101 звонок для Ирины

Накануне 8 Марта корреспондент «СОЮЗа» побывал на «передовой» службы спасения

ЭТИХ девушек называют «передовой» Министерства по чрезвычайным ситуациям. Именно им первым пострадавшие и случайные свидетели сообщают о пожарах, покореженных авто и обрушившихся зданиях. И просят помощи. Они — диспетчерская служба 101. Голос и уши спасателей. Тактики, которым за считанные мгновения необходимо сориентироваться, сколько единиц техники выслать на то или иное ЧП. Психологи, которые умеют успокоить испуганных и паникующих собеседников. Накануне Дня женщин корреспонденты «СОЮЗа» заглянули на рабочее место диспетчера центра оперативного управления МЧС старшего сержанта внутренней службы Ирины Сувалко.


У женщин о возрасте спрашивать не принято. Поэтому ограничимся вопросом об опыте работы. В МЧС Ирина восемь лет. Три последних года по графику «сутки через двое» — за диспетчерским пультом.


— Что эта профессия действительно моя, я поняла только со временем. А двигала мной, когда сюда устраивалась, случайность. Сестра у меня диспетчером в районной части работает. А у нее в нашей структуре муж. Хотя сама оканчивала техникум по специальности «микроэлектроника». И все премудрости постигала уже в учебном центре.


Ирина вспоминает свой первый рабочий день за пультом. Попала в серьезный переплет. Одновременно вспыхнули пожары на заводе, в нескольких квартирах, бабушке на голову свалилась ледяная глыба...


— Поначалу каждый случай пропускала через себя. Слишком восприимчивой была. Как сейчас помню. Проработала только месяц. Звонок. Адрес — улица Гамарника. Горит квартира. Хозяйка отрезана огнем и к выходу не может даже подобраться. Она только одно кричала в трубку: «Горит!» Ее спасли. Я просто прыгала от счастья. Сейчас эмоции стараюсь сдерживать. Хотя людей, понятное дело, жалко, — рассуждает диспетчер Сувалко.


А должны ли у сотрудников экстренной службы быть эмоции? Ирина Сувалко считает: в их деле важно оставаться хладнокровным и спокойным.


— Многие в критических ситуациях теряют адекватность. Могут даже адрес не выговорить или забыть. Как в таком случае вытянуть нужную информацию? Самому говорить спокойнее. Не передавать свое волнение. Тогда и собеседник почувствует себя увереннее.


А вот без терпения и умения сконцентрироваться действительно не обойтись. Диспетчеры признаются: звонков порой так много, что голова кругом идет и валерьянку пить приходится. Пик — в выходные и праздники. Вот и недавний «мужской» день 23 февраля не стал исключением.


— Когда в жилом доме в микрорайоне Серебрянка случился взрыв, нам столько одновременно стали звонить людей... Видите на телефоне 25 лампочек. Это 25 линий. Так вот в тот вечер горели все и сразу... Мы физически не успеваем обработать столько звонков. Одновременно поступали вызовы еще по девяти адресам. Как перераспределить технику? Как оперативно ответить людям, которые страшно нервничают на том конце провода?..


Ирина серьезна и немногословна, как все спасатели. Разговоры — по службе. За день только в Минске диспетчеры центра оперативного управления МЧС обрабатывают около полутора тысяч звонков. И реальная опасность грозит далеко не всем звонящим. Одному из ста.


— Люди ошибаются номером. Путаются в цифрах. Дети балуются. Случается, хамят и бросают трубку. Предупреждаем: определяется номер. Набираем сами: прекрати хулиганить, сейчас вызовем милицию. Впрочем, мы прекрасно можем различить, где баловство, а где действительно чрезвычайная ситуация. По голосу, интонации, наводящим вопросам. Называют адрес в условном микрорайоне Сухарево. Квартира 20. Прикидываешь, ага, 1–й подъезд. Спрашиваешь этаж. Отвечают: первый. Хотя понятно, что должен быть четвертый–пятый, — приводит примеры Ирина Сувалко.


Об этих случаях диспетчер вспоминает с улыбкой. Но хватает и таких, от которых на глаза наворачиваются слезы. Чтобы весь «колорит» прочувствовал и я, Ирина включает запись переговоров. На том конце провода ее на чем свет стоит костерит пьяный мужской голос...


— К сожалению, так бывает часто. Почему? Я и сама бы это хотела знать. Мужчину, которого вы слышите, отправили на 15 суток. Какое он имеет право меня оскорблять? — возмущается Ирина. — Другое дело, если люди слишком нервничают, когда, по их мнению, техника слишком долго добирается на пожар. На такое мы стараемся реагировать мягко. Просто успокоить: «Машина скоро будет».


...Ирина отработает сутки и вернется домой — к мужу, ребенку и собаке. Дочитает любимую книжку Мураками. Как только сойдет снег, сядет на велосипед. Это очень помогает расслабиться, обрести душевное равновесие. Чтобы, придя на работу и заняв место у оперативного пульта, в сотый и тысячный раз сказать спокойно и уверенно: «Дежурная служба МЧС. Чем вам помочь?».


Кстати


Национальный статистический комитет составил обобщенный портрет современной женщины Беларуси. Ей 42 года, по национальности она белоруска. Родным языком считает белорусский, хотя разговаривает по–русски. Жить предпочитает в городской местности. Образование — высшее или среднее специальное. Замужем. Матерью в первый раз стала в 25 лет.


Компетентно


Виталий Новицкий, пресс-секретарь Министерства по чрезвычайным ситуациям:


— Коллеги–мужчины, которые работают на 101, отмечают, что девушки на этой должности гораздо стрессоустойчивее, легче переносят конфликтные ситуации. Да и по скорости принятия решений порой опережают.


deu@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter