“Земля на заботу отвечает богатым урожаем”, — убежден Герой Социалистического Труда, прославленный комбайнер Николай КороткевиЧ

С особым вниманием следит за жатвой прославленный некогда комбайнер из бывшего совхоза (ныне СПК) “Кормянский” Кормянского района, Герой Социалистического Труда Николай Короткевич. Что думает о дне сегодняшнем и перспективах села именитый хлебороб? Как живется ему на заслуженном отдыхе? Об этом поинтересовался у Николая Александровича корреспондент “НГ”.

— В доме я один, — посетовал он. —  Татьяну Ивановну свою схоронил уже много лет назад. Чтобы не сидеть без дела да не  предаваться горестям, держу кое-какое хозяйство, вспахиваю огород и даже выращиваю виноград. На лето ко мне приезжают внуки. Помогают сын и дочь, они живут неподалеку. На работу в хозяйство я, конечно же, уже не хожу. Но среди механизаторов бываю почти каждый день. Даже отправляясь в магазин за покупками, не поленюсь пройтись дальней тропинкой, что ведет к мехдвору. Поговорю с ребятами — и словно сил прибавляется. Для меня такие встречи лучше всякого доктора.
— Какое же настроение у ваших нынешних коллег?
— Знаете, теперь гораздо получше. Искринка в глазах у людей появилась. Государство в последние годы крестьянству уделяет больше внимания. Появилось много мощной техники, в том числе, что немаловажно, отечественной. Это — главная опора села. Как комбайнера меня прежде всего интересуют жатвенные агрегаты. Хорошую машину — КЗС-10К и другие в этой модификации — выпускают на “Гомсельмаше”. Ее бы несколько доусовершенствовать — будет незаменимая техника в руках крестьянина. А вот “Лиды” чем-то напоминают мне немецкий Е-516, на котором когда-то работал. Чуть, бывало, влажность нивы повыше или еще что-то не по нем — не вымолачивает до конца зерна, как ни старайся.
— Какой, на ваш взгляд, урожай соберет нынче страна?
— Намолоты этого года скромнее прошлогодних. Минувший год был особенно урожайным для зерновых. Но год на год, как известно, не выпадает. К тому же серьезно осложнили уборку дожди, пронесшийся ураган. Объективно надо быть готовыми к потерям, не зависящим от хлеборобов. Но, несмотря на эти трудности, полагаю, что в пределах крепких 6 миллионов тонн зерна в амбарном страна соберет.
Меня особенно волнует то, что недостаточно внимания уделяется земле. Пашня беднеет от недостатка удобрений. Соответственно, хуже родит. В бытность моей работы комбайнером наше хозяйство намолачивало за год по 5 тысяч тонн зерна. Теперь же этот показатель не превышает и 3 тысяч. Это при том, что к нашему хозяйству присоединили часть земель двух соседних. Парадокс: земли стало больше, а зерна меньше. Спрашиваю у агронома: “Почему так?” Он отвечает: “Удобрений вносим недостаточно”.
— Следили за селекторным совещанием, которое проводил накануне уборки Президент Александр Лукашенко?
— Ну как же я мог пропустить такое мероприятие!
— Между прочим кое-кто утверждает, что, дескать, не президентское это дело заниматься косьбой-молотьбой...
— Президент у нас — как хозяин в семье. А хозяину до всего есть дело. Захромала корова — он ищет ветеринара. Нет во дворе дров — хозяин отправляется в лес. Так было всегда. Так почему же мы должны отказываться от годами  выработанной практики?
По опыту знаю и о другом: нашего мужика если не подшевелить, то он еще долго раскачиваться будет. Того и гляди зерно осыплется.
Из услышанного на селекторном совещании порадовало то, что в нынешнем году, в отличие от прежних, сельчане не ощущают дефицита горючего и денег. Это придает людям уверенности. Жатву мы обязательно выиграем!
— Хотелось бы узнать ваше отношение к Государственной программе возрождения и развития села на 2005—2010 годы?
— Затея в целом неплохая. Другое дело, насколько удачно она будет воплощена в практику. Говорю об этом потому, что и в советские времена по селу принималось немало толковых программ. Но все они по разным причинам были свернуты раньше времени.
В отношении нынешней программы меня настораживают три обстоятельства. Первое. Как быть с деревнями, которые оказываются вне границ так называемых агрогородков? Неужто снова придется относить их к неперспективным, и не породит ли это социального неравенства среди сельчан?
Второе. Почему, когда речь заходит о программе, все упирается только в строительство этих самых агрогородков? Но ведь программа — это комплекс мероприятий для села. В ней, на мой взгляд, важнее всего то, что обеспечивает устойчивое производство продукции. Однако пока недостаточно говорят об улучшении плодородия почв, коренном переломе в животноводческой отрасли, переоснащении хозяйств техникой и многом другом, на чем зиждется весь АПК. Станем достаточно зарабатывать — отстроим самые распрекрасные агрогородки.
Наконец, третье. Настораживают подходы к закладке агрогородков. У нас в Коротьках он тоже будет. Для этого уже много сделано в прежние годы. Осталось кое-что достроить. Но что это за объекты? Например, баня с бассейном. Баня, безусловно, нужна. Но вот бассейн — это еще как посмотреть. Может, пока хватило бы и озера возле деревни. А средства направить на покупку тех же комбайнов, парк которых в хозяйстве не обновлялся уже десять лет.
Скоро “Дажынкi”. Замечательный праздник. Его ждут те, кто сегодня ударно трудится на хлебной ниве. Он стал частичкой жизни сельчанина. Я по-прежнему сторонник этого замечательного мероприятия. Несколько по-иному, разве что, следует подходить к оценке труда комбайновых экипажей. Наивысший намолот — это, конечно, хорошо, но не менее важно качество уборки. К сожалению, потери зерна на стерне пока еще не везде подсчитывают.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter