У нас газовая колонка 40 лет. В этом году отбоя нет от желающих её обслужить за немалые деньги. А предыдущие 39 лет всем этим деятелям было плевать на нашу безопасность? Сидели, бездельники, на бюджете, ничего не делали. А как только их перевели на самоокупаемость, они резко озаботились нашейбезопасностью, смотри ж ты как! На самом деле, и это хорошо известно, этим "эффективным менеджерам" всегда было плевать на безопасность граждан. Под красивыми лозунгами эти рыночники-прохвосты выполняют свою главную задачу - максимизация прибыли любой ценой и незаконное обогащение за счёт ограбления миллионов граждан.
Вопрос 2: В правилах пользования газом прописаны права и обязаности сторон, но там нет указания на то, что обслуживание должно проводиться исключительно на платной основе. Обеспечение безопасности граждан не может базироваться исключительно на платных услугах. К примеру, милицию я вызываю бесплатно, а за сигнализацию в квартире плачу - это дополнительная услуга по желанию гражданина. То же в отношении скорой помощи, аварийных служб, МЧС и т.д. - есть базовые бесплатные услуги, есть дополнительные платные.
Вопрос 3: А зачем вообще нужны услуги этих мошенников? К примеру, современная газовая колонка оснащена встроенной системой датчиков, которая обеспечивает максимальный уровень безопасности в любых ситуациях: при отключении воды, при недостаточной тяге или при утечке газа. Фиктивное техобслуживание за немалые деньги является жульничеством и показухой, под прикрытием которых происходит ежегодный грабёж населения. Люди заплатили налоги, затем оплатили потребляемый газ, после чего приходят какие-то субъекты и в принудительном порядке навязывают бесполезные платные услуги. Если так дальше пойдёт, то скоро по домам начнут ходить милиционеры и навязывать обязательную платную "крышу", электрики с обязательной платной профилактикой электроприборов, врачи с обязательной платной профилактикой гриппа и т.д. и т.п. Мало ли в современном доме и мире опасностей и засад, на которых можно "срубить бабла по лёгкому"?
Вопрос 4: Безопасность не может быть выборочной и частичной. Это как анекдот с госграницей, 1 м которой сдан в аренду частному лицу и не охраняется. В современных многоквартирных домах невозможно охватить профилактикой 100% квартир: Есть квартиры, в которых не живут, есть квартиры, в которых не открывают, есть квартиры, в которых по году не платят за коммунальных услуги и т.д. и т.п. А если так, то нет никакой безопасности, это фикция. Лживая забота якобы о безопасности людей наоборот, приводит к резкому возрастанию вероятности возникновения ЧП, поскольку алкаши, наркоманы, нищие пенсионеры платить никогда не будут, а бесплатная базовая услуга отсутствует. Тем более, что никакое обслуживание не защищает от того, что какой-нибудь дебил отсоединит шланг с газом и уедет на дачу, в результате чего может произойти взрыв и обрушение части дома, как это было недавно в России.
Считаю, что услуга по обязательному ежегодному обслуживанию газового оборудования является бесполезной, платить тут не за что, тарифы взяты с потолка, людей грабят под предлогом обеспечения их безопасности, но никакой безопасности не обеспечивают. В 90-е годы этих субъектов называли рэкетирами, сейчас их называют эффективными собственниками. Но суть всё та же - наглость, угрозы, шантаж, обман граждан и навязывание им ненужных дорогостоящих услуг.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?