100 процентов творчества

Репортаж с урока математики
Репортаж с урока математики

Математики я с детства боюсь. И когда спешила на урок Игоря Дремука, преподавателя Гомельского городского лицея, точно наступала на горло собственным предпочтениям. «Вот бы на физкультуру или труд», — мечталось про себя. Но уж больно интересным математиком прослыл в областном центре Игорь Степанович — новатором и «неформалом», у которого в учениках — множество победителей и призеров различных олимпиад.

...Мужчина баскетбольного роста вырос в дверном проеме кабинета. Рассеянно поправил очки. Пожалуй, больше учитель музыки или литературы, чем... тут уж пришлось стукнуть себя по лбу. Да ведь его отец — Степан Иванович Дремук — известный в Гомеле художник! Надо же, в творческой семье — и такое призвание!

— Не люблю математику, — на всякий случай предупредила педагога, прежде чем отправиться на «галерку».

— Вам, видно, преподавали ее, как бухгалтерию? А ведь ничего общего! Математики не сухари, точно вам говорю, — проводив к последней парте, учитель занял привычную позицию у доски: «Ну, солнцы мои дорогие, повторяем схему Горнера».

«Солнцы», они же девятиклассники и сплошь мальчишки, не прятались под парты, а как–то весьма воодушевленно и хором начали припоминать программу прошлого года. Говорить вслух и дискутировать здесь принято. Меня еще по пути в кабинет об этом предупредили: шумные уроки — это уроки 38–летнего Дремука, которого в лицей пригласили три года назад из одной средней школы. По рассказам коллег, начинал он преподавать, когда был еще студентом–пятикурсником, и уже тогда слыл экспериментатором. Например, виртуозно подтягивал слабеньких и середнячков до высшего уровня «принципом спирали»: сначала проходил с детьми программные темы, решая простейшие задачи, потом возвращался к ним же, подступаясь к более сложным заданиям. Эффект — особые успехи по предмету и высоченный процент поступления. А еще десятки подростков, завороженных математикой. Собственно, в том и «фишка» Дремука: являть детским умам математику как увлекательную философию и сплошное творчество, влюбляя по уши в науку.

Лирическое отступление учителя для меня: «Математические законы, если хотите, это готовая конституция. В нашей науке разрешено все, что не запрещено. Дойти до разгадки задачи можно разными путями. Главное — не нарушать законы. С точки зрения математического анализа, можно разложить по полочкам любую жизненную ситуацию и найти в этот момент единственно правильное решение. Математика — это мировоззрение! Изучая ее, дети учатся интеллектуальному творчеству и уважению к законам. Нет, математикой увлечь подростка гораздо легче, чем, скажем, мировой культурой. Вот там учителям приходится туго».

Так–так–так... Кто–то, кроме меня, тоже завяз в Горнере. Легкое недоумение на единственном лице: «На что делить?»

— Батенька, вы меня зарезали. Давайте по–другому, — и взмах губки, метнувшейся по доске, напомнил мне взмах дирижерской палочки. Но до формул не дошло. Дремук передумал. Точно не знаю, что случилось, только вся ученическая гвардия вдруг поднялась — в разгар урока–то — и столпилась вокруг него. Учитель на тетрадном листке живенько что–то вычерчивал. Мальчишки понимающе закивали, загудели, зажужжали.

— Отлично, пишем самостоятельную работу.

У меня — море вопросов. Разумеется, не о Горнере, а о той свободе и непринужденности, с которой пролетел урок. У мальчишек на лицах — тихое уважение равных к равному. Дремук вообще нравится. С ним легко. Напряжение снимает анекдотами о... математике. Повысить голос на уроке? Как можно: его ученики — элита, «талантища». Считать себя умнее школьников? За ним такого не водится, ибо уверен: у них надо учиться.

Простой набор простых вещей. И встречается в учительском мире довольно часто. Но только выделяет Дремука что–то на фоне многих. Думаю, не только средние 70 баллов по централизованному тестированию, которые показали его ученики (среднереспубликанские 27), и не почти 100–процентное поступление в учебные заведения. А, как мне показалось в те 45 минут урока, очень бережное отношение к внутренней свободе своих подопечных и твердость принципа: «Не глушить личность».

— Знаете, главное для меня — не обмануть ученика, — рассказывает Дремук. — Еще в студенческие годы, когда я уже учительствовал, у меня был случай. Мы отправились в Ленинград с детьми на экскурсию. Одна из девчонок никак не хотела засыпать, и я пообещал, что завтра утром, когда проснется, у нее под подушкой будет яблочко. Но забыл! Вот с тех пор у меня в ушах стоит ее возмущенный крик: «Вы обманули!» И я стараюсь всегда оправдывать детские надежды.

Фото Андрея НОВИКОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter