«Русские сезоны» в сезон дождей. Лучшие танцовщики мира выйдут на сцену Большого в Минске.

В октябре впервые в Беларуси звезды мирового балета покажут спектакли проекта «Русские сезоны ХХI века». Этот триумфальный проект, более века назад основанный первым русским импресарио и «гением займов» Сергеем Дягилевым, лишь несколько лет назад возродился благодаря выдающемуся танцовщику Андрису Лиепе. Эксперты единогласны – сегодня в мире нет ничего более масштабного, что связывало бы русское искусство с Западной Европой.

В октябре впервые в Беларуси звезды мирового балета покажут спектакли проекта «Русские сезоны ХХI века». Этот триумфальный проект, более века назад основанный первым русским импресарио и «гением займов» Сергеем Дягилевым, лишь несколько лет назад возродился благодаря выдающемуся танцовщику Андрису Лиепе. Эксперты единогласны – сегодня в мире нет ничего более масштабного, что связывало бы русское искусство с Западной Европой.

Сейчас его назвали бы гениальным продюсером или промоутером. В 1906 году Сергей Дягилев на свой страх и риск вывез в Париж первые «Сезоны». Русские композиторы, Шаляпин с «Борисом Годуновым», сенсационная художественная выставка и, конечно, лучшая в мире балетная школа. Амбициозную идею Дягилева можно сравнить с замыслами Петра Великого. И опять прорубать окно в Европу было нелегко. Вечный поиск меценатов, снисходительно-подозрительное отношение со стороны правительства, долги... «Сезоны» шли практически до 1928 года, года смерти Сергея Дягилева. К сожалению, после революции «Русские сезоны» «увезли» за границу и оставили там лучших представителей русской культуры – Стравинского, Дягилева, Павлову, Нижинского, Красавину, Михаила Фокина, Иду Рубинштейн.
– Этим проектом я занимаюсь больше 18 лет, – рассказывает «душа» проекта Андрис Лиепа. – Уже восстановлено десять спектаклей. Они передавались, как говорят танцовщики, «из ног в ноги». Постановки уже два года подряд проходят в парижском театре Champ-Elysees. К новому сезону мы восстанавливаем «Петрушку», «Шопениану» и «Половецкие пляски». В планах поставить для балерины Илзе Лиепа, моей сестры, «Клеопатру», для Коли Цискаридзе – «Нарцисса» на музыку Черепнина. Проекту «Русские сезоны XXI века» очень важно восстанавливать те спектакли, которые никогда после Дягилева не шли. Например, «Синий бог». Мы возрождали их по воспоминаниям, фотографиям – это уже новая, современная хореография на основе той, которую мы тщательно изучаем и восстанавливаем по крупицам. Что-то приходится додумывать, что-то осовременивать, немного менять музыкальную часть.
В Минске Лиепа не в первый раз. В 1986 году Андрис и Нина Ананиашвили вместе с Валентином Елизарьевым поставили номер, с которым впоследствии завоевали Гран-при на международном конкурсе в США.
– Это земля и небо, – восклицает танцовщик, – то, как выглядел белорусский Большой тогда, и роскошь, величие, которые я вижу сегодня. Меня поразило фойе театра. Я решил привезти в Минск выставку художников Анатолия и Анны Нежных, посвященную «Русским сезонам», именно здесь ее и можно будет экспонировать. Сцену еще предстоит опробовать.
Протокол о намерениях с руководством Национального академического Большого театра оперы и балета уже подписан. Скорее всего, Лиепа привезет два уникальных спектакля – «Шахерезаду» и «Жар-птицу», которыми в 1910 году Сергей Дягилев покорил Париж. На гастроли в Беларусь приедут звезды московского Большого и Мариинки. Андрис заверил, что его сестра Илзе Лиепа обязательно будет участвовать в спектаклях, которые пройдут в Минске. В марте у балерины родилась дочь Надежда, тем не менее Илзе уже вышла на сцену. Сколько будут стоить билеты на «Сезоны», пока остается только гадать. К слову, восстановление только одного костюма к спектаклю оценивается мастерами в несколько тысяч евро. Плюс расходы на транспортировку и обеспечение быта артистов. Без спонсорской помощи не обойтись.
– Мне кажется, парижский успех закономерен, в этом году за месяц были проданы все билеты, – говорит Андрис Лиепа. – Я надеюсь, что в Минске будет точно так же. Мне очень хотелось бы, чтобы здесь этот проект, как и в Париже, стал долгосрочным.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter