16 этажей проблем

Почему новый дом почти полгода стоял без света и воды?
Почему новый дом почти полгода стоял без света и воды?

Совершив восхождение на 16–й этаж дома N 2 по минской улице Гамарника, начинаешь понимать новоселов. Не каждому такие прогулки по силам... Официально объект сдан еще летом: акт о приемке подписан 30 июня. На деле — уйма недочетов. Новостройка вопреки элементарным нормам пожарной безопасности питается электроэнергией по временной схеме — от щитков, установленных строителями. Причем свет есть только в квартирах. Подъезды же погружены во тьму. Обездвижены лифты.

Впрочем, до настоящего новоселья многим хозяевам, судя по всему, еще далеко. Вместе с членами ЖСК, обратившимися в редакцию, захожу в одну из квартир на 11–м этаже центральной — высотной — части дома. На поворот вентиля водопроводный кран реагирует злобным шипением. «Вода появляется на минут пять, — сетует хозяин все еще пустующего жилья. — Не успеешь наполнить ведра — целый день сиди без воды. Вроде и квартира есть, а жить негде. Теснимся на дорогой съемной жилплощади. А уже после Нового года — выплачивать банку кредит...»

Казалось бы, подобные примеры должны стать архаизмом. Не первый год государство ведет решительную борьбу с бюрократией и волокитой. И что же? Бывает, конечно, журналистам приходится оперативно выезжать в командировки по тревожным сигналам в отдаленные города и веси. Но ведь описанные события происходят в столице, в центре Минска!

Три с половиной года назад, когда закладывался фундамент многоэтажки, члены ЖСК «Центурион–С», в основном — сотрудники правоохранительных органов, и не подозревали, в какую историю ввязываются.

— С подрядчиком — СУ N 201 стройтреста N 35 — на протяжении всего строительства мы рассчитывались своевременно, — рассказывает председатель ЖСК Василий Ковальчук. — Однако сроки окончания строительных работ затянулись. Впрочем, завершенными их не назовешь и сейчас: около 70 процентов оконной столярки выполнено некачественно, стеклопакеты по периметру не засиликонены — свищет ветер, не отделаны двери переходных лоджий... Все перечислять — часа не хватит. Между тем к акту о приемке дома прилагался перечень всех недоделок, которые должны были быть устранены еще к 1 сентября. Однако сами убедились: воз и ныне там.

Архив с документами (бесчисленным количеством справок, актов, обращений в различные инстанции и ответов на них) Василий Александрович приучился всегда носить с собой — чуть ли не каждый день собрания, совещания, переговоры с чиновниками и строителями. Отдельное место в дипломате председателя занимает переписка с членами ЖСК. Некоторые из них уже отчаялись дождаться окончания строительной эпопеи и на свой страх и риск вселились в «условно» сданный дом. Каждая строка письма одного из таких «поселенцев» — крик души: «Сроки сдачи дома переносились несколько раз. С октября 2006 года я не в силах одновременно содержать семью и снимать квартиру за 550 тысяч рублей в месяц. Пришлось переехать в построенное с недоделками жилье. 8–летний сын подвержен простудам. Между тем температура в комнатах иной раз не поднимается выше 10 градусов. Нет ни одной ровной стены. Из двери в лоджию — сквозняк. Когда наконец будут свет и вода? И что это за «ноу–хау»: дверь в подъезд в 21.00 закрывается на навесной замок, и мы оказываемся в ловушке...» Правление кооператива прибегло к этой «мере безопасности», разумеется, не для того, чтобы помучить жильцов. Вынудил горький опыт: в подъездах, где полным ходом идут ремонты в квартирах, завелись воришки.

Кстати, остается загадкой, каким образом могло быть утверждено решение о приемке дома, если на акте отсутствует подпись одного из членов приемочной комиссии? Инспектор по пожарному надзору выразил особое мнение по поводу затеянной комиссией авантюры (иначе не скажешь). Не буду вдаваться в технические подробности описи выявленных пожарным нарушений, достаточно процитировать резюме экспертного заключения: «В связи с тем, что эксплуатация объекта может привести в случае пожара к тяжелым последствиям — гибели людей и уничтожению материальных ценностей, — акт комиссии о приемке представителем государственного пожарного надзора может быть подписан только после выполнения необходимых противопожарных мероприятий». Не будучи специалистом в пожарном деле, после экскурсии по лестничным клеткам с угрожающе свисающими между пролетами оголенными местами проводами, забытыми строителями, также могу подписаться под «особым мнением»: дом стоит на пороховой бочке.

И ведь в чем парадокс? Не сказать, что на проблемный дом махнули рукой: регулярно в компетентных ведомствах проводятся совещания по вопросам устранения недоделок. Намечаются все новые и новые сроки. Однако толку мало. Протокол одного из таких заседаний в концерне «Минскстрой» датирован 7 декабря. В первом же абзаце четко констатируется: «Ни один из пунктов протокола совещания от 1 декабря не выполнен». Зачем, спрашивается, собирались? Участники разговора, надо полагать, — занятые люди, занимающие ответственные посты. Стоило ли отрываться от дел?

Видит ли корень проблемы заказчик — управление капитального строительства (УКС) Мингорисполкома? Строительная часть работ по дому N 2 по улице Гамарника практически выполнена, утверждает заместитель директора УКС по коммунальному хозяйству Владимир Костюченко (впрочем, с этим можно согласиться разве что с большой натяжкой). А чтобы в доме появились свет и вода, требуется, на первый взгляд, простая формальность: передать все инженерные сети специализированным эксплутационным организациям. Вопрос: кто этим должен заниматься? Обратившись ко многим должностным лицам, вразумительного ответа, как ни странно, я так и не услышала. Хотя он очевиден. В решениях участников минскстроевских совещаний писано черным по белому: произвести ревизию и наладку автоматики и насосов, подающих холодную воду в высотную часть здания, сдать по акту лифтовое хозяйство РУП «Беллифт» обязан ОАО «Стройтрест N 35», передать на баланс «Минскводопровода» водопроводные сети — УКС и т.д. В чем заминка?

— Трудно наладить работу насосов и избавить людей от неудобств? — интересуюсь у начальника СУ N 201 Сергея Самусенко.

— Нелегко: у станции нет хозяина, объект никем не принят на баланс.

Замкнутый круг?

Старые проблемы как снежный ком обрастают новыми. Ситуация начинает напоминать плохой анекдот. Члены кооператива должны подрядчику определенную сумму. Дескать, это одна из причин проволочки в устранении недочетов. У руководства ЖСК свои аргументы: строительные работы не завершены, их окончательная стоимость неизвестна, о каком расчете может идти речь?

Когда можно будет въехать в новые квартиры и при этом не бояться за жизнь и здоровье? Пока самый главный вопрос владельцев квадратных метров в новостройке остается открытым. Кто наконец объяснит людям: почему бумажные факты (имеется в виду акт о приемке дома) так расходятся с реальностью?

В данном случае речь, я считаю, о вопиющем факте бюрократизма. Ни один из декларируемых принципов о внимательном отношении чиновников к людям не выполнен. Владельцы 185 квартир (сотни людей!) оказались заложниками довольно странной, мягко говоря, ситуации. Почему члены ЖСК вынуждены обивать пороги маленьких и больших начальников вместо того, чтобы воспользоваться, скажем, услугой «одного окна»? Выходит, применительно к конкретной ситуации эта система существует лишь на бумаге? К сожалению, судя по читательской почте, случай с «безжизненным» домом не единичный. Люди годами вынуждены отстаивать свои законные права. Поверьте, есть все основания для таких выводов. На каждый острый журналистский материал в редакцию приходят резонансы из контролирующих и надзорных органов, подтверждающие факты произвола и головотяпства. Формулировки в них практически одни и те же: допущена ошибка, неправильно велся учет, недостаточно изучены материалы... Из–за недобросовестности одного чиновника, облеченного пусть даже крохотной, но властью, десятки сотрудников различных ведомств вынуждены отрываться от дела и месяцами разбираться с бесчисленными жалобами. Может быть, пора более принципиально отнестись к тем, кого должность обязывает быть предельно корректным и компетентным: не хватает квалификации — значит, нужно уступить кресло другому.

P.S. Вчера, когда материал готовился в номер, стало известно, что дом, наконец, подключен к постоянной схеме обеспечения холодной водой и светом. Остальные недоделки пока не устранены.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter