“Шашечный” ход. В этом году ледоколы по белорусским рекам не пойдут. Их заменит тротил.

Сейчас в заводях Припяти слой льда достигает 60 сантиметров, а в некоторых местах он — больше метра. Можно представить, на сколько поднимется уровень воды в реке, когда потеплеет. Чтобы лед “сходил” постепенно и равномерно, его нужно раскалывать. Как это делают спасатели, выяснял корреспондент “НГ”.

Сейчас в заводях Припяти слой льда достигает 60 сантиметров, а в некоторых местах он — больше метра. Можно представить, на сколько поднимется уровень воды в реке, когда потеплеет. Чтобы лед “сходил” постепенно и равномерно, его нужно раскалывать. Как это делают спасатели, выяснял корреспондент “НГ”.

Лед тронется?

Через арктические льды смело идут гигантские ледоколы. Есть ледоколы и в Беларуси. Правда, не гигантские. Величиной с прогулочный катер. Нынче сотрудники МЧС решили позаимствовать их у Белорусского речного пароходства и расколоть
льдины в проблемных речных районах. Планировалось, что ледоколы пойдут по Сожу и Днепру. Однако в пароходстве огорчили:
— У нас есть две машины. Они единственные в стране. У одной, 1980 года выпуска, уже истек срок службы. Три года назад ледокол сломался, и до сих пор его не отремонтировали. Почему? От него мало проку. Такой катер способен колоть лед толщиной в
20 сантиметров. Сейчас на реках слой в три раза больше. Да и ремонт влетит в большую копейку. Лишь по приблизительным под-счетам нужно около 120 миллионов рублей. Второй ледокол на ходу. Он в Гомеле находится. Но, опять же, использовать его нет никакого резона. Плывет он со скоростью три километра в час. Если лед толще 20 сантиметров, скорость падает в два или три раза. Представьте, сколько мы так по рекам скитаться будем!
Ледоколы не использовались по прямому назначению уже несколько лет. Тот, что в Гомеле, выходил на воду в прошлом году: в то время строился новый мост, было задействовано очень много “плавающей” техники.

Более полутора тонн тротила на заторы

Есть и другой, громкий способ “освобождения” рек. Если лед нельзя расколоть, его можно взорвать. Занимается этим Республиканский отряд специального назначения МЧС. Специалисты определяют, какое количество тротила нужно заложить под лед. Это зависит от его толщины.
— В нынешнем году Министерство обороны выделило
1 тонну 700 килограммов тротила в шашках для взрывов на реках, — рассказали нам на пред-приятии “Белспецконтракт”. — Мы реализовали тонну Гомельскому областному управлению МЧС. Оставшиеся шашки еще не востребованы.
В основном спасатели взрывают лед во время ледохода возле мостов — там, где наблюдается сужение реки, что может привести к ледяному затору. Образуется настоящая плотина, из-за которой уровень воды значительно повышается, и река выходит из берегов. Шашки закладываются на безопасном расстоянии от мостов. После взрыва льдин не остается.
— Последний раз такой способ использовался в 2007 году, — говорит пресс-секретарь МЧС Виталий Новицкий. — Потом зимы были не слишком холодными. Паводок стране не угрожал. В этом году придется возобновить практику.
Больше всего работы будет у Гомельской взрывотехнической группы. Она была создана четыре года назад. Ее специалисты лед еще ни разу не взрывали. Но эта процедура гораздо проще, чем подрыв зданий и других объектов. Так что для них это — дело техники.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter