“Система образования работает стабильно”, - Казимир ФАРИНО

— Я одна воспитываю двоих детей. И с ужасом жду того момента, когда они закончат школу. Как дать им высшее образование? Мне кажется, что процент платного образования все время возрастает. Все ли сделало министерство, чтобы наши дети могли получить бесплатное высшее образование, ведь уровень доходов большинства семей не позволяет оплачивать учебу в вузах.
— Представьтесь, пожалуйста.
— Город Минск, Нина меня зовут.
— Уважаемая Нина, я хотел бы сразу вас проинформировать, что сегодня важнейшими принципами деятельности всей системы образования являются доступность, бесплатность и качество образовательных услуг. Они определены в Законе “Об образовании”, проекте закона об общем среднем образовании.
Сейчас высшее образование можно получить в 43 государственных и 10 учреждениях высшего образования негосударственной формы собственности. Соотношение: 52 процента приема на бюджетную форму, 48 — на платную. И последние два года оно сохраняется, причем мы не идем по пути увеличения учебных заведений частной формы собственности. Мы организуем платную форму обучения в государственных вузах, она приемлема по цене. Если сегодня молодой человек не поступил на бюджетную форму обучения, но хочет получить высшее образование, он может взять кредит. И в “Беларусбанке” в этом году большое количество таких кредитополучателей.
— Георгий Николаевич Шарай из Минска. Выезд молодых людей на учебу за границу осуществляется сейчас только с разрешения Министерства образования. Как вы считаете, это нарушение прав человека или нет?
— Запретить сегодня получать образование за границей никто не имеет права и цели такой не ставит. И препятствий, в принципе, нет. Но мы обеспокоены судьбой молодого человека, который выезжает учиться за границу. Он должен точно знать, какое образование получит, где будет трудоустроен, востребован ли он на родине и так далее.
 Выезд молодых людей на учебу за границу осуществляется в соответствии с постановлением Министерства образования от 13.05.2005 г. N 39 “Об утверждении инструкции о выдаче письменных разрешений на направление граждан Республики Беларусь, обучающихся в организациях системы образования Республики Беларусь, на учебу за границу”. Это постановление подготовлено для реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 9 марта 2005 г. N 3 “О некоторых мерах по противодействию торговле людьми”. При решении каждого конкретного вопроса необходимо обращаться в управление зарубежных связей Министерства образования Республики Беларусь.
— Звонит Светлана Михайловна из Барановичей. Скажите, может ли сын поступить в профтехучилище после 11 классов вечерней школы, с учетом того, что у него остается аттестат за 9 классов?
— Давайте уточним, он заканчивает 11-й или 12-й класс вечерней школы?
— Еще только 11-й.
— А поступать собирается на базе 9 классов?
— Да.
— У него есть такое право. Подавайте документы в установленном порядке. Кстати, недавно в “Настаўнiцкай газеце” опубликованы правила приема в профессионально-технические учебные заведения, они едины.
Отказать вам никто не имеет права. Единственное, ваш сын в  училище будет получать общее среднее образование не по сокращенной форме обучения. В группах системы профтехобразования нет таких форм.
— Скажите, а возрастные ограничения есть?
 — Нет.
— Это художественное училище имени Глебова, директор Михаил Самуилович Босалыго. У меня вопрос о правилах приема в средние специальные учебные заведения. Мы принимаем ребят с базовым и средним образованием. С базовым  экзамены проходят со 2-го по 12 августа. Те, кто закончил среднюю школу, должны сдавать экзамены с 12-го по 15-е. У нас есть своя специфика (на протяжении многих лет сдавали и сдаем, иначе нельзя, экзамен по спецпредмету). Рисунок у нас идет три дня по четыре часа. Живопись — два дня по четыре часа. И композиция — два дня по 5 часов. Итого 7 дней. Для 9-классников это нормально, а 11-классникам уложится с 12-го по 15-е августа невозможно. Получается грубейшее нарушение равенства прав. Дети и родители беспокоятся, и я не могу  дать им утешительного ответа. Я обязан выполнить правила приема.
— Михаил Самуилович, мне понятна ситуация. Я вас попрошу подготовить на имя министра образования официальное письмо, откорректируем этот вопрос.
— Казимир Степанович, звоню вам из Бреста. Мой внук заканчивает в этом году школу в Козельске, он гражданин России. Приедет к нам проходить 27 июня тестирование по русскому языку. Скажите, имеет ли он право поступать в академию МВД?
— Да, он может поступать в любое учебное заведение.

P.S. Уважаемые читатели, спасибо, что следили за нашими публикациями и откликались на них. Если разговор заместителя министра задел вас за живое, значит, мы правильно определили тему.
 Вроде на все вопросы даны ответы, и пора бы попрощаться с К.С.Фарино. Но один все же остался...
— В самом начале вы подчеркнули мысль, что система образования в нашей стране работает стабильно. Но посмотрите, сколько проблем подняли читатели “Народной газеты”...
— Да, наше образование переживает большие перемены, но фундамент остается,— ответил Казимир Степанович. —  Все лучшее, что накоплено в отечественной школе, сохраняется и развивается. Однако мы должны идти в ногу со временем, на это и направлена реформа системы образования. И успех преобразований во многом зависит от того, насколько все мы будем готовы воспринять и поддержать новое.
Значит, прав был великий Сенека, который утверждал: “Уча — учимся”...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter