Насколько сложно заправить электромобиль вообще и в провинции в частности?

14 рублей за кВтбак

Электрокар бесшумен, экологичен, экономически выгоден. Если спросить у его поклонников о преимуществах такого вида транспорта, именно эти критерии назовет большинство. Желающих попробовать, что из себя представляет машина с зарядкой от розетки, с каждым годом все больше. Если в 2017 году их было около 400, то в этом — свыше 2500. Переход на электромобили Александр Лукашенко назвал одной из основных задач этого пятилетия. Белорусская АЭС введена в строй, электричества будет много. Почему бы не пересесть на зеленый автомобиль? Тем более с прошлого года их владельцы получили льготы, развивается зарядная инфраструктура, вузы и ссузы готовят специалистов в этой области, пробную партию таких машин намерено предложить СЗАО «БЕЛДЖИ». На развитие национального электротранспорта направлены положения госпрограммы «Наукоемкие технологии и техника» на 2021—2025 годы. Да и заядлые электрокарщики развенчивают миф: такой электромобиль — не роскошь, а средство передвижения.


Житель деревни Колодищи Минского района Алексей Мартыновский (на снимке) на электрокарах, что называется, собаку съел. За последние пять лет сменил около пяти таких автомобилей и убедился: лучшего средства передвижения для сельчанина не найти.

— Каждый день на работу в Минск добираюсь на электромобиле, для всех моих дел одного заряда хватает. Ни разу техника не подвела, даже в морозы не было, чтобы на полпути глохла. Да, заряд в холода расходуется быстрее, но если заранее изучить расположение заправок по маршруту, то можно не переживать. Главное, контролировать полноту батареи. Вечером дома подключаю машину к розетке — наутро «бак» полон. Для тех, кто живет в частном доме с электрическим отоплением и водоотведением, это очень удобно: тарифы на электроэнергию небольшие, а потому плата по карману не бьет. Убедился, что для владельца электромобиля зарядка в городе — не главное. Важно, чтобы она имелась дома или на работе. К слову, не надо быть состоятельным человеком, чтобы купить электромобиль. Есть неплохие варианты за 7 тысяч долларов, полной зарядки хватает примерно на  70 километров, — рассказывает Алексей Мартыновский.

Так во сколько все же обойдутся поездки на таком транспорте? Арифметика проста, поделился дистрибьютор электромобилей Tesla в Беларуси Алексей Туманов. Он живет в частном доме и рассчитывается за электроэнергию по дифференцированному тарифу. Это значит, ночью заряжает машину по 14 копеек за 1 кВтч. Мощность батареи его автомобиля — 100 кВт, полная заправка обходится в 14 рублей.

В Министерстве энергетики подтверждают: главное преимущество зеленого автомобиля — экономичность. В РУП «Гомельэнерго», к примеру, подсчитали, что их производственные электромобили в месяц пробегают около 1650 километров. Затраты на заряд в среднем 50 рублей. Сравните, расход на заправку автомобилей с двигателем внутреннего сгорания с таким же пробегом — более 190 рублей. При этом в электромобиле на 30 процентов меньше комплектующих, чем в обычной машине. Значит, эксплуатационные расходы скромнее.

Детали уточняем у специалистов РУП «Производственное объединение «Белоруснефть». Действительно, заряжать электромобиль можно от обычной розетки с номинальным напряжением 220 В. Зарядный кабель, а он прилагается к каждой машине, подключается к сети. Только вот ожидание полного бака может растянуться на 11 часов. Что делать, если надо быстрее?

— Процесс можно ускорить раза в три, если заряжать от трехфазной розетки. Именно такие устанавливаются в домах с электрическим отоплением и водоотведением. Если розетки нет, стоит обратиться в местные энергосети — там помогут решить вопрос. Или третий вариант — установить в гараже небольшую зарядную станцию переменного тока MODE 3. Она небольшого размера, крепится на стену, проста в эксплуатации, производителей много — можно выбрать вариант на свой вкус, — разъяснил начальник управления перспективных энергетических технологий РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» Алексей Никитенко.

Новый электромобиль Объединенного института машиностроения.
Фото Сергея Мицевича

Владельцы электромобилей солидарны: с появлением такого железного друга расходы на передвижение снижаются в разы.

— Можно почувствовать десятикратную разницу благодаря низкой стоимости энергии и мизерным тратам на обслуживание, — продолжает Алексей Мартыновский. — Нередко слышу, что лучше электромобиль приобретать как запасной вариант: мол, на нем далеко не уедешь. Не соглашусь. Путешествие на такой машине, действительно, требует подготовки: нужно знать, где установлены зарядные станции, предусмотреть время зарядки. Но уже есть мощные зарядки и электромобили, которые способны много энергии отдавать и принимать. Емкость тяговой батареи такой машины — 120 кВтч, хватает на 700 километров. Остановка у зарядной станции займет около часа. Есть автомобили средней ценовой категории, без подзарядки могут проехать 300—350 километров, без дозаправки можно попасть в любую точку Беларуси.

Манят дальние расстояния? Стоит прислушаться к советам бывалых. В прошлом году Алексей Туманов, к примеру, на «электрике» добрался до Норвегии. В этом в разгар январских морозов отправился в Россию. Маршрут Минск — Мурманск. До Петербурга, вспоминает, доехал без проблем. Приключения начались позже, когда на расстоянии в 1200 километров встретилась только одна зарядка. «Реанимировали» машину с помощью трехфазной розетки на шиномонтажах, в отелях. Расстояние в 5 тысяч километров в обе стороны все же преодолели.

Обслуживание электромобиля, уверяют владельцы, ничем не отличается от стандартной процедуры для машин с двигателем внутреннего сгорания. ТО (ремонт подвески, диагностика угла развала-схождения и т.д.) можно проходить чуть ли не на любом СТО. Однако предупреждают: если барахлит электрика — только к профессионалам.

Потенциальному владельцу электрокара, куда ни кинь, везде зеленый свет. И если раньше многих останавливали налоги и пошлины, то указ Президента, где прописаны стимулирующие меры для роста спроса, делает покупку выгоднее.

— Новый пакет бонусов положительно отразился на работе даже нашей небольшой компании — импортера электрокаров. Только в прошлом году их доставили в Беларусь около 300 — это больше, чем за последние пять лет. Толчком стала отмена пошлины и НДС. Раньше при ввозе надо было уплатить 15-процентную пошлину, 20 процентов НДС. К примеру, машину купил за 10 тысяч долларов, налог — 3800. Итого почти 14 тысяч. Их обнуление, а также отмена дорожного сбора, возможность бесплатно парковаться людям понравились, — рассказывает Алексей Мартыновский.

Неужели и недостатков в использовании таких авто нет? Если только один, говорят владельцы. Зарядная инфраструктура хотя и развивается, но есть неохваченные зоны. К примеру, район Браславских озер, Бобруйск, Волковыск, Слоним, другие города. Пока ситуация не изменится, их жителей пересадить на электротранспорт будет непросто.

На днях на запрос отреагировали в «Белоруснефти»: в регионах вскоре установят 18 зарядных комплексов для электромобилей по шесть зарядных станций в каждом, а расстояние между соседними станциями на трассах сократят до 80 километров вместо нынешних 100—150. Мощность объектов — 150—180 кВт. Полчаса — и можно снова в путь. Заявка на будущий год — супербыстрые зарядки до 350 кВт. С такими агрегатами батарея заполнится всего за10 минут. Перспектива неплохая. Того и гляди, ожидания экспертов оправдаются и через десять лет на белорусских дорогах, как прогнозируют, будет свыше 400 тысяч электромобилей (почти 15 процентов национального автопарка).

Инфографика Кристины Почебут-Новохрост

КОМПЕТЕНТНО

Как сообщили в Министерстве промышленности, белорусские предприятия вплотную занимаются разработкой электромашин. Приоритетное направление разработчиков БЕЛАЗа — беспилотный транспорт. Первые образцы высокопроизводительных самосвалов-беспилотников завод несколько лет назад поставил в Россию. Они прекрасно себя зарекомендовали. Успешны инновационные разработки жодинских машиностроителей: электросамосвалы, самосвалы-электровозы, дизель-троллейвозы, электротроллейвозы. МАЗ в 2020 году выпустил электробусы, планирует выпуск внутригородского (развозного) грузовика. Холдинг «Белкоммунмаш» создает крупнотоннажный грузовик внутригородского применения.

В прошлом году на СЗАО «БЕЛДЖИ» эксплуатировали пять опытных образцов электрических машин китайско-белорусской сборки в традиционных для нашей страны погодных условиях. В ведомстве подчеркивают: важно не просто разработать модель, но и поставить производство на поток, создать условия для эксплуатации. В том числе предусмотреть возможность использования отечественных комплектующих, сервисного обслуживания, технологию утилизации аккумуляторных батарей.

ЦИФРА

По прогнозам Международного энергетического агентства, к 2030 году 20 процентов мирового автопарка будет электрическим, число электромобилей достигнет 127 миллионов, электробусов — 1,5 миллиона.

В ТЕМУ

В ЕАЭС с февраля 2020 года отменена таможенная пошлина на импорт электромобилей. В странах «Большой пятерки» активно развивается зарядная инфраструктура. К примеру, в Беларуси в 2021-м планируют построить свыше 430 зарядных станций. Работа по созданию машин на электротяге с маркой «Сделано в ЕАЭС» ведется в НАН Беларуси, в холдинге «Белкоммунмаш».

veselukha@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter