«Сейчас наша главная задача -- качество образования», - Александр РАДЬКОВ.

Более сотни вопросов поступило в редакцию «НГ» во время «прямой линии» и онлайн-конференции министра образования Беларуси Александра Радькова от родителей и учителей, студентов и преподавателей, выпускников общеобразовательной и базовой школы. Сегодня мы публикуем самые острые из них.

Более сотни вопросов поступило в редакцию «НГ» во время «прямой линии» и онлайн-конференции министра образования Беларуси Александра Радькова от родителей и учителей, студентов и преподавателей, выпускников общеобразовательной и базовой школы. Сегодня мы публикуем самые острые из них.

Воспитатели просят внимания

-- Наумик Анна Ивановна, Свислочский район  Гродненской области.  Мы, дошкольники,  обижены судьбой:  у нас короткий отпуск и большое количество часов в неделю. Как будут решаться эти вопросы?

-- Анна Ивановна, Министерство образования  знает эту проблему, мы обсуждали  ее с нашим отраслевым профсоюзом. Мы внесли предложения о повышении зарплаты работникам дошкольных учреждений, добро дает и правительство, так что мы ждем этих решений. Глава государства ориентирует на то, чтобы хорошо оплачивался прежде всего качественный труд. Чем сложнее операции выполняет врач, тем больше он должен зарабатывать. Чем лучше успехи у педагога -- его воспитанники лучше устраиваются в жизни -- тем выше должна быть его зарплата. Чем лучше работает воспитатель -- дети не болеют, меньше происшествий -- тем выше должна быть его заработная плата. Поэтому мы продумываем систему оплаты, которая будет дифференцированной, сможет нацелить человека на качественный и добросовестный труд.
Выдвигаем предложения увеличить отпуск, этот вопрос на контроле. Он настолько злободневный, что, думаю, вскоре мы обязательно найдем соответствующие решения.

-- Я заместитель заведующего дошкольного учреждения по основной деятельности. Будем ли мы являться педагогическими работниками, или нет? Почему у нас нет льготной пенсии и доплат на методическую литературу?

-- Заместитель заведующего дошкольного  учреждения всегда относился и относится к педагогическим работникам. Насчет пенсии вас кто-то неправильно информировал: раз вы относитесь к педагогическим работникам, то пользуетесь правом выхода на пенсию раньше установленного законодательством возраста.

-- Но мне сказали, что я являюсь управленцем, а не педработником.

-- Анна Ивановна, запишите: «В соответствии  с постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 9 октября  2008 г. № 1490 заместитель заведующего  по основной деятельности дошкольного  учреждения включен в Перечень учреждений, организаций и должностей для целей профессионального пенсионного страхования медицинских и педагогических работников, что предоставляет право выхода на пенсию раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста».

Насчет  выплат на приобретение методической литературы вопрос, конечно, не решен, хотя и прорабатывается. Но каждый руководитель дошкольного учреждения при распределении премиального фонда может стимулировать вашу подписку на профессиональные издания. Так что, посмотрите, у вас есть все права, вы ими, пожалуйста, пользуйтесь!

-- Воспитатель, Минск.  Как будет решаться  кадровый вопрос  дошкольных учреждений? У нас почти  нет молодых специалистов, остались только  те, кто не мыслит  своей жизни без  детей…

-- Наши детские садики и центры развития ребенка работают неплохо: люди с удовольствием ведут в садики своих детей, понимая, что ребенок получит хорошую подготовку, воспитание, возможность социализации, что он будет ухожен и досмотрен. Ежегодно в детские сады распределяются молодые специалисты. И в немалом количестве. В  2009 году в дошкольные учреждения республики распределен 661 педагог, из них 418 выпускников педагогических вузов,  243 выпускника педколледжей; в 2010 году -- 674  выпускника. Контрольные цифры приема по специальностям дошкольного профиля ежегодно увеличиваются. Но мы осознаем, что проблема в ином -- в невысоком социальном статусе дошкольных работников. И комплексно будем решать эти вопросы. 

Екатерина Витальевна, Жодино:
-- Есть такой наболевший  вопрос: родители  видят, что группы выглядят довольно бедно, им хочется, чтобы ребенок пришел в красивое помещение и играл с хорошими игрушками. А воспитатели не имеют права собирать на что-то деньги…

-- Вы в  силах решить этот вопрос, создав попечительский совет. Если родители активны, хотят и могут оказывать помощь, создавайте совет и проводите все финансовые вопросы через него.  
 
Если  в семье абитуриент...

Наталья Степановна Прокопчик, Воложин:
-- В одной из газет прочитали, что если в поселке население до 15 тысяч  человек, абитуриенты считаются выпускниками сельских школ. Скажите, какие нужны документы, чтобы воспользоваться этим правом?

-- Нет, это не так. Вы, наверное, имеете в виду немного другое. В правилах приема указано, что для удовлетворения потребностей в кадрах организаций, находящихся в населенных пунктах с численностью населения менее 20 тысяч человек, в населенных пунктах, расположенных на территории радиоактивного загрязнения, либо в сельских населенных пунктах, осуществляется целевая подготовка специалистов. Прием абитуриентов для обучения на условиях целевой подготовки специалистов производится в пределах 30 процентов от контрольных цифр приема на специальности сельскохозяйственного, лесохозяйственного, медицинского, педагогического профилей, а также на специальности железнодорожного транспорта, журналистики, культуры и искусства.

Для участия в раздельном конкурсе необходимо подать справку сельского исполнительного  комитета о постоянном (не менее  двух лет) проживании на момент получения  образования в сельском населенном пункте.

Виктор  Александрович Матейчик, Ляховичи:
-- Рассматривался ли  вопрос о предоставлении  льгот при поступлении  в вузы победителям  олимпиады Союзного  государства “Россия  и Беларусь --  единая историческая  и духовная общность”?  Если рассматривался, то какое принято решение? 

-- В текущем году прием будет вестись по правилам, которые утверждены Указом Президента Республики Беларусь в 2006 году. Перечень олимпиад и интеллектуальных конкурсов, победители которых пользуются льготами при поступлении, утвержден. Льгот победителям названной олимпиады в нем не предусмотрено. 

Марыя Жыткоўская, Свіслацкі  раён:
-- Як вядома, у чэрвені  2008 года прыняты  Закон Рэспублікі  Беларусь аб правілах  беларускай арфаграфіі  і пунктуацыі. Новыя  правілы будуць  вывучацца ў школах з наступнага навучальнага года. У адпаведнасці з якімі правіламі (новымі ці старымі) будуць складзены тэсты па беларускай мове для абітурыентаў 2011 года?”

Па-першае, гаворка вядзецца не пра новыя  правілы, а толькі пра новую рэдакцыю правіл беларускай арфаграфіі і пунктуацыі, якая была зацверджана Законам Рэспублікі Беларусь 23 ліпеня 2008 года.

У 2011 годзе пры правядзенні цэнтралізаванага тэсціравання па беларускай мове з  тэставых заданняў будуць выключаны  тыя пазіцыі, якія датычацца змен у правапісе. Інфармацыя аб гэтым пададзена ў інструктыўна-метадычным пісьме Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь аб выкладанні вучэбных прадметаў “Беларуская мова” і “Беларуская літаратура” ў 2010/2011 навучальным годзе. Гэтая інфармацыя абавязкова будзе размешчана на сайтах Міністэрства адукацыі і Нацыянальнага інстытута адукацыі і апублікавана ў “Настаўніцкай газеце”. Так што на працягу трох гадоў пераходнага перыяду -- 2010, 2011, 2012 -- з тэставых заданняў гэтыя пытанні будуць выключаны.
 
Легко ли быть молодым? Специалистом

-- Наталья Иосифовна,  Гродно. Может ли  выпускник МГЭУ  имени Сахарова  (медико-биологическое  дело), поступать  в Витебский медицинский  университет на  заочную форму  обучения фармакологического  факультета?

-- Если вы работаете в области фармации, никаких препятствий быть не должно. На сайте каждого вуза есть перечень специальностей, по которым дается право поступления на бюджет на заочное отделение.

--Оказалось, что есть препятствия, хотя в моей трудовой книжке записано «младший научный сотрудник Института фармакологии и биохимии». На сайте информации нет, мы послали документы, но нам отказали именно в заочной форме обучения, любезно пригласив на стационарное обучение на второй курс. Разумеется, на платной основе. Возможности учиться на стационаре в другом городе платно у нас нет. Мне кажется, таким образом вуз стремится заполнить места на стационаре...

- Согласно порядку приёма данного вуза на заочную форму обучения могут поступать лица, имеющие образование медицинского, химического, биологического, химико-биологического профиля и работающие в области фармации. Если у вас есть другие предложения, можно обратиться в Министерство здравоохранения.  
 
Виолетта:
-- Скажите, пожалуйста, есть ли у нас  в стране бесплатное  образование? И  можно ли считать бесплатным то, за что приходится платить собственным трудом? Я имею в виду обязательное распределение выпускников бюджетной формы обучения.

-- Вы правильно, Виолетта, заметили  -- бесплатного образования у  нас нет. Высшее образование  наши студенты получают за счет средств республиканского бюджета или на условиях оплаты. В первом случае государство, затратившее немалые средства на подготовку высококвалифицированного специалиста, может рассчитывать, что этот специалист будет работать там, где страна больше всего в нем нуждается.

Это своего рода социальный договор между  студентом-бюджетником и государством. Те, кто не желает работать по распределению, могут обучаться за счет собственных  средств или возвратить в бюджет средства, затраченные на их обучение.

Распределением  мы гарантируем выпускнику предоставление первого рабочего места. Следует  отметить, что количество выпускников, трудоустроившихся по распределению, ежегодно увеличивается. Направления  на работу по их желанию  в 2010 году выданы также 1408 выпускникам государственных вузов, получивших высшее образование на дневной форме за счет собственных средств. В 2009 году попросили о распределении и получили статус молодого специалиста 845 выпускников, обучавшихся за свой счет. То есть все большее количество вчерашних студентов ценят возможность гарантированно получить первое рабочее место и пользуются ей.  
 
Дмитрий Гоменюк, Минск:
-- Ожидают ли какие-либо  изменения институт  обязательного распределения  в системе образования?  Как скоро вузы  Беларуси подпишут Болонскую конвенцию и какие на данный момент для этого есть преграды?

-- В ближайшее время существенных  изменений в институте распределения  мы не намечаем. Распределение  является важным фактором кадрового  обеспечения отраслей экономики  и социальной сферы страны.

В Болонской декларации установлены  основные цели и задачи, решение  которых способствует созданию единого  Европейского пространства высшего  образования. Основные тенденции развития белорусской системы высшего  образования не противоречат как  основным принципам Болонской декларации, так и международным стандартам в сфере образования. Некоторые высшие учебные заведения (Белорусский государственный университет, Белорусский национальный технический университет и Гродненский государственный университет имени Я. Купалы) уже стали членами Европейской ассоциации университетов (EUA), являющейся ассоциированным участником Болонского процесса.

Беларусь  взвешенно подходит к вопросам присоединения  к Болонской декларации, ставя  во главу угла вопросы качества подготовки специалистов и свои национальные интересы. Вопрос о вступлении Беларуси в Болонский процесс прорабатывается на самом высоком государственном уровне.  
 
Куда  пойти после базовой  школы?

Анна  Валерьевна, Минск:
-- Моя дочь окончила 9 классов в школе №27. Экзамен по математике сдала на 2. Годовая отметка тоже 2, потому что не дается моей дочери этот предмет. А может, по причине напряженных отношений с учительницей, так как по химии и физике у дочери “четверки”.

Аттестат  с двойкой по математике отрезал нам путь в училище после базовой школы. На работу 15-летнюю девочку не возьмут, в вечернюю школу берут только работающих. Получается, дочь не вписывается в наше общество. Неужели общеобразовательной школе нужны неуспевающие ученики в старших классах? Когда я училась в школе, двоечникам “рисовали” тройку, чтобы дать им возможность после 8 классов куда-то поступить, сменить обстановку и наконец-то оказаться в “ситуации успеха”.

Сейчас  моя дочь мечтает  стать кондитером или парикмахером: она девочка с  артистическими, творческими задатками. Останется ли у нее желание зарабатывать деньги честным трудом через два года? Я не могу уделять ей слишком много внимания: воспитываю одна, работаю. А на таких красивых и неустроенных девочек охотится криминал: это им предлагают работу “официанткой в Москве” или “горничной в Турции”, чтобы превратить в живой товар.

-- Анна Валерьевна, «двойка», которой  боялись, будучи школьниками,  сегодняшние родители, отличается  от «двоек», которые порой появляются  в дневниках учеников. Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся предусматривает отметки от 1 до 10 баллов, при этом вся шкала является положительной. Отсутствие результатов учебной деятельности -- это «ноль». Вы можете подавать документы в училище. Есть и другие пути. После получения свидетельства об общем базовом образовании ваша дочь может продолжить обучение в средней школе, в которой окончила базовую школу, или пойти в вечернюю школу. Вечерняя школа -- общеобразовательное учреждение, которое обеспечивает право граждан на получение общего среднего образования, в том числе и без отрыва от трудовой деятельности. Однако трудоустройство не является обязательным условием для зачисления в вечернюю школу. Прием в нее осуществляется на основании заявления на имя директора вечерней школы и свидетельства об общем базовом образовании.

Ольга, Минск:
-- Мой сын окончил  девятый класс,  обучался по программе  для детей с  особенностями психофизического  развития. Он освобожден  врачами от экзаменов,  нам вывели средний  балл, который составляет 3,7. Понятно, что на вуз не претендуем, но даже для ПТУ такой балл очень низкий. В справочнике указаны специальные группы для таких детей. Их, во-первых, совсем немного, а во-вторых, нам сказали, что предназначены они для ребят, у которых более серьезные диагнозы, то есть практически не дееспособных. А что делать таким, как мой сын? Ведь ребенок не виноват в том, что у него такая беда, нужно получать специальность, как-то устраиваться в жизни. А выбора реально нет никакого. Куда, например, нам можно подавать документы, и реально ли это вообще?

-- Уже  одно то, что вы думаете об  этом, основательно рассуждаете и нацелены на позитив, о многом говорит. Не отчаивайтесь, сейчас много возможностей. В этом году, например, меньше выпускников. Мы видим, что полностью укомплектуются вузы и колледжи, а вот в профтехучилищах останутся места на хороших специальностях, мы вынуждены будем даже напрягаться, чтобы обеспечить прием. Посмотрите, куда тянет вашего ребенка, подойдите к директору. Ребенку нужно и можно помочь, я передам ваш телефон специалисту, который займется вашим вопросом.

Дела  студенческие

Татьяна Петровна АНИКЕЕВА, Минск:
-- Мой внук на  первом курсе БГУИР.  Учится платно, но  он отличник, в  первой пятерке  по рейтингу, сессию  сдал блестяще. Может ли он перевестись на бюджет?

-- Может, уважаемая Татьяна Петровна. Положением о порядке перевода  студентов и учащихся государственных  учреждений, обеспечивающих получение  высшего и среднего специального  образования, с платного обучения  на обучение за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, утвержденным постановлением Совета Министров от 13.05.2007 № 609, установлен порядок такого перевода. Ваш сын после окончания 1 курса как студент в течение учебного года успевающий на “отлично” и достигший высоких показателей в научно-исследовательской деятельности  и общественной работе может быть переведен на конкурсной основе с платного обучения на бюджетное. Для этого ему нужно собрать подтверждающие его достижения документы и в установленные сроки подать их в конкурсную комиссию, которая рассмотрит заявление и примет соответствующее решение.
 
-- Наталья, я из  города Барановичи. Моя дочь учится  на маркетолога  в БГУИР. Сейчас  мы пытаемся найти  ей возможность  подработать по  специальности. Но  все бесполезно, потому что берут на работу в основном специалистов со стажем. Такая же ситуация и со специальностью «продавец». Когда я сама училась, мы свободно попадали на практику в творческие коллективы, работали, проходили практику. Кто-то получал гонорары, кто-то работал безвозмездно, чтобы приобрести навык в профессии. Скажите, а почему для новых на рынке специальностей, в данном конкретном случае маркетологов, нельзя придумать нечто подобное? Практику в коллективах, например.

-- На каком  курсе учится ваша дочь?

-- На третьем.

-- Я  вообще рекомендую первые три  курса, поскольку они базовые,  больше заниматься собственно  образованием, то есть получением  знаний на лекциях. Там закладывается  фундамент. А вот после третьего  действительно нужно уже думать  и о приобретении практического опыта работы. Нужно искать для этого возможности, их хватает на самом деле. И через университет, и через соответствующие службы -- занятости, вторичной занятости, можно поехать в стройотряд. Но надо все время искать, не бояться себя предлагать: спрашивать, смотреть газеты, объявления. Все-таки она будущий маркетолог, должна и в этом тоже приобретать знания. Изучать рынок труда, психологию, возможности. Кстати, для того, чтобы защитить выпускников, у нас есть право на первое рабочее место. Все наши службы работают на то, чтобы молодой человек устроился в жизни.

-- Тогда вопрос по  поводу обеспечения  первого рабочего  места… Это касается только тех студентов, которые обучаются на бюджете?

-- Да, но  мы стараемся помочь всем. И  если к нам обращаются выпускники, которые учились за свой счет, стараемся помочь. Я уже отмечал, что многие выпускники, которые учились на платном, просят первое рабочее место, и мы его им даем.

-- Насколько реально,  если ребенок учится  на «отлично» перейти  на бюджетную форму  обучения?

-- Реально.  Об условиях вам нужно поинтересоваться  у своего декана. При хорошей  учебе и скидки возможны до 60 процентов, и перевод на бюджетную форму обучения. Многие этим пользуются.  
 
Николай, Минск:
--Некоторое время назад в прессе муссировался вопрос о привлечении студентов-заочников на срочную службу. Было ли какое-то решение по этому поводу? Или, может быть, оно только ожидается?

-- В 2009 году Министерством обороны  был предложен к рассмотрению  проект Закона Республики Беларусь  “О внесении изменений и дополнений  в Закон Республики Беларусь  “О воинской обязанности и  воинской службе”, в котором  предлагалось пересмотреть перечень отсрочек от призыва на срочную военную службу, в том числе исключить отсрочку от призыва для студентов-заочников. Инициатива военных была вызвана демографическими причинами -- значительным снижением численности мужчин, подлежащих ежегодному первоначальному приему на воинский учет и уменьшением призывных ресурсов -- и стремлением сохранить обороноспособность страны на прежнем уровне.

Министерством образования в процессе обсуждения предложено предусмотреть для этой категории граждан государственные гарантии -- дополнительно вводить или резервировать места в вузах, чтобы они могли продолжить обучение после увольнения в запас. Мы также предлагаем предусмотреть норму о нераспространении этого закона на студентов заочной  формы обучения, которые поступили в вузы до вступления его в силу. Пока изменения в закон не утверждены, перечень отсрочек остается прежним.  
 
У учителей есть вопросы

Никифоров Павел Владимирович,  учитель информатики  СОШ № 61 г. Гомеля:
-- Кто должен производить  косметический ремонт в школьном кабинете? Директор школы требует, чтобы учителя изыскивали средства на ремонт кабинета самостоятельно или производили его своими силами.

-- Ремонт в школах осуществляют управления образования. Однако благоустройство помещений и территорий, в том числе и косметический ремонт школьных кабинетов, может также проводится за счет средств попечительского совета, если попечительский совет принимает такое решение.

Геннадий, учитель физкультуры:
-- Вернут ли в  школу третий урок  физкультуры?

-- Вы, вероятно, следили за процессом перевода общеобразовательной школы на единый учебный план.  Вводить третий урок физкультуры в неделю можно только за счет других предметов -- математики, химии, гуманитарных дисциплин... Если подскажете, за счет какого предмета можно сберечь этот час, мы этот вопрос будем рассматривать.
Есть  шестой школьный день, в это время  и должна проводиться физкультурно-массовые мероприятия. У субботы большой потенциал проведения вот этой работой.

-- Неспортивные дети добровольно  на факультативы не придут. Был бы третий урок в неделю -- волей-неволей должны были бы устроить своему организму зарядку. И оплачивается внеклассная работа иначе...

 --  Понимаю ваш интерес, но в  едином учебном плане два урока  физкультуры в неделю. А после  уроков и по субботам многое зависит от учителя, от того, как он организует внеклассную работу. При переходе на одиннадцатилетку сократили не только количество уроков физкультуры, но и математику, русский и белорусский языки, английский. Поэтому сегодня больше внимания надо уделять внешкольной работе по физкультуре. 
 
Людмила, Барановичи:
-- У меня не столько  вопрос, сколько проблема -- юридического сопровождения  молодого специалиста. Это моя жизненная  проблема -- я учительница, вдова, у меня два  сына. Оба пошли  по моим стопам: один окончил университет, второй уже перешел на пятый курс, тоже будущий педагог. Зарплата учителя не позволила мне дать стационарное образование обоим детям, тем более, что разница у них всего два года. То есть один поступил, а через два года второй. Поэтому мои дети учились заочно и  не получили статуса молодого специалиста.

Старший окончил вуз очень  хорошо, но не смог сразу  устроиться в школу, так как не было мест. Окончил магистратуру, вновь пришел в  школу -- ответ  такой же. Ушел из системы образования, работает в другой сфере. А жаль, потому что хороший, умный, ответственный молодой человек. Второй сын окончил заочно четвертый курс. Но если раньше было такое понятие «незаконченное высшее образование», и тогда заочник, чтобы как-то войти в профессию, после третьего курса уже мог работать, например, лаборантом, вливаться в школьный коллектив, получать часы, то несколько лет назад статус «незаконченное высшее» был ликвидирован. Поэтому лаборантами в школе работают технологи, кондитеры, музыканты -- все, кто угодно, но только не студенты -- без пяти минут педагоги. У нас идет феминизация образования, на всем обществе так или иначе сказывается тот факт, что мальчиков воспитывают женщины. Но вот окончит мой младший -- и перед ним  точно так же закроется дверь школы... Можно ли надеяться, что юридическое сопровождение человека в год окончания вуза будет не зависеть от того, заочно он учился или на стационаре?

-- Видите, у вас такая проблема, а за несколько минут до вас  звонили студенты, которые сетовали на обязательную отработку после учебы. По существующему законодательству заочная форма обучения не предусматривает распределения. Ваш младший сын не попадет под распределение, но коль у вас династия, и, как вы правильно заметили, школе остро не хватает мужчин, давайте вместе поищем ему место работы...

Насчет  работы вашему студенту: можете взять  в вузе справку, что он окончил  четыре курса университета, и использовать ее как аргумент при поисках места  работы. Она играет немалую роль -- одно дело, когда на место лаборанта  претендует человек «с улицы», другое -- когда без пяти минут учитель. Спасибо вам за звонок, вы подняли важную проблему, над ней стоит подумать.

Людмила, Минск:
-- Не раз и не  два по радио  и телевидению  разные специалисты  говорили о том,  что необходимо  вернуть в школы предмет «Этика и психология семейной жизни». Как вы относитесь к этому вопросу, и, если положительно, то когда можно такого ожидать?

-- Я, Людмила, считаю, что в школе должна быть этика и психология семейной жизни  -- но, может быть, не называясь отдельным предметом. Семейной жизни надо учить ребенка, начиная от его рождения, и на протяжении всей жизни. И учить на уроках физики, истории, пения, литературы, на факультативных занятиях... У нас есть уроки по трудовому обучению, и там надо научить, как вести себя, как готовить, как с мужем разговаривать. Практика показывает, что отдельный предмет не очень эффективен. Надо, чтобы все воспитатели и педагоги вместе с родителями были нацелены на воспитание личности, которая сможет жить в обществе, создать свою семью и быть в ней счастлива. Поэтому мой ответ таков: этика и психология семейной жизни должна идти в школьном обучении красной нитью. Но не обязательно отдельным предметом.

-- Простите, но это  утопическое пожелание, чтобы на физике или  математике этому учили. Вы посмотрите, о чем статистика говорит -- 10-20 процентов школьников не хотят создавать семью, а среди молодежи 23-27 лет еще большее количество против. Наверное, созрела необходимость все-таки в отдельный предмет выносить...

  • Людмила, сейчас изумительно хорошо звездное небо -- виден Сатурн, великолепная комета... Но любоваться этой красотой может только человек образованный, знающий и физику, и астрономию. Он выйдет посмотреть на звезды вместе с семьей -- дети будут счастливы. Это тоже этика и психология семейной жизни, потому что люди должны быть увлечены культурой, знаниями. А выносить в отдельный предмет -- будут сидеть, уроки составлять, какие-то конспекты писать...

Если  у вас есть конкретные предложения  -- концепция этого учебного предмета, программы, изложите свои мысли. А мы ваши предложения изучим, встретимся и эту тему продолжим. Не забудьте взглянуть на Сатурн, он очень красив! 

Дети  очень устали

Ольга:
-- Мой сын в этом году закончил 11 классов, поэтому я хорошо знаю, что для выпускников  это был трудный год. Детям пришлось пройти программу двух лет по многим предметам (поэтому они единственные учились и в субботу!) и готовиться к вступительным испытаниям. Таким образом, напрашивается вопрос -- есть ли необходимость в проведении выпускных экзаменов в школе? Зачастую полученная на экзамене оценка (особенно более высокая) никак не влияет на итоговую оценку в аттестате, а уже через неделю после выпускных экзаменов необходимо сдавать централизованное тестирование. Может, проще перенять пример России -- совместить выпуск и централизованное тестирование или вообще выставлять оценки в аттестат по результатам четвертных оценок в учебном году, при этом экономить средства, время и нервы? И почему количество вступительных испытаний для абитуриентов ограничено тремя, а не, хотя бы, четырьмя? Это дало бы больше возможностей молодому поколению. 

-- Ольга, цель выпускных экзаменов  в школе -- оценить уровень  усвоения содержания общего среднего образования, предусмотренного стандартами  и учебными программами по учебным предметам. Выпускные экзамены за период обучения на уровне общего среднего образования предоставляют учащимся возможность повысить итоговые отметки, что, в свою очередь, повышает средний балл аттестата, который учитывается при поступлении в высшие и средние специальные учреждения.

Правилами приема установлена сдача только трех вступительных испытаний для  всех специальностей высшего образования. Мы исходим из того, что выбор  будущей профессии должен, прежде всего, быть профориентированным.  Поэтому  более 360 специальностей, по которым высшие учебные заведения осуществляют подготовку специалистов, объеденены в 23 профиля. Для каждого профиля образования определены 2 соответствующих профильных вступительных испытания плюс государственный язык. Открытость и доступность информации о складывающемся конкурсе и проходном балле на все специальности позволяют абитуриентам, поступающим в вузы, свободно ориентироваться в складывающемся конкурсе как на бюджетную, так и на платную форму обучения и на стадии подачи документов соизмерять свои возможности и желания, вносить соответствующие коррективы. Расширение перечня вступительных испытаний выдвигает на первое место не профессиональный выбор абитуриента в соответствии с призванием, а решение задачи “поступить любым путем, неважно на какую специальность”.

Обращаю ваше внимание, что установленные  сроки приема на уровень среднего специального образования позволяют  абитуриентам, не прошедшим по конкурсу в вузы, участвовать во вступительных  испытаниях и конкурсном отборе на уровень среднего специального образования.

Светлана  Михайловна МАРЧЕНКО, Минск:
-- Дочь оканчивает 4 курс факультета межднародных отношений БГУ. Через  две недели после  летней сессии у них  госэкзамены. Какой  в них смысл  за год до окончания  учебы, мне не смогли вразумительно объяснить ни в БГУ, ни в РИВШ, куда меня из БГУ отправили (РИВШ составляет учебные планы, по которым с 1998 года на факультете международных отношений госы сдают четверокурсники).

По-моему, это огромная и  нелогичная нагрузка: я поняла бы, если бы по итогам госов давали степень бакалавра. Но ее не дают. И чем будут заниматься будущие переводчики на 5 курсе?!

Уважаемая Светлана Михайловна! Учебный процесс  в вузах осуществляется в соответствии с учебными планами по специальности, разрабатываемыми на основе требований образовательных стандартов высшего образования. Ваша дочь, зачисленная в БГУ в 2006 году,  обучается по учебному плану, утвержденному в 2001 году. Учебными планами 2001 года предусмотрено, что государственный экзамен по предметам специальности разделен на 2 этапа: первый этап сдается по окончанию четвертого курса и включает вопросы по специальности, второй -- по окончанию пятого курса, где включены вопросы по специализации.

В 2008 году утверждены новые учебные  планы, которые предусматривают сдачу ГЭК в один этап. Но по этим учебным планам занимаются только студенты, поступившие в 2008, 2009 году. Студенты, зачисленные в вуз до 2008 года, должны завершить обучение в соответствии с учебными планами, по которым они начали обучаться с 1 курса.

И вновь о приемной кампании

Светлана  Владимировна Довнар:
-- На тестировании  дети пользуются  черновиками, которые  организаторы забирают  и уничтожают. Испытания  идут в один  день для всех, зачем же забирать  и уничтожать черновики?

--Вопрос  деликатный: а если кто-то в своем черновике вынес условия теста, и передал кому-то другому... А по окончании основных испытаний будет резервный день... Чтобы не оставить шанса для нежелательных действий, надо строго выполнять инструкцию. 

Татьяна Владимировна Зайцева:
-- В прошлом году я пыталась получить из РИКЗ тест своей  дочери. Девочка сказала, что все задания  по математике решила, а получила низкий балл. Мы решили посмотреть, не произошел ли сбой техники. Пришли в РИКЗ в назначенный нам день. Я уже, конечно, не вспомню имя женщины, которая принимала нас в вестибюле... нам не дали посмотреть работы, сказали, что еще раз проверят результат и уведомят нас письменно. Мы действительно получили письмо, в котором было написано, что работу еще раз проверили, баллы выставлены правильно.

-- Мы разберемся, что произошло, и обязательно сообщим вам… Напомню, что ознакомиться с правильными решениями тестов можно до подачи документов в вуз в изданных Институтом контроля знаний сборниках тестов по каждому предмету. 

Инна, Брест:
--Как лично вы  относитесь к существующей  системе проведения  вступительных испытаний?

-- Мне приятно видеть, что эта  система стала уже привычной, что она востребована, потому что  построена на принципах предъявления знаний, причем в полном объеме по всей программе, ведь тест охватывает всю программу. Она справедлива, не предполагает вмешательства ни с какой стороны, объективна. И, как результат, -- пятый год правила приема без изменения. Мы в этом году видим, что из университетских двориков исчезли родители: они уже убедились, что там в их присутствии просто нет необходимости -- дети знают, что делать, они заранее подготовлены. Не явившихся на испытания стало гораздо меньше: раньше не являлось примерно 10 процентов зарегистрировавшихся участников, сейчас не более 2. То есть молодые люди делают осознанный выбор. Значительно меньше удаленных -- абитуриенты понимают, что не надо злоупотреблять шпаргалками и мобильной связью. 

Мы  чувствуем, что воспитываем ответственность, эта система справедливого конкурсного отбора формирует порядочность, справедливость и корректное отношение друг к другу даже во время конкурса. Сейчас работаем над тем, чтобы значительно усилить возможности информационного поля -- думаем, что со временем перейдем не только на регистрацию в электронном виде, как сделали в этом году, но и на зачисление в электронном виде. Мы даже подумываем над тем, как организовать централизованное тестирование в течение всего года, чтобы экзамены прошли мягче, и возможностей поступить было больше.

Приятно, что нашим опытом интересуются: недавно делились со специалистами из Туркменистана, изучали опыт Азербайджана. Там с 1992 года идет тестирование, сразу по пяти предметам. Мы не со всем согласны, экзамен в любом виде -- устной, письменной форме или через тест -- элемент учебного процесса, он должен быть по одному предмету. Мы так сделали, и видим, что это объективно, дети это приняли, заказчики довольны, потому что в вуз проходят более подготовленные абитуриенты. И обустраиваются в жизни все: мы видим, что у нас после общеобразовательной школы каждый ребенок устроен.

Анна  Александровна, Минск:
-- Я слышала, что  готовится совместная коллегия министерств  образования Беларуси и России. Что будет  стоять на повестке дня? Случайно не конкретные шаги по унификации систем поступления в вузы?

-- Мы планируем  провести ее в декабре. Один из основных вопросов -- качество работы высшей школы, то есть подготовка на этом этапе  образования -- и инженеров, и  врачей, учителей, работников агропромышленного  комплекса. Будем говорить о стандартах, учебных планах, уровне подготовки преподавателей, технологиях. Безусловно, и о филиалах, представительствах, массовости высшего образования.

Об унификации систем поступления мы договорились давно: будем последовательно к  этому идти. У нас похожая, тестовая основа, только в России школьники сдают единый экзамен. У нас же за школу обычные экзамены, а вступительные испытания в форме централизованного тестирования. Наши эксперты ведут работу, чтобы находить точки соприкосновения, потому что  белорусов, желающих учиться в российских вузах, и россиян, которые хотят приехать к нам, всегда достаточно. У нас единое образовательное пространство, приемные комиссии не делают различий между абитуриентами из Беларуси и России, хотя всеобъемлющей унификации, я думаю, никогда не будет. Мы должны давать равные возможности, сближаться в технологиях приема, и мы это делаем.

Полный вариант online-конференции читайте здесь...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter