“Щенков из Австрии мы доставляли чартером”, - Подполковник Геннадий ГУЦУ.

Кинологический центр органов пограничной службы отмечает свое 15-летие. Сегодня о щенке из Сморгони мечтают многие простые любители собак и профессиональные заводчики. Питомцы кинологического центра помимо идеального экстерьера и роскошных родословных обладают отменными рабочими качествами, что подтверждают регулярные победы и призовые места на самых престижных выставках. Трудно представить, что 15 лет назад центр создавался практически на пустом месте, а собак для него собирали по всей стране и лишь мечтая о племенной работе...

Кинологический центр органов пограничной службы отмечает свое 15-летие.

Сегодня о щенке из Сморгони мечтают многие простые любители собак и профессиональные заводчики. Питомцы кинологического центра помимо идеального экстерьера и роскошных родословных обладают отменными рабочими качествами, что подтверждают регулярные победы и призовые места на самых престижных выставках. Трудно представить, что 15 лет назад центр создавался практически на пустом месте, а собак для него собирали по всей стране и лишь мечтая о племенной работе...

Как границу “закрывали” собаками

— Во времена Советского Союза Беларусь входила в состав Краснознаменного Западного пограничного округа, отвечавшего за сохранность границы от Черного моря до Балтийского, — вспоминает начальник центра Геннадий Гуцу. — Всех кинологов для округа готовили в одном-единственном месте. В Великих Мостах в Украине был огромный кинологический центр, в котором многие наши специалисты проходили обучение, в том числе и я. А вот своего центра в Беларуси не было.
Союз развалился, и наша страна оказалась в непростом положении. Прежде на ее территории существовало только два пограничных отряда (больше и не надо было) — Брестский и Гродненский. Они охраняли советско-польскую границу и были обеспечены для этого всем необходимым, в том числе и собаками. Обретя суверенитет, Беларусь начала граничить еще и с Литвой, Латвией и Украиной. Для охраны этих рубежей создавались новые погранотряды...
— Каждому отряду нужно было 50—70 собак. Так что решение о создании своего кинологического центра в 1995 году назрело само собой, — считает подполковник Гуцу. — Перед нами поставили задачу: в течение двух-трех лет “закрыть” границу собаками. Поэтому на начальном этапе нас больше заботило количество. Мы собирали собак по всей стране. Ну а после этого взялись за качество.

Немцы покупают у нас... немецких овчарок

Взялись, надо заметить, основательно. Так, чтобы доставить из Австрии шестерых породистых щенков немецкой овчарки (за каждого заплатили по две тысячи евро), снарядили чартерный рейс. Кто-то скажет, что траты неоправданны, но этот вывод будет поспешным. Сегодня в венах сморгонских собак течет благородная кровь. “Если раньше мы покупали, то теперь покупают у нас”, — говорят в центре. Купить щенка может любой желающий. Минимальная стоимость — 350 долларов. Не так уж мало, но это никого не смущает. Собак у наших пограничников покупают и их зарубежные коллеги, и обычные граждане.
— Азербайджан, Германия, Молдова — заявок на приобретение собак от иностранцев очень много. Так что будем расширяться, — не скрывает планов начальник центра.
Любопытно, что немцы заинтересовались... немецкими овчарками. В Сморгони научились выводить собак зонарного (волчьего) окраса, на них сейчас очень большой спрос. У них очень мало щенков идет на выбраковку. Дело в том, что значительный процент обычных немецких овчарок страдает дисплазией. Эта болезнь суставов проявляется у собак во взрослом возрасте и делает их негодными к несению службы.
В кинологическом центре вынашивают амбициозную идею. Здесь собираются развивать старую, многими уже забытую породу восточноевропейских овчарок. На территорию Беларуси их завезли оккупанты во время Второй мировой войны. Сейчас таких собак у нас осталось совсем немного, используются они в основном тюремной охраной. Геннадий Гуцу считает, что по своим рабочим качествам восточноевропейские овчарки дадут фору немецким. Да и болезням они подвержены в меньшей степени.

Современный доктор Айболит может сделать кесарево сечение

К слову, в кинологическом центре за здоровьем питомцев следят очень внимательно. Общий осмотр проводится ежедневно, раз в год собаки проходят диспансеризацию. Благо для этого имеются соответствующие условия. Рентген, УЗИ, гематологический и биохимический анализаторы — не случайно в ветеринарный пункт кинологического центра люди привозят своих любимцев даже из Минска.
— Во-первых, цены у нас несколько ниже столичных, — говорит начальник ветеринарного пункта Александр Антонов, — во-вторых, такое техническое оснащение, как у нас, найдешь не в каждой частной клинике.
По словам медика, собаки к нему относятся так же, как и люди: с легкой опаской. Хотя кусать еще не пробовали. Самые распространенные травмы — те, что случаются во время тренировок: растяжения, ушибы, порезы, миозиты. Свиного гриппа собаки не боятся, зато по весне у некоторых из них случается синдром вольерного кашля. Простуда у собак сопровождается конъюнктивитом и повышением температуры. Некоторые из нас наверняка когда-либо имели “удовольствие” познакомиться с клыками собаки. Так вот, даже на таких зубах может появиться кариес. Медики не допускают образования дырок, а счищают зубные камни на ранней стадии. К пословице “заживает, как на собаке” Александр Антонов относится скептично:
— Собакам, как и людям, нужен уход. Чем лучше ухаживаешь, тем быстрее они выздоравливают.
Пока мы беседовали, на УЗИ привели самку лабрадора. За будущую мамашу можно только порадоваться — Зола вынашивает десятерых щенят, беременность протекает нормально. В центре бывали случаи, когда собакам приходилось делать кесарево сечение. Абортов, к счастью, еще не было, хотя и к проведению такой операции врачи готовы...

Атланта и Дельта — мамаши-героини

Естественно, в кинологическом центре у собак есть свой родильный дом. И, как в обычных роддомах, посторонних туда не пускают.
— Суки поступают к нам за две недели до родов, — рассказывает начальник питомника Олег Ядевич. — Средний помет — 8—10 щенков. Многие сегодня пытаются заработать на продаже щенят. У таких людей собака рожает два раза в год, несмотря на то, что это вредно для ее здоровья. Да и помет в таких случаях получается слабым. Наши “дамы” рожают не чаще одного раза в год.
В Сморгони есть многодетные мамаши-героини. Бельгийская овчарка Атланта произвела на свет четыре помета, немецкие овчарки Гюрза и Дельта — по семь.
Из роддома семейство выписывается через месяц. Значит, пришло время расстаться мамаше со своими детьми. Процесс этот очень тонкий и протекает болезненно. Сначала суку забирают от щенков на два часа, затем — на полдня. После разводят их по разным вольерам. Жизнерадостные малыши довольно быстро забывают родительниц, а вот те могут опознать своих детей и через полгода после разлуки.

Наркотики в еду больше не подмешивают

Беззаботная жизнь щенков продолжается до двух месяцев. Уже в этом возрасте кинологи определяют, какая работа собаке больше по душе. Если она успешно ищет мясо, разбросанное на земле, — значит, будет хорошо ходить по следу. Если любит бегать за апортом — вероятнее всего, у нее склонность к специальной службе: как подрастет, будет в пунктах пропуска искать наркотики и взрывчатые вещества. До сих пор многие верят, что собаки, занимающиеся поиском “дури”, сами “сидят на игле”. Заместитель начальника центра Александр Петровский уже устал объяснять:
— Да, в советское время собакам в корм действительно подмешивали наркотики. Этот способ был довольно действенным. Но собаки приобретали наркотическую зависимость, срок их службы не превышал трех-четырех лет.
Вместо наркотиков собаку сегодня “подсаживают” на любимую игрушку. Ее с детства приучают к мячику, без которого она не мыслит своей жизни. Рядом с ним незаметно подкладывают наркотики. Так животное постепенно начинает ассоциировать игрушку с запахом наркотических веществ. Даже когда взрослая собака в пункте пропуска находит наркотики, хозяин тут же достает мячик — это помогает сохранить рефлекс.

Из женщин получаются хорошие кинологи. У них больше терпения и любви

С четырех месяцев у щенков начинаются усиленные занятия по профилю. Как правило, в год-полтора они, уже хорошо обученные, отправляются на границу. Среди собак есть как вундеркинды, на лету схватывающие любое задание (первым таким был Дрэг, однако эту овчарку рано списали из-за травмы, полученной во время службы), так и отстающие. Считается, что полностью физическое и психическое формирование собак заканчивается в три года. Это соответствует примерно 25-летнему возрасту у человека. После этого чему-то обучать животное в принципе бесполезно.
Профессиональные склонности собаки во многом зависят от ее темперамента. Так, лабрадоры не расположены к работе по следу. В отличие от них немецкие и бельгийские овчарки, а также миксы отличаются своей универсальностью. Одинаково эффективно они работают и в пунктах пропуска, и на зеленой границе.
— В пункте пропуска “Каменный Лог” есть спаниель Лиза, — рассказывает майор Петровский, — ее называют грозой контрабандистов. Эту собаку очень удобно использовать для досмотра поездов и автомобилей. Попробуй закинуть на верхнюю полку вагона или в кабину водителя немецкую овчарку...
Бытует мнение, что суки поддаются дрессировке легче, чем кобели. Любопытно, что среди кинологов в центре очень много женщин. Александр Петровский признает:
— Как правило, дрессировать животных у женщин получается лучше, чем у мужчин. У них больше любви и терпения, а это в нашем деле имеет не последнее значение.

Факт
На территории кинологического центра установлен памятник собаке Дакс — это первая немецкая овчарка, выращенная в Сморгони и обладавшая выдающимися рабочими качествами.

Меню
Ежедневно собака должна съедать 400 граммов говядины, 600 граммов крупы (пшено, овсянка) и 300 граммов овощей (капуста, морковь, картофель).

Кстати
В Сморгони откроется музей кинологической службы
Вскоре после того как завершатся торжества, связанные с 15-летием кинологического центра, будет еще один повод приехать сюда. В Сморгони откроется музей кинологический службы. Сейчас ведутся работы по обустройству музейной комнаты, а вот выставочная коллекция уже собрана. В ней будет немало интересных экспонатов. В том числе и таких, которые уже не применяются на границе.
— Например, раньше очень эффективно использовался прибор “Шершень”. С его помощью мы брали пробу запаха со следа нарушителя и помещали ее в колбу, — рассказывает начальник центра Геннадий Гуцу. — Зачем? Допустим, нарушитель перешел границу и добрался до населенного пункта или пункта пропуска. Его задерживают, а он утверждает, что границу не пересекал, что произошла ошибка. В таких случаях устраивалось “опознание”. Несколько человек выстраивали в ряд, в том числе и задержанного, а собаке давали понюхать пробу запаха со следа. И она определяла, кому запах принадлежит. Практически всегда после этого нарушители признавали свою вину.

Интересно
Дела интимные
К размножению в кинологическом центре допускаются не все собаки, а только те, которые проходят отбор по рабочим качествам, соответствуют стандарту породы по своей конституции и обладают хорошей родословной. Остальные питомцы вынуждены жить в целомудрии. Как рассказывают кинологи, кобели в основном не испытывают влечения к самкам. Но если у тех начинается течка, дело принимает иной оборот. Учуяв “женский” запах, кобель теряет голову и отказывается работать. Он “бастует” до тех пор, пока запах окончательно не выветрится (на это может потребоваться более восьми часов). Только после этого пес приходит в норму.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter