«Завод – наша общая семья»

В понедельник 29 мая Минскому тракторному заводу исполняется 60 лет!

Александр  Пуховой  уверен, что  в  Беларуси  создана  и  развита  своя  школа  тракторостроения мирового  уровня

29-го и 30 мая большой праздник отмечает одно из самых крупных и успешных белорусских предприятий. Минскому тракторному заводу исполняется 60 лет! Дата солидная, поэтому на предприятии готовится обширная программа торжеств и мероприя-тий. Накануне юбилея корреспондент «Р» встретился с генеральным директором завода Александром Пуховым. 

— Александр Алексеевич, с какими результатами завод пришел к своему 60-летию?

— МТЗ сегодня – один из крупнейших производителей тракторной техники в мире и абсолютный лидер в производстве тракторов среди стран СНГ. Назову лишь несколько цифр. В прошлом году мы произвели 43 тысячи тракторов, в этом планируем выпустить 50 тысяч. Модельный ряд нашей техники насчитывает свыше 60 базовых моделей и 100 модификаций. Мы продаем свою продукцию более чем в 125 стран мира. На предприятии работает 22  с лишним тысячи человек, средняя зарплата эквивалентна 450 долларам. Огромный интеллектуальный, производственный и экспортный потенциал позволяет нам конкурировать на равных с такими известными грандами, как «Джон Дир», «Клаас» и «Нью Холланд». 

— Можно ли сказать, что в Беларуси теперь создана своя школа тракторостроения?

— Действительно, и я считаю, что это одно из основных наших достижений. Эту школу создавал весь Советский Союз, а мы ее сохранили и развили. Сегодня на нашем предприятии в научно-техническом центре работает 485 инженеров, среди них два доктора технических наук и 10 кандидатов. Подготовка кадров по профилирующим дисциплинам ведется в нескольких вузах страны. При заводе организованы кафедры, на которых ведется научно-практическая работа и в то же время обучение студентов. Здесь они изучают историю и традиции МТЗ, привыкают к своим будущим рабочим местам, становятся частью фирмы, частью общей семьи завода. 

— А ведь еще совсем недавно распад Советского Союза мог поставить будущее завода под угрозу…

— Конечно, это событие не могло не отразиться на МТЗ. В начале 1990 годов у нас, как и на большинстве предприятий, наблюдался спад производства. Но с помощью государства мгновенно была выработана стратегия, как преодолеть кризис. Пришлось заново перестраивать систему управления, начать производство именно тех тракторов, которые нужны рынку, научиться искусству маркетинга… Особенно помог заводу указ Президента Республики Беларусь, в соответствии с которым МТЗ получил реструктуризацию задолженности по налогам и другим платежам в бюджет. Это позволило резко нарастить объемы производства. А сегодня мы и налоги исправно платим, и задолженности погашаем, и  проводим полномасштабную работу по укреплению позиций предприятия на мировых рынках. 

— Насколько тяжело сегодня конкурировать на зарубежных рынках?

— Тяжело, конечно, но вполне возможно. Вот вам интересная информация. По показателю темпа роста чистой прибыли фирм—производителей сельхозтехники в 2005 году «Джон Дир» имел 102,9 процента, «Си-Эн-Аш» – 130,4 процента, «Клаас» – 250 процентов, а МТЗ – 299, 1 процента. Или вот показатель доли чистой прибыли в обороте капитала. «Джон Дир» – доля уменьшилась с 7,03 до 6,89 процента, МТЗ – увеличилась с 4,35 до 9,38 процента. Это означает, что мы идем вперед. И наше движение не остается незамеченным. В прошлом году, например, на МТЗ обратилась одна из крупнейших итальянских компаний по производству сельхозтехники с предложением объединить усилия по продвижению своей продукции. Мы пока прорабатываем этот вопрос. 

— Какие задачи нужно решить заводу на внутреннем рынке?

— Одна из основных — обеспечить подготовку и переподготовку трактористов, которые будут работать на наших машинах. Современный трактор – это уже не просто мотор и колеса, а электроника, управление глубиной вспашки из кабины и так далее. Мы столкнулись с тем, что неумение работать с новой техникой приводит к поломкам. Поэтому за свой счет организовали научно-технический центр по подготовке и переподготовке трактористов, с осени прошлого года начали обучение. Но нужно ускорять это дело, поставить его по всей стране на более широкую основу. И не по 2—3 недели курсы организовывать, а хотя бы по полгода, чтобы в результате получить настоящих специалистов, знающих все нюансы. 

— Говорят, у вас на заводе одна из самых лучших систем премирования работников…

— Все работники цеха, занявшего в производственном соревновании за месяц первое место, получают надбавку 30 процентов от зарплаты. Цеха, занявшие вторые места, — 20 процентов. Вы не поверите, насколько это помогает самодисциплине и самоконтролю. Пьяниц и лодырей выметают сразу, ведь один человек тянет за собой всех. Кроме того, у нас есть Аллея Почета, в ней 75 передовиков производства. Всем им полагается персональная надбавка к зарплате 50 процентов ежемесячно на целый год. Еще есть знак «За трудовое отличие», он подразумевает надбавку 20 процентов к зарплате, а при выходе на пенсию – надбавку к пенсии 10 процентов среднемесячного заработка по заводу. И наконец, почетная грамота, при получении которой выплачивается дополнительно среднемесячная зарплата. Это лишь некоторые стимулирующие составляющие. 

— Каковы планы завода на будущее?

— В соответствии с бизнес-планом перспективного развития МТЗ на 2005—2011 годы предусматривается, что к концу пятилетки мы выйдем на производство 75 тысяч тракторов и машин в год. Экспорт при этом должен составить от 60 до 65 тысяч. Это очень много, особенно если вспомнить, что даже во времена СССР завод максимально выпускал 110 тысяч тракторов в год. Поставлены и цели на более короткий срок. Например, в этом году планируем произвести продукции на общую сумму до одного  миллиарда долларов по объединению. Думаю, мы должны справиться. Однако главная задача — закрепиться на традиционных для ПО «МТЗ» рынках, выйти на новые рынки, а это огромная и непростая работа. Но речь идет об экспорте, и этим все сказано. 

Только цифры

За 60 лет своей деятельности Минский тракторный завод произвел более 3,3 миллиона тракторов марки «Беларус» и поставил за пределы нашей страны около 2,6 миллиона штук техники в более чем 125 стран мира. На различных международных выставках сельхозтехники тракторы «Беларус» завоевали в общей сложности 77 золотых, 6 серебряных и 1 бронзовую медаль. 

Кстати

На новую высоту МТЗ поднял трактор мощностью 300 лошадиных сил. Новый трактор рассчитан на работу с тяжелыми орудиями, легко справляется с плугами на 8—9 корпусов. Машина способна работать по современным интенсивным сельхозтехнологиям, за один проход выполняя сразу несколько операций. Таким образом, этот трактор может заменить 2—3 обычных. 

На снимке: конвейер главного сборочного цеха.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter