“Рокеры” на проселках. Статистика свидетельствует, что в восьми из десяти аварий с участием мотоциклистов и скутеристов виноваты они сами.

С наступлением тепла на дороги выехали не только автомобили, чьи хозяева предпочитали в холода держать их в гаражах. К ним добавились мотоциклисты, “скутеристы”, велосипедисты... И опять термин “аварийность” все чаще стал мелькать в оперативных сводках. Какие рекомендации можно дать, чтобы избежать конфликтов на дорогах “большого” и “маленького” транспорта? Вот компетентное мнение на этот счет исполняющего обязанности начальника управления ГАИ УВД Могилевского облисполкома подполковника милиции Михаила НЕМЕРЖИЦКОГО.

С наступлением тепла на дороги выехали не только автомобили, чьи хозяева предпочитали в холода держать их в гаражах. К ним добавились мотоциклисты, “скутеристы”, велосипедисты... И опять термин “аварийность” все чаще стал мелькать в оперативных сводках. Какие рекомендации можно дать, чтобы избежать конфликтов на дорогах “большого” и “маленького” транспорта? Вот компетентное мнение на этот счет исполняющего обязанности начальника управления ГАИ УВД Могилевского облисполкома подполковника милиции Михаила НЕМЕРЖИЦКОГО.

На “развалюхе” и без прав

“Лихих” ездоков на мототранспорте две категории. Первую мы называем рокерами. Они настолько увлечены мотоциклами, что, как правило, приобретают дорогостоящие зарубежные марки, проводят их техническое “усовершенствование”, которое сводится чаще всего к изменению внешнего антуража и небольшому форсированию двигателя. Пролететь на высокой скорости и с оглушительным ревом по городским улицам или пригородным шоссе — кажется, их цель и смысл жизни.

Поскольку в рядах рокеров люди в основном молодые, то бездумные состязания в том, кто правила движения “круче” нарушит, становится смыслом езды. И тут, как говорят, недалеко до беды. Вот почему, налаживая встречи сотрудников Госавтоинспекции с любителями таких острых ощущений, стараемся организовать их, состязания проводить по правилам мото-спорта, устраиваем публичные показательные выступления самых умелых. А на дорогах за рокерами — самый жесткий контроль.

Однако американский “Харлей Девидсон”, стоящий не менее чем престижный автомобиль, не всякий мотолюбитель в состоянии приобрести. Поэтому главная опасность на дорогах не рокеры, а сельские мотоциклисты. И этому есть свои объяснения.

Новый мототранспорт стали меньше покупать. Это привело к тому, что эксплуатируются старые, подчас неисправные и дышащие на ладан двухколесники. Но серьезный мотоциклист, который не намерен нарушать правила движения, на таком транспорте ездить не станет. И он продает мотоцикл сельским подросткам, которым не терпится с ветерком прокатиться. Причем очень часто такие сделки совершаются без соответствующего переоформления в ГАИ, покупатель не имеет прав управления мотоциклом. И это нарушение как бы освобождает его от ответственности за все последующие: ведь что может быть безответственнее, чем езда без прав. Тогда и шлем одевать необязательно. Тогда перед тем, как прокатиться, можно и в рюмку заглянуть. А все в совокупности и составляет тот повышенный фактор риска, который и появляется на дороге.

Каждый третий подшофе

Статистика свидетельствует, что в восьми из десяти аварий с участием мотоциклистов и скутеристов виновны они сами. И каждый третий из виновных был в подпитии.

В минувшем году выявлено более 2600 нарушений. В этом — уже 280. Причем 39 из них — езда без прав, а 119 (!) — в состоянии алкогольного опьянения. Вот самые яркие примеры двух последних месяцев.

Двое 22-летних юношей решили с ветерком прокатиться на мотоцикле “Минск” по Кричеву, хотя прав на управление не было да и с бутылкой перед поездкой “пообщались” довольно тесно. Мотоциклист с управлением не справился, съехал на обочину и ударился в придорожное дерево. Обоих ездоков увезли в реанимацию. До сих пор их состояние остается крайне тяжелым. Серьезность травм объясняется еще и тем, что юноши ехали без защитных шлемов.

А житель Быховской деревни Мокрое, не имея ни прав, ни шлемов, так “прокатил” 26-летнюю односельчанку, что та попала в больницу с закрытой черепно-мозговой травмой.

Пока не поздно...

Чтобы каким-то образом исправить ситуацию и с мотоциклистами, делаем подворный обход владельцев мотоциклов, выявляем тех, кто не имеет прав. Самим или родственникам под роспись вручаем памятки, в которых обозначены наказания за этот вид нарушения, излагаем порядок сдачи экзаменов на категорию “А” экстерном.

Есть еще хорошее профилактическое средство — специальные кружки и клубы. В Могилеве и райцентрах их 30. В “Юных мотоциклистах” подростки изучают ПДД, отрабатывают навыки вождения. А при наступлении допустимого возраста члены кружков и клубов направляются на сдачу экзаменов в ГАИ. с рокерами после бесед и обмена мнениями организовали коллективный мотопробег.

Короче говоря, стараемся уберечь юных любителей быстрой езды от беды. А вот родители, долг и обязанность которых останавливать своих чад от необдуманных поступков, опасных увлечений, ложной бравады, к нашему огорчению, часто смотрят на все это сквозь пальцы, предоставляя детям излишнюю свободу. Результат такой свободы — горе и слезы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter