120 минут под землей

В минском метро прошли ночные учения по ликвидации последствий теракта

Ночные учения в метро выявили ряд сложностей при ликвидации последствий террористического акта

Полвторого ночи. Станция «Восток» не спит. На платформе – курсанты Командно-инженерного института МЧС, спасатели и сотрудники столичной подземки. В воздухе висит тревожное ожидание… Минута – и прибывший к перрону состав замирает с открытыми дверями. Садимся, механический голос сообщает, что следующая — «Московская». Поезд трогается, но все мы уже знаем: до следующей станции доехать этой ночью ему не суждено.

Не отъехав и полкилометра от «Востока», электропоезд резко сбрасывает скорость и, как вкопанный, останавливается посреди тоннеля. Машинист передает диспетчеру о случившемся: в первом вагоне террорист привел в действие взрывное устройство. Частично разрушены и горят два вагона. Пятеро пассажиров серьезно пострадали и нуждаются в госпитализации, еще 50 необходимо эвакуировать. И последнее: оттянуть состав на станцию невозможно…

— Сохраняйте спокойствие. Эвакуация будет проводиться через правые по ходу движения двери, как только отключат контактный рельс, — предупредил нас машинист.

В это время курсанты развешивают в двух первых вагонах растяжки с красными флажками. Это условное обозначение пожара. Ответственные готовят два мощных дымогенератора, которые вскоре выставят в тоннель. «Раненые» курсанты укладываются на сиденья. Миссия незавидна — лежать до победного, пока спасатели не вынесут их из объятых пламенем вагонов. А мы ждем, когда машинист откроет двери.

Напряжение снято – можно выходить. Высота приличная: мысленно представьте уровень пола в вагоне и уровень колес поезда за вычетом платформы. По логике нужно прыгать, но прямо перед вашим носом на стене тоннеля – толстые скрутки проводов, кабелей, какие-то металлические ящички и переходники. В животе гуляет холодок страха: а вдруг ударит током? Состав занимает почти все пространство тоннеля: внизу, под вагоном, остается место только для одного человека. Так мы и идем вдоль состава, глядя в затылок друг другу. Начинает прибывать дым – и ощущение реальности происходящего заставляет все чаще наступать на пятки соседу.

Цепочка из 50 пассажиров-курсантов движется к станции по невысокому бетонному парапету, справа от рельсов. До «Востока» еще с полкилометра… Навстречу нам, толкая перед собой вагонетку с защитным экраном, бегут четверо спасателей в теплоотражающих костюмах. Они прокладывают в тоннеле рукавную линию, через которую к горящему поезду пойдет вода. Линия проложена. Бойцы МЧС один за одним забираются в последний вагон поезда – начинается спасение пострадавших.

Только в фильмах все выглядит просто и быстро: спасатель забежал в горящий дом и выбежал назад с раненым на руках. На деле же (даже при отсутствии температурного фактора и едкого дыма) вынести человека из вагона трудно. Защитный спецкостюм и аппарат для дыхания за плечами весят более 15 кг. Свобода движений ограничена, габариты спасателя увеличиваются на несколько десятков сантиметров. В итоге пробежать через разделяющие вагоны двери – проблема. Вернуться с пострадавшим на руках – вообще трудноразрешимая акробатическая задача. Раненых укладывают на вагонетку и доставляют на станцию: носилки в условиях тоннеля менее эффективны.

В это время полным ходом идет тушение первого и второго вагонов электропоезда. Пожарные рукава проложены через весь состав к «голове». Кроме того, поезд заливают снизу… Из кабины машиниста хорошо видно, как по тоннелю со стороны станции «Московская» бежит вторая группа спасателей со скрутками пожарных рукавов. Дым виднеется уже далеко за их спинами: система дымоудаления обеспечила вытяжку в сторону, противоположную эвакуации пассажиров.

Огонь побежден. Раненые доставлены в городские клиники каретами скорой помощи. На часах – 3.30 утра. В принципе, все. Осталось только скрутить рукава, снять с себя мокрые от пота костюмы и подвести предварительные итоги учений…

— Теракты в московской подземке, недавний пожар в метрополитене Бостона – все это свидетельствует о том, что риск возникновения нештатной ситуации под землей велик. И нужно быть готовыми адекватно действовать в непростых условиях, — считает Руслан Лихоманов, и.о. начальника Минского городского управления МЧС. – Мы не ставили своей целью показать рекордное время ликвидации нынешнего условного пожара в тоннеле. Главная задача – отработать порядок действий оперативного штаба, получить навыки управления имеющимися в городе силами и средствами. Метро – крайне тяжелый для тушения объект. Здесь специфическая архитектура, здесь существует постоянная угроза безопасного входа и выхода подразделений МЧС. Именно поэтому раз в год мы проводим масштабные учения на объектах метрополитена. Они выявили ряд проблем, над которыми предстоит серьезно работать. Например, обычные радиостанции, которые мы используем для связи на пожарах в городе, негодны в условиях тоннелей. Поэтому метрополитен закупил нам специальные, транкинговые. В этот раз спасатели использовали аппараты на сжатом воздухе, которые позволяют работать под землей до четырех часов (раньше это время не превышало 30 минут). Кроме того, опробована вагонетка, на которой к горящему составу доставлялись пожарные рукава, а к станции транспортировались раненые. Это наша пилотная разработка, которая показала высокую эффективность. Поэтому планируем выйти с ходатайством к городу о закупке еще 10 таких тележек. Подобные учения пройдут и в следующем году: это бесценная возможность для спасателей открыть для себя все сложности и нюансы работы под землей.

----------------------------------

Прямая речь

Олег КРУГЛОВ, главный ревизор по безопасности движения Минского метрополитена:

— Нет ничего страшнее пожара в метро. По расчетам ученых, вагон выгорает за 10—12 минут. При этом в тоннель выделяется токсичный черный дым, из-за которого потом приходится закрывать на ремонт целые станции. Сложностей и специфики под землей, действительно, много: это и контактный рельс с постоянным напряжением 825 Вт, и постоянный приток воздуха, и ограниченность пространства для действий... Учиться однозначно надо: по картинкам метро не прочувствуешь и не поймешь.

Единственный случай с возгоранием вагона произошел в Минске в 2002 году. Из депо «Могилевское» выехал состав, в хвосте которого произошло короткое замыкание. Пока машинист гнал пустой поезд на станцию, петляя по тоннелю, дым не был виден. Пожар обнаружился только при въезде на «Могилевскую». Первыми к тушению приступили машинисты и работники станции, вскоре к ним присоединились сотрудники МЧС.

Если говорить о прошедших учениях, отмечу высокий должностной уровень их проведения. И конечно, новинку — вагонетку, которую разработали сами спасатели. На мой взгляд, конструкция очень удачна. Имеет смысл поставить ее производство на поток.  

----------------------------------

Цифра

В ночных учениях на станции метро «Восток» участвовали 115 спасателей, 50 курсантов, 40 единиц специальной техники, а также сотрудники ГАИ и врачи «скорой». 

----------------------------------

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter