“Я обнимаю весь мир”.

Пенсионер из деревни Волконосово Круглянского района Александр Антонович ХАРКЕВИЧ в свои 76 лет чувствует себя абсолютно здоровым.

И вопреки рекомендациям медиков ест много сала и мяса, щедро посыпая пищу солью. При этом бодр и подвижен, с ярким румянцем на лице. Да и артериальное давление у него, как у космонавта, — 120 на 80.

— Но ведь соль в больших количествах очень вредна, — замечаю я.
— Смотря для кого, — весело улыбается Александр Антонович. — Хотя, конечно, знаю, что доктора борются с “белой смертью”. Но у меня, видимо, какой-то особенный организм. Я ем все. На завтрак, например, обязательно суп с яйцом. Не переношу только рыбий жир. И каждый день — сало, и сырое, и жареное. Не могу без этого продукта. Если не подкреплюсь приличным шматком, так руки млеют. И ужинаю всегда плотно. Эта привычка осталась у меня еще с учительских времен, когда возвращался с работы поздно. Многие говорят, что на ночь есть вредно, потому что будет трудно уснуть. Не уснешь, если целый день баклуши бьешь, — шутит Харкевич. — А меня, если засну, даже барабаны не разбудят.

Доброта в цене

У Александра Антоновича своя жизненная философия. Еще будучи подростком, он дал себе клятву: никого не обижать, ни на кого не обижаться и себя в обиду не давать. Это, наверное, и дарит ему здоровье. Правда, признался, что, как любой мясоед, человек он взрывной и вспыльчивый, но очень отходчивый.
Харкевичу ну никак не дашь его 76 лет! Стройный и подтянутый, быстрый на подъем и дела. Сорок лет Александр Антонович преподавал в сельской школе физкультуру. А после выхода на пенсию увлекся резьбой по дереву и изготовлением народных инструментов. За них в 2008-м в номинации “Народное творчество” получил специальную премию Президента Республики Беларусь.
— Народные инструменты, за которые мне вручена премия, это лишь небольшая часть того, что я делаю своими руками, — говорит мастер. — А сколько телег и саней, сделанных в моей мастерской по заказу совхоза, бегает по дорогам! Еще мне заказывают деревянные грабли, ведра, бочки, вырезаю ложки и лопатки. Очень люблю работать с деревом.

Ни минуты покоя

Всю жизнь Александр Антонович не позволяет себе расслабляться, потому и спит не более пяти часов в сутки. Где бы он ни был, что бы ни делал, но утром обязательно не меньше 15 минут отдает зарядке на улице. Его не пугает даже пурга. Наденет специальный плащ — и пошел заниматься! За долгие годы жизни сельчанин изучил свой организм как пять пальцев и знает, какие нагрузки и в каком возрасте наиболее полезны, как нужно дышать, чтобы всегда оставаться в хорошей форме.
— Сегодня я встал 4.40 утра, — рассказывает. — Вначале размялся, потом выполнил бег на месте, после на крыльце сделал специальные упражнения, которые помогают при остеохондрозе и радикулите. В положении лежа я заношу ноги за голову, складывая тело, словно перочинный ножик. Легко отжимаюсь, поочередно поднимая правую и левую ногу. Обязательно делаю наклоны вправо и влево, вперед и назад. Раньше я часто и подолгу бегал, тренируясь на выносливость, теперь с оглядкой на возраст нагружаю глубинные мышцы, — раскрывает секреты своего здоровья Харкевич.
— А можно ли в зрелом возрасте начать заниматься физкультурой? — интересуюсь у Александра Антоновича.
— А почему бы и нет? — отвечает он. — Здоровье человека в его руках. Но физические нагрузки нужно давать организму с умом. Например, если не знать, как дышать при беге, то можно нанести вред сердечно-сосудистой системе. Даже вдох и выдох при выполнении упражнений следует делать правильно. Хотите начать здоровую жизнь? Совершайте пешие прогулки! Затем переходите на бег трусцой, но помните: главное — не навредить организму. Есть настроение? Побежал. Нет? Не надо! В таком случае лучше сделать зарядку или пройтись пешком. Врачи рекомендуют шагать хотя бы по два километра в день. Но, скажем, молодому человеку 18 лет, чтобы нормально развивались внутренние органы, необходимо пройти десять километров в день. В моем возрасте — до пяти километров. Правда, с оговоркой, что человек физически подготовлен. Знаете, если бы мне даже бесплатно предложили автомобиль, я бы от него наотрез отказался.
— Почему?
— Потому что люблю крутить педали, — признается. — На велосипеде ты сам себе хозяин. Едешь и отдыхаешь. Мне сын подарил отличный немецкий велосипед. Жаль, что его постоянно норовят украсть, нигде не оставишь без присмотра, поэтому пришлось пересесть на старый. Раньше трижды в неделю ездил на велосипеде в Толочин, преодолевая 20 километров, и под горку быстро взбирался на велосипеде. Теперь — всего один раз езжу. Во время езды всегда пою. Кругом красота такая, что удержаться от песни невозможно. Видимо, и поэтому у меня до сих пор душа молода.

Жизнь без больничного

Жена Александра Антоновича рассказала, что, как только в местной речке вода становится приемлемой для плавания температуры, супруг каждый день совершает здесь водные процедуры.
— А вы когда-нибудь болеете? — задаю вопрос Харкевичу.
— Практически нет. Могу все случаи по пальцам пересчитать. Раньше я страдал из-за очень сильных головных болей — и в школе, и в армии постоянно носил лекарства в кармане. А потом произошло, можно сказать, чудо. Хотите верьте, хотите нет, но после трех сеансов у Кашпировского и трех у Чумака боли как рукой сняло. После того голова ни разу не болела.
Александр Харкевич рассказал, что его мама живет в Латвии. Ей уже 102 года. Она в ясном уме, подвижна и активна, к тому же, как и сын, не любит подолгу залеживаться в постели.
— Знаете, а я ведь в своей деревне аксакал — практически все мои одноклассники уже умерли, — вздохнул пенсионер. — А когда-то в большом Волконосово по выходным с самого утра звучала музыка. Теперь живет всего-то 13 человек. А так хочется верить, что когда-нибудь деревня снова оживет. Если я сейчас взял бы гармошку в руки, вы не устояли бы и пустились в пляс. Хотите?!.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter