На первых пленарных заседаниях проходящей сейчас весенней сессии рассмотрено более двадцати вопросов. Принят ряд законопроектов, расширяющих правовое поле для динамичного и эффективного развития Беларуси. Причем принятие даже наиболее общественно значимых документов прошло достаточно корректно, без “гвалту”. О чем свидетельствует такая атмосфера в Овальном зале: о стиле законотворческой работы или о нежелании депутатов пикироваться, портить отношения? С этого и началась наша беседа с заместителем Председателя Палаты представителей Сергеем ЗАБОЛОТЦЕМ.
— Знаете, есть такая пословица: воду варить, вода и будет. Если бы депутаты “варили воду”, то толку от нашего присутствия в парламенте было бы, как говорится, ни на грош. Избиратели доверили нам представлять их интересы в законодательном органе не для того, чтобы мы здесь соревновались в красноречии, а для конкретного дела — создания законов. Таких законов, которые позволяют улучшать, а не ухудшать жизнь народа. Поэтому буквально с первых дней совместной работы депутаты взялись за гуж законотворчества с полным пониманием своей ответственности и осознанием роли Палаты представителей в общественно-политической жизни государства.
То, что пленарные заседания проходят без “гвалту” и нагнетания страстей, не есть недостаток, а напротив, показатель зрелости депутатов.
Обсуждение законопроектов в Овальном зале — это только верхняя часть законотворческого “айсберга”. Основной же массив — в профильных комиссиях, где депутаты вместе со специалистами Секретариата палаты и экспертами доводят до ума правовые документы. Вот там главным образом и отшлифовываются проекты законов — в дискуссиях, спорах, обмене мнениями и идеями. Поэтому на пленарных заседаниях мы рассматриваем, как правило, проработанные нормативные акты, по которым уже снято большинство разногласий, — на уровне рабочих групп по подготовке законопроектов и профильных комиссий. Кстати сказать, это практика многих европейских парламентов.
Мне как куратору законодательного процесса в Палате представителей импонирует такой конструктивный подход к подготовке и рассмотрению законопроектов. Считаю, что мы работаем в законотворческом режиме, если не оптимальном, то близком к оптимальному варианту. Это позволяет в достаточно плотном законотворческом графике находить время для решения повседневных нужд людей в наших избирательных округах.
— Вы сказали, что депутаты понимают всю меру своей ответственности. С ее моральным аспектом понятно. А в чем проявляется, или должна проявляться, политическая компонента? Ведь в составе палаты оппозиции нет.
— Я определил бы ее так: единая законотворческая линия в отношении к общественно-политической жизни страны. Парламент представляет и воплощает народовластие, и он обязан занимать активную и твердую позицию в последовательном осуществлении проводимого в государстве курса, поддержанного народом.
Это касается, прежде всего, сохранения политической и социальной стабильности. Без нее стране невозможно динамично развиваться, а людям — нормально, спокойно жить, работать, учиться, растить и воспитывать детей.
Гражданский мир, межнациональное согласие, отсутствие противостояния на религиозной основе являются сегодня визитной карточкой Беларуси. Беречь это достояние, всемерно укреплять установившийся баланс доверия и единства между ветвями власти — такой мне видится важнейшая политическая задача нашего парламента. Не только на текущий момент, но и на ближайшую и отдаленную перспективу.
— Оппозиционные силы прилагают максимум рвения, чтобы утвердить матрицу негативного восприятия нашей страны не только в сознании своих сограждан, но и на международной арене. Что, на ваш взгляд, можно противопоставить таким действиям?
— Глупа та птица, которой свое гнездо не мило, — так говорят в народе. Мне искренне жаль тех из стана оппозиции, кто втянулся в политические игры из-за недостаточной информированности о существующих в обществе реалиях. А реалии таковы, что население в абсолютном большинстве своем не приемлет конфронтации и призывов к беспорядкам. Люди видят заинтересованность власти в изменении жизни к лучшему. Ценят предпринятые в этом направлении конкретные шаги и, прежде всего, в последовательном повышении их достатка и социальной защищенности.
Чем отвечать на политические спекуляции и мифы? Тем, чем и отвечает наше государство — продолжением социально-экономических преобразований на благо народа. Для этого у нас есть политическая воля власти, четкое видение задач и путей их осуществления. Беларусь предпринимает конкретные шаги для интеграции в глобальную экономику, проводит политику равноправного, взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами. Полагаю, что нашим оппонентам, как и их иностранным покровителям, было бы полезно поразмышлять над американской пословицей: не откусывай больше того, что ты в состоянии проглотить.
— На страницах негосударственных печатных СМИ общественно-политической направленности упорно критикуют депутатов парламента за то, что они, мол, не хотят быть активными фигурами общественной жизни. Каково ваше мнение на этот счет?
— Чепуха на постном масле. Уже в первые месяцы своей работы Палата представителей третьего созыва показала способность по-деловому конструктивно подходить к решению самых разных вопросов.
Активная гражданская позиция депутатов проявляется, прежде всего, в законотворческом процессе, причем на всех его стадиях — от законодательной инициативы и обсуждения проектов законов в правительстве до мониторинга правоприменительной практики. Многие депутаты работают в парламентских структурах Союза Беларуси и России, Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества, в ряде других международных парламентских организаций и в составе групп и комиссий двустороннего межпарламентского сотрудничества. Часть депутатов входит в состав торгово-экономических комиссий, комитетов и советов, созданных в рамках международных договоров белорусского правительства с правительствами стран СНГ и других государств. Парламентарии участвуют в сессиях местных Советов и заседаниях исполнительных комитетов, занимаются также повседневными проблемами трудовых коллективов и населения в своих избирательных округах. Только за период между первой и второй сессиями депутаты приняли более 11 тысяч граждан. А за каждым обращением — немалый объем работы. Надо хорошенько постараться, чтобы не увидеть во всем этом депутата парламента как активную фигуру общественной жизни.
Впрочем, мотив критики понятен. Вот если бы Палата представителей бурлила и клокотала по поводу и без повода, ставила палки в колеса другим ветвям власти и свела все к бесконечным дебатам, то этому наши оппоненты, несомненно, рукоплескали бы. Пусть не обессудят те, которым очень уж хочется, чтобы парламент работал впустую: мы их разочаруем.
— Сергей Макарович, что вы ждете от ежегодного Послания Президента, с которым он обратится к Национальному собранию и белорусскому народу в Овальном зале парламента 19 апреля?
— Текст Послания диктует сама жизнь. Глобальные мировые процессы и последние события на постсоветском пространстве требуют адекватных и своевременных ответов на современные вызовы. Полагаю, что глава государства четко и ясно изложит приоритетные стратегические и текущие задачи в политическом, экономическом и социальном развитии страны и сфере международных отношений, определит ключевые направления в расширении законодательного поля.
Это будет, несомненно, документ программного характера для всех ветвей государственной власти. Я уверен в его долгосрочном влиянии на общественно-политическую жизнь в нашей стране.