100 шедевров для "Третьяковки"

На самом деле из нашего Национального художественного музея в Третьяковскую галерею в Москву поедет 105 картин или даже 109.
На самом деле из нашего Национального художественного музея в Третьяковскую галерею в Москву поедет 105 картин или даже 109. Но среди музейщиков уже разнеслось, как лозунг, как пароль: 100 картин для "Третьяковки"! Выставка откроется 24 мая, в день святых Кирилла и Мефодия, в зале на Крымском валу. Наш музей выезжает из родных стен впервые. Да еще в Год культуры Беларуси в России, да еще в свой юбилейный, 65-й с момента основания, год. Все сошлось воедино - ответственность! Естественно, хочется объять необъятное: показать коллекцию в развитии - от икон до конца XX века. Естественно, хочется блеснуть шедеврами. "Но хранители, как всегда, ставят нам красные флажки, - говорит Надежда Усова, заместитель директора музея. - Они правы - некоторые вещи лучше не транспортировать. Например, Врубель - есть прекрасный портрет, но это - пастель. Опасно, может осыпаться. Повезем масло..."

Есть еще один важный аспект: зарубежные "гастроли" не должны оголить собственную экспозицию. На три недели Национальный музей не закроешь даже ради "Третьяковки".

Тем не менее работы отбирались самые значительные. Разумеется, Бялыницкий-Бируля, Рущиц, Жуковский - наши соотечественники, прославившиеся в Варшаве, Санкт-Петербурге и Москве. Само собой, "белорусского" Репина повезут - "Лунную ночь в Здравнево" (7 лет живописец жил и работал летом на своей даче в Витебской губернии). Шедевры Тропинина, Брюллова, Боровиковского - обязательно. А также решено блеснуть "эрудицией". Будут представлены малоизвестные художники XIX века: например, Будкин - а почему, собственно, должны быть имена только из первого ряда? И опять же Юзеф Олешкевич - масон, товарищ Адама Мицкевича (поэт посвятил художнику поэму "Дзяды"). Или, скажем, представитель иной эпохи, но такой же малоизвестной москвичам Иегуда Пэн. Выставятся его "Завтрак" и "Портрет Шагала". Местечковое, самобытное еврейское искусство, которое стало толчком к знаменитой парижской школе Сутина и Шагала, для многих, несомненно, будет открытием.

Что касается белорусской советской живописи, то в "Третьяковку" отправятся наши классики: Ахремчик, Маслеников, Савицкий, Щемелев, Ващенко, Громыко, Данциг, Стельмашонок. А также представители "исчезнувших" направлений: белорусский фовист Филиппович ("Битва на Немиге") и импрессионист Кудревич ("Утро весны" - его единственная чудом сохранившаяся работа, остальные уничтожены самим художником после жестокой критики...).

Страховочная цена выставки, определенная "Белгосстрахом", - весьма умеренная, вернее, символическая - 27 тысяч долларов. На самом деле картины ХIХ века уже бесценны, а многие работы ХХ века, как, например, картины Александра Кищенко или Зои Литвиновой, сейчас так дороги, что, случись нужда, музей будет не в состоянии их купить. Но "Третьяковка", приезжая летом в Минск, тоже страховалась "по-братски", символически: во-первых, речь идет о сотрудничестве дружественных стран, а во-вторых, редкий мировой банк осилит настоящую цену шедевров живописи.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter