«ВТТВ-Омск-2011»: новая концепция.

Исполнилось 15 лет омской выставке вооружений. Нынешняя стала крупнейшей по масштабам.

С 6 по 9 июля в Омске проходила Международная выставка высокотехнологичной техники и вооружения «ВТТВ-Омск-2011». Организатором выставки выступила государственная корпорация «Ростехнологии» при поддержке правительства Омской области.
Выставочная экспозиция разместилась в региональном Экспоцентре на площади свыше 11,5 тысячи кв. м, в том числе закрытая площадь – 5 тысяч кв. м, открытая площадь – 6,5 тысячи кв. м (здесь демонстрировались 31 единица военной и 18 – гражданской техники). Кроме того, специально к выставке к зданию Экспоцентра был пристроен Конгресс-центр площадью 7 тысяч кв. м.
Первая подобная выставка прошла 15 лет назад, в 1996 году. После этого выставки проводились по нечетным годам, поэтому нынешняя стала девятой по счету и самой крупной по масштабам. Для нее был разработан новый логотип: «Качество космической державы». Изменена была и ее концепция. Если на предыдущих выставках доминировала военная составляющая, то на нынешней приоритет был отдан технике двойного назначения (аэрокосмической, радиоэлектронной, связи). Соответственно, демонстрировалось много гражданских разработок, а также продукции, которую можно использовать как в мирных, так и в военных целях.
В рамках «ВТТВ-Омск-2011» был проведен ряд масштабных мероприятий: расширенное заседание Совета при полномочном представителе Президента РФ в Сибирском федеральном округе и Совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» на тему «О совершенствовании государственного управления и мерах поддержки развития оборонной и гражданской промышленности в Сибири»; Международная научно-техническая конференция «Радиотехника, электроника и связь»; Шестая всероссийская конференция «Проблемы разработки, изготовления и эксплуатации ракетно-космической техники»; круглый стол «Актуальные вопросы развития программы «Сибирское машиностроение»; Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие технического творчества молодежи – необходимое условие подготовки специалистов для высокотехнологичных производств»; Форум «Технологии. Инновации. Будущее»; Межрегиональная научно-практическая конференция «Производство, модернизация, эксплуатация многоцелевых гусеничных и колесных машин. Подготовка специалистов».
Официально выставка имеет статус международной, было объявлено, что ее посетят иностранные специалисты из Саудовской Аравии, Австрии, Франции, Великобритании, Швеции, Алжира. При этом свои экспонаты представила лишь одна зарубежная страна – Республика Беларусь. На открытой площадке Экспоцентра была выставлена техника «МАЗа» и «МТЗ».
В реальности выставка была преимущественно региональной. В первую очередь – областной, во вторую – сибирской. Недаром и открывали ее губернатор Омской области Леонид Полежаев и представитель президента России в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский (бывший губернатор соседней Новосибирской области).
Стенд Омской области был самым большим на выставке –
700 кв. м. На нем были представлены 35 компаний, 200 различных разработок. Одна из площадок была отведена машиностроению (18 организаций, 58 проектов), другая – инновациям. Именно на последней представлены изобретения молодежи (8 организаций, 75 проектов).
Одним из основных экспонентов выставки стало Омское производственное объединение «Полет», которое входит в Государственный космический научно-производственный центр им. Хруничева. ПО «Полет» участвует в производстве ракет-носителей «Протон-М», «Рокот», «Космос-3М», разгонного блока «Бриз-КМ». Но главной его продукцией является производство большинства компонентов семейства ракет-носителей «Ангара». Эти ракеты уникальны модульным принципом построения, то есть из стандартных блоков можно собрать носители разных типов. Грузоподъемность различных вариантов «Ангары» («Ангара-1-2», «Ангара-3», «Ангара-5», «Ангара-5П») варьируется от 1,5 до 30 тонн при выводе груза на низкую околоземную орбиту. Ракетно-космическая отрасль развивается сегодня хорошими темпами, поэтому на «Полете» рост производства в первом квартале 2011 года составил 63 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
На предприятиях Омска изготавливаются амфибийные вездеходы и грузовые платформы семейства «Арктика» на воздушной подушке. «Арктика» используется и в топливно-энергетическом комплексе, доставляя различное оборудование на буровые, и в военных целях (принята на вооружение ВС РФ в 2011 году).
Другим примером техники двойного назначения является созданный в Научно-исследовательской лаборатории Омского государственного технического университета беспилотный летательный аппарат ПП-45. Он весит 3,2 кг, полезная нагрузка (различные приборы наблюдения) – 1,2 кг, продолжительность полета – более 1 ч. Скорость – 75 км/ч (до 150 км/ч при попутном ветре), высота полета – от нескольких метров до 3–4 км. Запускается с руки. Аппарат изготовлен из кевлара, который, впрочем, куплен в США, а аккумуляторные батареи – в Японии.
А в Омском государственном университете разработана технология нанесения жидкого кремния на стекло, в результате чего получается солнечная батарея. Таким образом, из любого оконного стекла есть возможность получать электричество. Эту технологию можно использовать практически везде, осталось только ее внедрить. 
Компания «Гибкие транспортные системы» разработала гибкую транспортную тележку, которая позволит значительно повысить нагрузку на ось для рельсового транспорта, при этом резко снизив износ железнодорожных путей и подвижного состава.
Ряд предприятий продолжает сохранять преимущественно военную специализацию. Так, ОАО «Сатурн», входящее в концерн ПВО «Алмаз-Антей», выпускает радиоэлектронную аппаратуру для различных зенитно-ракетных комплексов и систем (С-300П и В, «Тор» и др.). Омский НИИ приборостроения будет изготавливать систему связи «Корвет» для закупаемых во Франции универсальных десантных кораблей типа «Мистраль». Предприятие работает в интересах ВС РФ, МЧС, спецслужб, создавая для них различную аппаратуру связи. Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова будет выпускать двигатели АИ-222-25 для перспективных учебно-боевых самолетов Як-130, которые только что начали поступать на вооружение ВВС РФ. Предприятие также осуществляет ремонт двигателей АЛ-21 для бомбардировщиков Су-24 и РД-33 для истребителей МиГ-29. Впрочем, на основе этих двигателей осваивается и производство газогенераторов для реализации программы энергетического обеспечения Дальнего Востока.
Разумеется, были представлены на «ВТТВ-Омск-2011» и другие регионы Сибири, где находится около 100 предприятий ВПК. Уже несколько лет действует «Сибирское машиностроение» – межрегиональная инновационная программа производства высокотехнологичной гражданской продукции, включающая 10 отраслевых подпрограмм.
Например, одно из крупнейших новосибирских предприятий «Сибсельмаш» в советские годы выпускало боеприпасы. Сейчас оно переориентировалось, в соответствии с названием, на выпуск сельскохозяйственной техники и горно-шахтного оборудования. В Томске на базе НИИ полупроводниковых приборов создается базовый центр светодиодных технологий, здесь будет их основное в России промышленное производство. Весьма успешно работает авиационный завод в Улан-Удэ, выпускающий многоцелевые вертолеты Ми-8 и Ми-17 как военного, так и гражданского назначения.
Общее изменение концепции выставки с демонстрации преимущественно военной продукции на технологии гражданские и двойного назначения вполне вписывается в современные тенденции. Сегодня в развитых странах технологии из гражданского сектора (в первую очередь – аэрокосмической и радиоэлектронной отраслей) все чаще приходят в военную сферу, а не наоборот, как было раньше. Россия тоже пытается следовать данным тенденциям. Тут, правда, возникают две проблемы.
Первая – это то, что отечественная продукция в области электроники и связи может оказаться неконкурентоспособной по сравнению с лучшими зарубежными образцами. Особенно учитывая традиционное для России неумение доводить хорошие идеи до серийного массового производства.
Вторая – вкладывая максимум усилий в «мозги», то есть в электронику, можно, увлекшись этим процессом, забыть о «железе», то есть о технике, для которой эти «мозги» предназначены. В некоторых европейских странах данная тенденция очень явственно наблюдается уже сегодня. На Западе сильно увлеклись концепциями «бесконтактной», «сетецентрической» войны, забыв, что широкое применение электроники, безусловно, значительно повышает эффективность использования потенциала боевой техники, но не сам потенциал. Даже если достичь максимальной эффективности «один боеприпас – одна пораженная цель» (что само по себе почти нереально в настоящем бою), все равно нельзя поразить больше целей, чем в боекомплекте танка, самолета, вертолета, корабля имеется боеприпасов (снарядов и ракет). Если танков, самолетов, вертолетов, кораблей становится слишком мало, то они не смогут решить боевую задачу, несмотря ни на какую совершенную электронику.
Россия (а до нее СССР) традиционно была очень сильна «железом», а вот отставание в «мозгах» наметилось еще в конце 70-х. Сегодня предпринимается попытка наверстать возрастающий отрыв, однако возникает ощущение, что можно при этом забыть про «железо». В частности, Россия начинает проигрывать в том, в чем всегда была особенно сильна, – в бронетанковой технике.
Как раз в дни проведения омской выставки на федеральном уровне развернулась достаточно жесткая дискуссия между Минобороны и ВПК. Начал ее в качестве представителя ВПК генеральный конструктор Московского института теплотехники (именно здесь проектируются межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования «Тополь» и «Ярс» и морского базирования «Булава»), академик РАН Юрий Соломонов. На его выступление отреагировал президент страны Дмитрий Медведев, приказавший разобраться в ситуации министра обороны Анатолия Сердюкова. В Омске эта дискуссия развернулась не менее жестко. Причем в данном случае нельзя сказать, что она имела какой-то региональный характер, ведь сибирские предприятия работают на оборону страны в целом.
Суть дискуссии в следующем. Минобороны заявляет, что ВПК очень часто выпускает продукцию, качество которой гораздо ниже, чем у зарубежных аналогов, а цена – гораздо выше. Отечественные предприятия, по мнению руководства Минобороны, не способны дать Вооруженным силам ту технику, которая им нужна, зато бесконтрольно накручивают цены на свою продукцию, не желая раскрывать структуру этих цен. ВПК отвечает, что Минобороны и правительство в целом не могут ни обеспечить эффективное руководство военной промышленностью, ни ее финансирование, ни сформулировать требования к заказываемой технике (поэтому претензии к ее качеству бессмысленны). Таким образом, противоречия носят концептуальный характер, при этом, по-видимому, значительная доля правды есть в позициях обеих сторон. Ведь, если вдуматься, позиции эти отнюдь не являются взаимоисключающими. В частности, тот факт, что продукция отечественного ВПК все чаще отстает по качеству от зарубежных аналогов, отнюдь не исключает того факта, что Минобороны столь же часто не может внятно сформулировать тактико-техническое задание к заказываемым образцам вооружения.
Образцы эти демонстрировались на омской выставке. Как на статической экспозиции рядом с Экспоцентром, так и «в деле», на полигоне 242-го окружного учебного центра воздушно-десантных войск (ОУЦ ВДВ) рядом с поселком Светлый (это пригород Омска). И кое-что вызывало, мягко говоря, удивление.
Скажем, на статической экспозиции находился танк Т-55, который был принят на вооружение Советской армии в начале 50-х годов ХХ века, то есть 6 десятилетий назад. Правда, здесь был представлен его модернизированный вариант Т-55АМ. За рубежом Т-55 еще довольно много (в том числе даже в странах – членах НАТО – Болгарии, Румынии, Хорватии), соответственно, его владельцы теоретически могут заинтересоваться модернизацией машины. Гораздо более странно выглядело присутствие в экспозиции боевых машин пехоты и десанта БМП-1 и БМД-1, зенитно-ракетного комплекса «Стрела-10», реактивной системы залпового огня БМ-21 «Град» в своих изначальных модификациях. Все они были приняты на вооружение в 60-е годы. Какой смысл демонстрировать их сейчас? Но и более новая техника – танки Т-80У и Т-90, самоходная артиллерийская установка 2С19 «Мста», машины ВДВ (БМД-2, БМД-3, БТР-Д, «Нона-С», «Нона-СВК») – была принята на вооружение еще в советский период. Как раз в день открытия выставки, 6 июля, исполнилось 36 лет со дня принятия на вооружение танка Т-80. Конечно, тогда в войска поступали его первые модификации, а не гораздо более «продвинутый» Т-80У, но тем не менее. Впрочем, первые модификации американского танка М1 «Абрамс» поступили на вооружение ВС США ненамного позже – в 1979 году, одновременно Бундесвер получил первые «Леопарды-2».
В показе огневых и ходовых качеств техники в Светлом участвовали, во-первых, хозяева 242-го ОУЦ, десантники, во-вторых, одно из крупнейших омских предприятий ВПК, Конструкторское бюро транспортного машиностроения (КБТМ, «Трансмаш»).
Десантники разыграли бой в составе парашютно-десантного взвода со стрельбой из всего бортового вооружения БМД (особенно впечатлял пуск противотанковых ракет «Конкурс»), а затем показали такое нетривиальное упражнение, как вальс на четырех разных машинах (БМД-1, -2, -3, БТР-Д) под музыку Чайковского. По крайней мере, можно сказать, что в 242-м ОУЦ действительно занимаются боевой учебой (это было видно не только и не столько по показательным выступлениям, сколько по общей обстановке в учебном центре).
КБТМ продемонстрировало много различной бронетехники. Это танки Т-80У, Т-90 и старый, но модернизированный Т-62М, боевые машины пехоты БМП-3 (которую вообще-то изготавливает Курганский завод) и БМО-Т, а также различная саперная техника. Были показаны тяжелый механизированный мост ТММ-6 на колесном шасси, который за 40 минут наводит переправу длиной 102 м (на вооружении ВС РФ с 2004 года), штурмовой однопролетный мост МТУ-90М на шасси Т-90, раскладывающийся за три минуты, а также самоходный паром. При этом надо отметить, что если машины ВДВ водили сами десантники, то есть те, кто и должен идти на них в бой, то экипажи танков, БМП и саперных машин составляли представители КБТМ, то есть гражданские люди. Понятно, что они знают технику великолепно, поскольку сами ее создают и испытывают (как у Высоцкого: «Ты же мне с чертежей, как с пеленок, знаком»). Но воевать-то в случае чего на этой технике будут не они. Впрочем, очень сложно сказать, какая цель на выставке первична – продемонстрировать возможности техники (безусловно, это лучше сделают заводчане) или наших военнослужащих? Десантникам удалось это совместить, видимо, недаром они всегда были «особыми».
На протяжении долгого времени КБТМ, выпускающее танки
Т-80, было главным конкурентом научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод», расположенной в Нижнем Тагиле (Свердловская область) и выпускающей Т-72 и Т-90. Однако в 2008 году конкуренция закончилась победой уральцев, «Трансмаш» вошел в состав «Уралвагонзавода», сохранив, правда, производство основных образцов своей продукции.
Как было сказано выше, в рамках «ВТТВ-Омск-2011» состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Производство, модернизация, эксплуатация многоцелевых гусеничных и колесных машин. Подготовка специалистов». Его основными организаторами стали Сибирское отделение Академии военных наук и Омский танковый инженерный институт, вошедший недавно в состав Общевойсковой академии ВС РФ. Подавляющее большинство докладов на ней было посвящено прикладным задачам диагностики и технического обслуживания уже имеющейся бронетехники, усовершенствования отдельных узлов и агрегатов. Причем и в этих областях констатировалось наличие массы проблем и недостатков.
Ни о каких новых концепциях самой бронетехники и способов ее боевого применения речь, к сожалению, не шла. Некоторым исключением стало обсуждение создания роботизированных боевых систем. Так, представитель НИИ «Сигнал» из г. Ковров (Владимирская область) рассказывал о проекте переоборудования в роботы устаревших танков Т-72, однако пока этот проект не вышел из стадии научно-исследовательских работ из-за недостатка финансирования. Омский институт создал роботизированный стрелковый комплекс. Этот механизм весит 110 кг, габариты – 90х40х55 см, клиренс – 15 см, скорость – 10 км/ч. Вооружен пулеметом РПК-74 или гранатометом АГС-17. Дальность хода машины составляет 20 км, правда, при этом дальность радиоуправления – всего 1 км, что и является его основным недостатком. Пока и здесь дело не пошло дальше создания опытного образца.
В целом можно констатировать, что никаких новых образцов боевой техники на омской выставке показано не было, все представленные образцы и их возможности специалистам давно и хорошо известны. Пожалуй, за одним исключением – боевой машины огнеметчиков БМО-Т на шасси танка Т-72.
Формально эта машина тоже не совсем новая, она принята на вооружение ВС РФ еще в 2001 году. Однако до сих пор о ней практически ничего не известно. Между тем она является олицетворением практического решения давно обсуждаемой и в России, и за рубежом проблемы создания БМП на базе танков.
Как известно, БМП родились с целью обеспечения возможности действий пехоты в одних боевых порядках с танками на поле боя. Эти машины должны были стать транспортным средством и броневой защитой для своей пехоты, при этом обладать достаточной огневой мощью для борьбы с вражескими танками и пехотой. Основоположником этого класса бронетехники стала советская БМП-1, принятая на вооружение в 1966 году, на Западе первенцем была немецкая БМП «Мардер», поступившая в части Бундесвера в 1969 году.
Октябрьская война на Ближнем Востоке показала, что появление в войсках в массовом количестве переносных противотанковых ракет (ПТУР) и гранатометов (РПГ) резко повышает роль БМП, поскольку без «зачистки» поля боя от вражеской пехоты танки теперь воевать не могут. С другой стороны, выяснилось, что уязвимость БМП гораздо выше, чем у танков. Их броню пробивают не только ПТУРы и снаряды РПГ, но и снаряды малокалиберных пушек, а также, под определенным ракурсом, пули обычного стрелкового оружия, от которого танки, по крайней мере, совершенно неуязвимы.
Более того, дальнейшее развитие событий показало, что БМП в их нынешнем виде не подходят не только для участия в танковых сражениях, но даже для противопартизанских войн, поскольку теперь и иррегулярные формирования имеют РПГ и ПТУРы в значительных количествах, а также интенсивно ведут минную войну. Это выявилось еще в Афганистане и окончательно подтвердилось на Кавказе. Никому из пехотинцев сегодня не придет в голову залезть внутрь машины, хотя она вроде бы создана как раз для того, чтобы защитить людей броней. На машине едут «верхом», только в таком варианте есть шанс выжить в случае подрыва на мине или попадания снаряда. При нахождении внутри шансов никаких.
Все сказанное относится и к западным БМП. Они защищены лучше, чем наши (американская «Брэдли» и английская «Уорриор» выдерживают попадание в лоб 30-миллиметрового снаряда), но ненамного. Однако сильно напрягаться по этому поводу западники не собираются. Европейцы не будут воевать даже против действительно сильных партизанских формирований, а уж классическая война для них исключена полностью. Англосаксы надеются на свое подавляющее превосходство в воздухе, исключающее крупномасштабные танковые сражения. Для противопартизанских войн они обойдутся паллиативными мерами типа активной брони или бортовых экранов.
Первой страной, где родилась мысль делать БМП на базе танков с аналогичным танковому уровнем броневой защиты пехотинцев, стал Израиль. Для этой страны всегда актуальна возможность и крупномасштабных танковых сражений, и противопартизанских войн против формирований, имеющих на вооружении большое количество противотанковых средств (достаточно вспомнить войну в Ливане 2006 года). При этом здесь очень берегут личный состав. Поэтому в Израиле сначала появилась машина «Пума» на базе танка «Центурион», предназначенная для подвоза к месту «работы» саперов. Затем была создана БМП «Ахзарит» на базе трофейного советского Т-55. Наконец, сейчас на вооружение начала поступать БМП «Намер», базой для которой стал основной израильский танк «Меркава-1».
Очевидно, в качестве ответа в Иордании на базе того же «Центуриона» была создана БМП «Тимсах».
Несколько лет назад в Украине была продемонстрирована уникальная машина БТМП-84. Это БМП, созданная на базе танка Т-84 (украинский вариант Т-80). Она отличается тем, что если на израильских и иорданской «танковых БМП» основное вооружение демонтируется (на израильских машинах остаются только пулеметы, на «Тимсахе» – 20-миллиметровая пушка), то на БТМП-84 оно полностью сохранено, включая 125-миллиметровую пушку. При этом машина перевозит десант численностью 5 человек. Однако о ее принятии на вооружение или экспорте ничего не известно.
«Трансмаш» еще в 90-е создал «русский «Ахзарит», то есть БМП на базе Т-55 (он назывался БТР-Т). Эта машина впервые была показана на ВТТВ в 1997 году и с тех пор демонстрируется на всех омских выставках, включая нынешнюю (на статической экспозиции). Однако ВС РФ она не понадобилась просто потому, что у нас давно не осталось Т-55, которые можно переделать в БТР-Т, иностранные владельцы этого танка интереса также не проявили.
При этом сама по себе проблема создания высокозащищенной БМП для нас сегодня чрезвычайно актуальна. Для России существует угроза и крупномасштабной войны, причем в ней вполне возможны будут большие танковые сражения, и классические локальные войны, где тоже, однако, могут быть весьма интенсивные наземные бои (вспомним август 2008-го на Кавказе), и тяжелые противопартизанские войны с сильными диверсионно-террористическими формированиями. Только теперь, в отличие от советского времени, «разбрасываться» людьми мы позволить себе не можем, задача максимального сохранения личного состава становится крайне важной.  
В конце 90-х «Уралвагонзавод» представил концептуально новую разработку, не имеющую зарубежных аналогов, – боевую машину поддержки танков (БМПТ) на базе танка Т-72 (потенциально и Т-90). Она не являлась БМП, поскольку не предназначалась для перевозки пехоты, но предназначалась, по сути, для замены пехоты. Имея на вооружении две 30-миллиметровые пушки, два гранатомета АГС-17, четыре ПТРК «Атака», которые способны поражать и низколетящие вертолеты и штурмовики, эта машина могла вполне эффективно прикрывать танки на поле боя, в том числе, по-видимому, и в городском бою. Однако в начале прошлого года Минобороны без объяснения причин заявило об отказе от этой машины. На «ВТТВ-Омск-2011» БМПТ была представлена в виде скромной брошюрки на стенде «Уралвагонзавода». Однако необходимость наличия бронированных машин становится все более очевидной, на вышеупомянутой конференции в рамках «ВТТВ-Омск-2011» один из докладчиков предложил даже передвижные ремонтные мастерские делать на базе танков.
И вот, оказывается, у нас есть БМО-Т, причем уже 10 лет как принятая на вооружение. Это классическая БМП, рассчитанная на перевозку 7 пехотинцев, собственное вооружение – 12,7-миллиметровый пулемет.
  Правда, у нее почему-то очень узкая сфера применения – она перевозит именно огнеметчиков (всего в боеукладке машины до 30 пехотных огнеметов «Шмель»). Чем эта узость объясняется – понять сложно. Возможно, дело в том, что Россия сегодня является практически мировым монополистом на огнеметы – оружие весьма мощное и эффективное, причем не только в собственно военном, но и в психологическом плане. Кроме «Шмеля» Россия имеет сегодня уникальную тяжелую огнеметную систему (фактически – огнеметную РСЗО) ТОС-1 «Буратино», которая исключительно успешно применялась в боевых действиях на Кавказе. Впрочем, все равно непонятно, что мешает использовать БМО-Т в качестве обычной БМП в мотострелковых и танковых частях.
К сожалению, заявления официальных лиц о перспективах развития ВС РФ в целом и их отдельных родов и видов отличаются крайней противоречивостью. В то же время пока никем не опровергнуто заявление главкома сухопутных войск Александра Постникова о том, что в ближайшее время в этих войсках будут созданы три типа бригад: тяжелые, средние и легкие. При этом в тяжелых бригадах все машины будут на едином гусеничном шасси. В том числе, надо понимать, и БМП. В принципе БМО-Т вполне вписывается в эту концепцию. Возможно, однако, что Т-72 считается уже слишком устаревшей машиной. Сейчас активно обсуждается проект создания нового единого шасси под названием «Армата», которое и станет основой всех машин тяжелых бригад – танка, БМП, БМПТ, инженерных машин. Подобную программу под названием Future Combat System (боевая система будущего) пытались реализовать США. Недавно Пентагон отменил эту программу, поскольку она оказалась слишком сложной и дорогой. Возможно, Россия будет удачливее. На «ВТТВ-Омск-2011» про «Армату» ничего не говорилось. 
В целом же омская выставка оставила хорошее впечатление. Подобные мероприятия всегда приносят пользу и стимулируют, говоря советским языком, «к новым свершениям». При всех наших проблемах таковые есть. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter