100 лет назад родился белорусский драматург Аркадий Мовзон

Его настоящее имя и фамилия – Арон Иосифович Мовшензон. 

Автор пьесы «Константин Заслонов» появился на свет в Витебске в рабочей еврейской семье 23 сентября 1918 года. 
Поначалу и сам он выбрал рабочую стезю. В неполных 17 лет окончил Витебское фабрично-заводское училище и поехал на поиски счастья в Минск. Днем работал токарем на заводе «Коммунар» (ныне Станкостроительный завод имени Кирова), а вечерами учился в драматической студии при БГТ-1 – так назывался в те времена Купаловский театр.

Не проучившись и года, он вернулся в Витебск и вплоть до войны работал актером и ассистентом режиссера в БГТ-2 (ныне Национальный академический драматический театр имени Якуба Коласа). 

rustheatre.by

А после войны – новый поворот. В 1945 году он написал свою первую газетную заметку, а в 1946 году возглавил отдел культуры газеты «Витебский рабочий». 

Именно в ту пору Мовзон и пишет свою знаменитую пьесу, которая в считанные годы обошла все сцены Советского Союза. Она имела настолько ошеломляющий успех, что все уже и позабыли, что первым о Заслонове написал вовсе не Мовзон, а поэт Иосиф Уткин. Его «Баллада о Заслонове и его адъютанте» была опубликована в 1943 году.

Мовзон же написал свою пьесу в 1946 году. Премьера ее состоялась 9 мая 1947 года – во вторую годовщину победы в Великой Отечественной войне. Зал был до краев заполнен генералами и партийными деятелями. Постановку осуществил режиссер Константин Санников, музыку к ней (помпезную, для большого оркестра!) написал Дмитрий Лукас, в главных ролях выступили Борис Платонов (Заслонов), Глеб Глебов (Кропля) и его жена Ирина Жданович (Аня Крушина). 

Все они в 1948 году удостоились за этот спектакль Сталинской премии II степени. Санников вдобавок получил звание народного артиста БССР и в тот же год возглавил театр. 

А Мовзона и Лукаса решено было не награждать. Мовзона – потому что «космополит», Лукаса – потому что музыка не понравилась партийному начальству, и на съемках фильма его заменили Анатолием Богатыревым.

Фильм «Константин Заслонов», снятый в 1948-1949 году по сценарию Мовзона, – это особая история. Достаточно сказать, что в 1949 году он занял второе место во всесоюзном прокате, его посмотрело почти 18 миллионов зрителей. Но сколько же было вокруг него скандалов, дрязг, замен одних актеров на других!

В 2005 году московский киновед Валерий Фомин опубликовал в российском журнале «Кинофорум» докладную записку секретаря ЦК КП(б) БССР Михаила Иовчука от 29 января 1949 года, адресованную в Москву секретарю ЦК ВКП(б) Пантелеймону Пономаренко. В ней он ругает фильм, а больше всего Мовзона, который «не показал значение исторической речи товарища Сталина», и прочее в том же духе.
Тем не менее, премьера фильма 12 сентября 1949 года прошла с триумфом. Режиссеры-постановщики Александр Файнциммер и Владимир Корш-Саблин, а также пятеро приглашенных российских актеров (но не белорусы!) удостоились Сталинской премии III степени. Мовзон вновь ничего не получил.

Однако с 1951 года он работает начальником сценарного отдела «Беларусьфильма», а с 1965 по 1971 год – редактором репертуарно-редакционной коллегии Министерства культуры БССР. 

В эти годы он пишет множество пьес, в основном на современную тему. Поднимает нравственные проблемы. Его особенно любят в Русском театре имени Горького. 

В 1962 году режиссер Яров ставит его пьесу «Под одним небом». В спектакле блистают юные и прекрасные Белла Масумян, Зинаида Асмолова, Людмила Былинская, Ростислав Янковский. 

В 1969 году еще одна замечательная премьера – «Всего одна жизнь» в постановке заслуженного деятеля искусств Казахской ССР Мара Сулимова.

И это только небольшая часть того, что ставилось на сцене, публиковалось, вызывало споры.

И, конечно, не стоит забывать о двух его фильмах на современную тему: «Зеленые огни» (премьера 21 апреля 1956 года; сценариста вскоре после этого обвинили чуть ли не в плагиате) и «Впереди – крутой поворот» (премьера 6 декабря 1960 года). В фильме раскрывается сложная нравственная тема. Шофер сбил женщину, проезжавший мимо инженер не оказал ей помощь, и в результате его жизнь рушится.

Стоит упомянуть, что в обоих фильмах звучит музыка полузабытого классика белорусской эстрады Юрия Бельзацкого – еще один повод их посмотреть. 

В 1971 году Мовзон уходит из министерства и остается не у дел. Его пьесы, еще недавно столь популярные, исчезают из репертуара. Трудно сказать, отчего так получилось, но факт остается фактом. 19 августа 1977 года он уходит из жизни в возрасте 58 лет. Его тихо хоронят на Северном кладбище и на долгие годы забывают.  

Помню, как оскорбили меня несколько лет назад откровения одного главного редактора, потешавшегося над его 92-летней вдовой. А вдова всего-то позвонила ему и спросила, можно ли забрать рукописи, и почему Аркадия Иосифовича столько десятилетий нигде не печатают. Надеюсь, эти рукописи сохранны и ждут, когда к ним прикоснется благожелательная редакторская рука. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter