“Россия пытается загнать нас в Таможенный союз”. Так считает профессор БГУ Юлиана Малевич.

В середине недели “Белтрансгаз” и “Газпром” планируют подписать дополнительное соглашение к контракту по транзиту газа на 2010 год. По словам гендиректора “Белтрансгаза” Владимира Майорова, стороны настолько сблизили позиции, что вполне реально заключить допсоглашение дистанционно.

В середине недели “Белтрансгаз” и “Газпром” планируют подписать дополнительное соглашение к контракту по транзиту газа на 2010 год. По словам гендиректора “Белтрансгаза” Владимира Майорова, стороны настолько сблизили позиции, что вполне реально заключить допсоглашение дистанционно. Как оказалось, партнеры вполне способны работать в нормальном режиме. Опираться на документы, а не на военную риторику. А ведь еще неделю назад российский газовый монополист разговаривал только на языке ультиматумов, затягивая газовую “удавку” все туже, и не хотел слушать ни о каких компромиссах. В интервью телеканалу “Евроньюс” Президент Беларуси Александр Лукашенко подчеркнул: со стороны России спор абсолютно беспочвенный и газ в данном случае — лишь повод достичь политических целей.

— Документов станет больше, но как стороны будут следовать букве закона, зависит от межгосударственных отношений, — полагает профессор факультета международных отношений БГУ Юлиана Малевич.
Свою “честность” и “партнерские качества” “Газпром” отчетливо продемонстрировал во время конфликта, им же спровоцированного. И если наша страна сумела срочно изыскать средства, то “Газпром” торговался за каждый цент: заплатив сначала 228 миллионов, он долго отпирался, но, как сообщил первый вице-премьер Владимир Семашко, в конце концов  признал,  что  недо-платил.
В то время как обычно нарекания в подобных ситуациях вызывают страны-транзитеры, а не поставщики, в нынешнем конфликте — все наоборот: “Газпром” выглядит в глазах Европы не слишком привлекательно и судьба многочисленных труб, которые он прокладывает на Запад, сомнительна — все они сходятся в одной компании. Которая, кстати, “недоплатила” не только Беларуси: по данным польской компании EuRoPol Gaz (владелец и оператор польского участка газопровода Ямал—Европа), за четыре года монополист задолжал 180 миллионов долларов. При этом даже после решения российского суда он отказывается платить по счетам.
Не успел утихнуть газовый конфликт, начало которого “Газпром” приурочил к дате начала Великой Отечественной, как “Россельхознадзор” решил отметить, “юбилей” еще одной “войны” — молочной. В пятницу ведомство запретило поставку продукции четырех крупных белорусских молочных заводов — из-за “технической проблемы”: наличия антибиотиков в молоке. Год назад причиной стало якобы несоответствие продукции новым техрегламентам. Выходит, очередной “рабочий момент” снова раздувают до уровня международного скандала?
— Все эти ограничения связаны с одной вещью: Таможенным союзом. Для того чтобы продемонстрировать свой уровень влияния в мировой политике, Россия всеми путями — а в случае с нашей страной это только экономические пути — будет пытаться загнать нас в союз. Именно загнать. Нас никто не спрашивает, на каких условиях мы хотим войти в Таможенный союз: либо на российских, либо никак, — говорит Юлиана Малевич.
Действительно, российский властный тандем проявляет редкую неуступчивость по отношению к Беларуси, хотя другой партнер — Казахстан — получает нефть за полцены.
— Если бы была альтернатива, то никакого подобия газового, молочного и так далее конфликтов не было бы, — убеждена профессор. — Мы сейчас продаем свои молочные продукты не только в Россию, и, я думаю, эта тенденция будет развиваться. Чем больше будет выбор как для импорта, так и для экспорта, тем выше будет уровень нашего суверенитета.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter