“Жигули” под прицелом. В прошлом году в Беларуси чаще всего похищали иномарки, но самая «любимая» у злоумышленников марка – ВАЗ.

У меня под окном стоят старенькие “жигули”. Недавно заметил, что машину явно пытались угнать, но, видимо, кто-то вспугнул угонщиков. Неужели кому-то могла понадобиться такая колымага?Антон Сморгович, Минск

У меня под окном стоят старенькие “жигули”. Недавно заметил, что машину явно пытались угнать, но, видимо, кто-то вспугнул угонщиков. Неужели кому-то могла понадобиться такая колымага?
Антон Сморгович, Минск

Как ни удивительно, машины марки ВАЗ — самые популярные у автоворов. В 2010 году злоумышленники похитили 507 автомобилей этой марки. Почему? Дело в том, что эти машины редко оборудуют системой сигнализации, так что вскрыть старый жигуленок проще простого, хотя поставить masterlock дело достаточно несложное.
— Угоны часто совершаются в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, — рассказывает заместитель начальника 2-го управления ГУ уголовного розыска криминальной милиции МВД Олег Савчук. — Просто так, покататься. Угнанную машину найти нетрудно. Злоумышленник попользуется транспортным средством и бросит его. Максимум прихватит с собой магнитолу. А вот крадут ВАЗы в основном для продажи на запчасти. Пользуются тем, что хозяева не оборудуют такие машины сигнализационными системами. Невыгодно. Ведь стоит автомобиль меньше, чем сигнализация.

Понадеялся на авось

Впрочем, в “общем зачете” по количеству угонов и краж все же лидируют иномарки. И здесь преступники разрабатывают целые схемы по обнаружению машины, подготовке канала и места сбыта, переправке автомобилей за границу. В Беларуси сбыть краденое авто затруднительно. Дело в том, что в стране налажена очень жесткая система постановки на учет, осуществляется контроль за документами, предоставляемыми для регистрации. Увозят машины на продажу в Россию, на Кавказ. Переваривают площадку автомобиля, перебивают номера — тогда вычислить транспортное средство очень проблематично. Указать на то, что машина краденая, может только специальное исследование. Но чтобы его провести, нужна дополнительная информация. А ведь каждую машину определенной марки и цвета не проверишь.
Сотрудникам милиции удалось пресечь деятельность организованной группы, поставлявшей в Россию ворованные авто из Беларуси.
— Преступники специализировались только на дорогих автомобилях, — рассказывает Олег Савчук. — “Ауди А6”, “Лексус”, “Тойота”. Каждая машина стоит не меньше 50 тысяч долларов. Похитители пользовались беспечностью владельцев авто. Угонялись машины, хозяева которых дополнительно не установили сигнализационные системы, надеясь на сигнализацию, установленную заводом-изготовителем.
Видимо, автолюбители надеялись на то, что у злоумышленников не возникнет сомнения — в такой дорогой машине непременно должна быть какая-то сигнализация. Однако те, вопреки логике, просто вскрывали машины и увозили их в Россию. Сбывали там краденые автомобили в пять раз дешевле рыночной стоимости. Сегодня канал поставки уже перекрыт, а все подозреваемые по делу задержаны.

“НЕвременное” пользование

В последнее время в Беларуси нашли лазейку российские “дельцы”.
— Болевая точка сегодня — это прокат автомобилей, — говорит Олег Савчук. — Россияне приезжают к нам, берут по поддельным документам напрокат автомобиль и исчезают.
Недавно в столице задержаны четверо жителей Московской области, которые несколько раз наведывались в Беларусь. По описанной схеме им удалось сбыть украденный таким образом “мерседес”, но следующая махинация не удалась. На выходе из автосалона дельцов ждали сотрудники милиции. Теперь россиянам грозит до 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
— МВД выступало с предложением о необходимости установки систем слежения на прокатные автомобили, — рассказывает Олег Савчук. — Системы дают возможность блокировать двигатель, следить за машиной. Во всех договорах указано, что на прокатном автомобиле запрещено выезжать за пределы Беларуси. Был случай, когда россияне приехали взять машину напрокат. Уверяли, что будут в Беларуси заниматься бизнесом. На самом деле их документы были поддельными, а автомобиль они собирались вывезти в Россию. На транспортном средстве была установлена система слежения. Когда хозяйка увидела, что прокатный автомобиль подъезжает к границе, она заблокировала работу двигателя. Злоумышленникам пришлось бросить машину.
Правда, владельцы салонов проката автомобилей не спешат оборудовать транспортные средства системами слежения. Говорят, что это очень затратно. Однако потеря автомобиля приносит гораздо больший урон бизнесу, чем установка необходимого оборудования.

Универсальное средство

С каждым годом краж и угонов автомобилей становится все меньше. К примеру, в 2009 году было совершено 1959 подобных преступлений, 1467 из которых были раскрыты. А в прошлом году злоумышленники “посягнули” на 1647 машин; 1343 преступления было раскрыто.
— Количество преступлений снизилось во многом потому, что ужесточено наказание за угоны и кражи автомобилей, — говорит Олег Савчук. — Сегодня за угон злоумышленнику грозит до семи лет лишения свободы, а за кражу — все десять. Как уберечь себя от угона или кражи? Есть одно универсальное средство: оборудовать машину сигнализационной системой. Это “противоядие” принято во всем мире. И радует, что люди начинают это понимать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter