В тесноте и в обиде

В Минске немало перегруженных маршрутов. Не поспешил ли город отправить «на пенсию» «Икарусы»?

В Минске немало перегруженных маршрутов. Не поспешил ли город отправить «на пенсию» «Икарусы»?

Пару месяцев назад стало известно, что проезд в  общественном транспорте до конца года может подорожать на 15—20 процентов. В этой связи меня беспокоит вопрос: будет ли отвечать новая цена качеству пассажирских перевозок? Когда в воскресенье вечером сидишь в полупустом автобусе, то проблем вроде никаких. Но поездка в час пик, например, от Малиновки до центра города не шуточки, испытание для самых выносливых.

Минск избавляется от «старичков» на колесах. В этом году рижские трамваи «ушли» в музей и на металлолом, город попрощался с ЛАЗами и «Икарусами», троллейбусы ЗиУ уступают маршруты современным АКСМам. Не поспоришь: поездки стали комфортнее. Новый транспорт ломается значительно реже, зимой пассажиры не мерзнут, остановки объявляются автоматически. Почему же осталась другая проблема – переполненные салоны в часы пик и перебои в графике движения?

Вечер пятницы. На диспетчерской станции «Дружная» две сотни человек уже минут 15 ждут автобуса. Подошедший 81-й заполняется до отказа. Идущий за ним № 32 – также. У пассажиров на следующей остановке «Институт культуры» нет никаких шансов попасть в переполненный салон. На задней площадке двери даже не могут открыться – заблокированы. Люди только всматриваются в даль: не идет ли другой автобус. Очень кстати сейчас пришелся бы «Икарус»-«гармошка», пусть старый и пропахший выхлопными газами, но зато такой вместительный. Не поспешил ли город отправить «на пенсию» старые машины? В Москве и других крупных городах работяги «Икарусы» все еще на ходу…

Нет сомнений, если бы в распоряжении «Минсктранса» было больше техники, тогда не возникало бы столько нареканий на работу общественного транспорта. А их ведь немало. На сайте Мингорисполкома ветка форума «Общественный транспорт» — одна из самых популярных. Что ни день – новые жалобы и просьбы: «Добавьте автобусы!», «Пустите новые маршруты!», «Сократите интервалы движения!» Описанная ситуация на «Дружной» и «Институте культуры» – это не случай из ряда вон, а привычная картина, которая повторяется в разных частях города. Утром – в микрорайонах, вечером – в центре.

В ГУ «Столичный транспорт и связь» мне рассказали, что самые перегруженные маршруты отслеживаются. Специалисты предприятия дежурят на остановках и определяют наполняемость транспорта по пятибалльной шкале. Если в салоне не занята и половина мест для сидения, то контролер ставит в журнале 1 балл. Транспорт забит настолько, что с трудом закрываются двери, – 5 баллов. Потом все данные анализируются и принимаются меры. Например, недавно увеличили на несколько единиц подвижной состав на автобусных маршрутах № 81, 42, 140. Я взял эту методику на вооружение и пользовался ею несколько дней, когда ездил по городу. Оценку «пять» получили автобусные маршруты, идущие в Малиновку: № 81, 84 и 41. В Серебрянке – троллейбусы № 20 и № 30, трамваи № 6 и № 3. В районе станции метро «Могилевская» под завязку полные ходят автобус № 9 и троллейбус № 34. Попала в список самых перегруженных и «сотка» на проспекте Независимости – на площади Независимости удалось войти в салон лишь с четвертой попытки. И одной-двумя единицами подвижного состава делу вряд ли поможешь…

Интервалы движения еще один больной вопрос. Водители объясняют: всему виной дорожные пробки. Действительно, начиная с сентября скорость движения на основных магистралях столицы замедлилась. Отчасти виной тому ремонт проспекта Пушкина, улицы Кальварийской, строительство метро на проспекте Дзержинского. Но как объяснить, когда в восемь вечера на остановке ничего нет полчаса, а потом автобусы приходят один за другим?

Есть надежда, что общественному транспорту поможет навигационная система управления движением, которая сейчас разрабатывается в столице. По замыслу, она позволит через спутниковую связь оперативно устранять неурядицы в интервалах движения, увязывать расписание автобусов, троллейбусов и трамваев. Если диспетчер заметит скопление транспорта на одной из улиц, то по голосовой связи сможет направить водителей в объезд. Систему обещали запустить к концу этого года, но пока ее разработка не завершена…

22 сентября этого года в республике впервые проводилась акция «Один день без автомобиля». Экологи и транспортники убеждали автомобилистов пересаживаться в общественный транспорт. Не получилось. В тот понедельник в городе были привычные пробки. Прецедент показал, что общественный транспорт пока не становится достойной альтернативой автомобилю. Очевидно, к решению транспортных проблем надо подходить с разных сторон: покупать новые автобусы, расширять дороги, выделять отдельные полосы для общественного транспорта, как это делается за рубежом. Как и многие пассажиры, я готов платить за проезд намного больше, чем сейчас, если поездки в общественном транспорте станут по-настоящему комфортными: без задержек в пути, давки и нервных стрессов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter