120 ступеней вверх

Жители Гродно узнают себя на «фреске» пожарной каланчи

Жители Гродно узнают себя на «фреске» пожарной каланчи

Второй такой нет ни в Беларуси, ни в Литве, ни в Польше. Пожарная башня в историческом центре Гродно несет в себе уникальный сплав разных эпох. Музей, действующая пожарная часть, каланча со 107-летней историей, визитка богатого стариной города... Ипостасей много. Неоспоримо одно: равнодушным она не оставляет никого. И год за годом продолжает открывать историкам и туристам все новые тайны.

Улицу Замковую, на которой стоит исторический комплекс, давно пора поместить в музей. На каких-то 400 ее метрах мирно соседствуют 16 памятников архитектуры разных веков (в их числе Старый и Новый королевские замки). Что ни фасад – табличка: «Охраняется государством». Что ни здание – эпоха. Догадаться несложно: 32-метровая пожарная каланча – самая высокая постройка в округе — выросла здесь неслучайно.

— Рядом с Замковой пролегала Малая Траецкая улица с густой деревянной застройкой. Именно с этого квартала в XVIII—XIX веках начинались крупные городские пожары, опустошавшие Гродно. Поэтому пожарной команде отдали здания бывшей королевской конюшни в самом центре города: тут разместился обоз. Нерешенным оставался главный вопрос — строительство наблюдательной площадки, — рассказывает Ирина Качан, старший инспектор центра пропаганды и обучения Гродненского областного управления МЧС. – Деревянный прототип нынешней башни появился еще в 1870 году. Но страшные пожары 1885-го и 1889 года показали всем: она не давала полного обзора города. Только в 1902 году в Гродно, наконец, выросла 32-метровая кирпичная вежа с круговой смотровой площадкой на верхотуре. День и ночь дозорный следил за обстановкой и при пожаре бил в колокол.

Представьте только: все 107 лет своего существования пожарное депо на Замковой, 19 не прекращало своей работы. Был даже такой эпизод. Во время Первой мировой, когда город заняли немцы, пожарных сочли шпионами российских войск и повели на расстрел. От верной гибели их чудом спас ксендз… И что вы думаете? Через несколько минут пожарные уже тушили серьезное возгорание в одном из кварталов.

…Сто двадцать ступеней вверх по винтовой лестнице – и мы на смотровой площадке. Шатровый навес. Кованое ажурное ограждение. И просто потрясающий вид на старый Гродно. Думаю, примерно такую же картину видел дозорный 100 с лишним лет назад. Но мы здесь не за тем. Часы на Фарном костеле показывают 11.59. Мой спутник, музыкант Юрий Минин надевает на трубу мундштук – и красивая мелодия льется по узким улочкам старинного квартала. В ответ — аплодисменты у подножия вежи.

— В те времена трубач играл дважды: будил горожан рано утром и желал городу спокойной ночи вечером. С июля в Гродно возобновили эту красивую традицию. Послушать трубу в полдень приходят сотни людей: горожане, туристы и молодожены, — говорит Юрий. – Форму пожарного XIX века и белые перчатки сшили в ателье по спецзаказу. А золоченую каску беру в музейной экспозиции. Это экспонат.

Вообще, музей, трубач и новый антураж старой каланчи – дело последних трех лет. В 2006 году старая казарма и гараж 60—70-х гг. прошлого века пошли под снос. В октябре прошлого года после масштабной реконструкции в Гродно открылась новая старая аварийно-спасательная часть. За минувший век она не сменила ни адреса, ни номера. Как было, так и осталось: Замковая, 19, № 1. На втором этаже здания теперь музей истории пожарной службы. В нем более сотни ценных экспонатов.

— Мы показали историю развития пожарного дела на Гродненщине начиная с XII века и по сей день. Документы и фотографии по крупицам собирали в архивах. Многое приносили сами жители города, помогли и частные коллекционеры, — показывает экспозицию Ирина Качан, основатель музея, историк. – С фотографией Мавриция Воланьского, начальника Гродненской пожарной команды 30-х годов прошлого века, вышла преинтересная история. Долгое время мы вообще не знали, кто изображен на небольшом снимке. Роясь в старых документах, наткнулась на паспорт медика Красного Креста Юзефы Воланьской. Оказалось, дочь. Оттуда же узнали старый адрес семьи. Наудачу я позвонила в дверь дома в старой части Гродно. Можете представить мое изумление, когда ее открыл человек, как две капли похожий на Мавриция. Я не ошиблась – это был Леон Воланьский, внучатый племянник знаменитого пожарного. От него музей получил десяток ценнейших снимков из семейного альбома. Все они перед вами…

Подобная история есть почти у каждого экспоната. Багры, фонари, пожарный колокол, деревянные и кожаные ведра, колотушка кликуна, металлические шлемы. Огромная деревянная бочка, которую тянула к месту возгорания конная упряжка. Фрагмент стены Коложской церкви. Икона «Неопалимая купина», которая, по преданию, могла потушить любой пожар. Редкий пожарный насос братьев Менцель. И даже вмонтированная в стену часть автомобиля. Тут же – костюмы трубочиста и брандмейстера образца XIX столетия.

Гордость музея – масштабная диорама, которая воссоздает страшный пожар 1885 года. Световое и звуковое оформление живо передает атмосферу паники и ужаса, царившую в Гродно в тот день. Сгорела треть города, дотла выгорели 10 улиц. На помощь из Белостока пришлось специально направлять пожарный поезд… За весь XIX век исторический центр Гродно горел 8 раз. Но так сильно – один.

…Обновленная после реконструкции пожарная часть № 1 сегодня немыслима без «фрески» на центральном фасаде. 10 октября прошлого года с фронтона депо стянули красное покрывало – и взору гродненцев открылось 15-метровое монументальное полотно. На нем показана эволюция белорусского огнеборца: от средневекового кликуна до современного спасателя.

— Некоторые из 16 изображенных персонажей имеют реальных или культурологических прототипов. Это правда. Но я даже представить не мог, что интерес будет настолько огромным. Первой узнали Мону Лизу, чей облик я использовал для образа сотрудницы МЧС. Никакого диссонанса здесь нет: пожарная служба столь же актуальная и вечная, как работа Леонардо да Винчи, — считает Владимир Качан, художник-монументалист, автор полотна. – Работники МЧС без труда узнали и других своих коллег: бывшего начальника областного управления МЧС Анатолия Бабия, первого министра МЧС Валерия Астапова, наконец, знаменитого Мавриция Воланьского. Но на фронтоне депо – не только пожарные-спасатели. Там есть и вполне гражданские люди, с которыми встречаюсь в обычной жизни. Скажем, Юрась Мацко, известный всему Гродно кузнец. Или соседи по дому… Главное здесь не звание, а типаж.

Спасатели 1-й части говорят, что до сих пор видят возле каланчи горожан, внимательно рассматривающих рисунок. Люди не теряют надежду отыскать свое лицо в исторической шеренге. И многие находят. 

Кстати

За сто с лишним лет зона выезда ПАСЧ № 1 практически не изменилась. По-прежнему это район Старого города. Ежесуточно на боевое дежурство заступают 15 спасателей. Первая часть считается образцово-показательной в Гродно и одной из самых выездных (всего их в областном центре 4). И век назад, и сейчас работы у спасателей хватает.

На снимках: многие изображения на фронтоне депо имеют реальных прототипов. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter